Безопасная езда на автотрассах невозможна без современной придорожной инфраструктуры
Даже самые закоренелые скептики вынуждены признать, что российские дороги в последние годы становятся лучше. Заметно сократилось в Интернете количество примеров, описанных пользователями, когда на той или иной региональной (муниципальной) трассе автомобиль на дорожных неровностях – рытвинах да ухабах – вдруг получал серьезные повреждения или, чего хуже, попадал в ДТП. На участках федеральных автодорог число таких случаев и вовсе сократилось до минимума. А все благодаря их приведению в нормативное состояние. Инструментом наведения порядка на территориальных и местных дорогах стал национальный проект «Безопасные качественные дороги».
Меры поддержки
Безопасную и комфортную езду на автотрассах обеспечивает не только их современное качественное покрытие, но и придорожная инфраструктура, дающая возможность путешественникам и перевозчикам грузов в нужный момент передохнуть в пути, перекусить, подремонтировать и заправить горючим автомобиль. На смену непритязательному сервису на российских автодорогах в последние годы приходят цивилизованные услуги, которые готовы оказывать автомобилистам представители малого и среднего бизнеса не только на трассах в густонаселенных регионах, но и в более отдаленных уголках нашей страны.
Правда, на периферии такие процессы происходят куда медленнее, чему есть объективные причины. Одна из главных заключается в том, что интенсивность движения транспортных средств, перевозящих грузы и пассажиров, в региональной глубинке гораздо ниже, а от этого зависит посещаемость объектов дорожного сервиса (ОДС) пользователями и, следовательно, прибыль предпринимателей. Меры их поддержки, определенные федеральными и региональными властями, нормативно–правовыми актами, дают придорожному сервису стимул к развитию.
К примеру, по такому пути пошли власти Мурманской области, где вопросам развития придорожного сервиса, перспективам внутреннего туризма уделяется большое внимание. В текущем году продолжается реализация проектов создания ОДС, инициированных инвесторами и местными жителями. Пять из них получили субсидии регионального комитета по туризму. В ближайшее время запланировано завершение строительства кафе на 1148–м км автодороги Р–21 «Кола», комплексов придорожного сервиса вблизи населенных пунктов Печенга и Старая Титовка. Планируется начало строительства еще нескольких подобных объектов. Субсидия на реализацию проектов создания ОДС в 2022 году увеличена до пяти миллионов рублей против прежних 800 тысяч. Кроме того, в регионе принят ряд решений, которые позволят получить льготные условия кредитования, региональные субсидии и консультативную помощь для получения федеральных средств на развитие ОДС, отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей Мурманской области Максим Белов.
Правительство Мурманской области разработало и утвердило план первоочередных действий для обеспечения устойчивого социально–экономического развития региона в условиях санкций. Вице–спикер регионального парламента Евгений Никора считает перспективной при реализации проектов придорожной инфраструктуры выдачу гранта отечественному бизнесу на приобретение права использовать бренд иностранных сетевых компаний с зарегистрированной на территории области франшизой.
Реализации проектов создания придорожного сервиса в Мурманской области может способствовать и статус резидента Арктической зоны РФ (АЗРФ), который позволяет инвесторам пользоваться налоговыми преференциями. Именно они и побудили ООО «Ивекта групп» к участию в конкурсе беспроцентных займов, который проводила компания «Норникель», на строительство ОДС. В итоге Ивекта оказалась победительницей. В настоящее время построенный ею инфраструктурный объект – многофункциональный сервисный центр на 1519–м км федеральной трассы Р–21 «Кола» – уже действует. Он включает современный автозаправочный комплекс с электрозарядной станцией и придорожное кафе. В планах у ООО «Ивекта групп» развитие сети подобных комплексов в Мурманской области и Северо–Западном федеральном округе, а также сети электрозаправок под брендом «EVecta».
Кстати, любой инвестиционный проект в Арктической зоне может стать резидентом АЗРФ и получить беспрецедентные меры господдержки, отмечает директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов АЗРФ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Владимир Гудков. Так, на 5 лет обнуляются налоги на имущество, землю и прибыль, 10 лет действует субсидирование 75% объема страховых взносов для вновь созданных рабочих мест.
Мода на модули
А вот в Башкирии в текущем году республиканское правительство утвердило порядок предоставления субсидий на обеспечение части затрат по созданию быстровозводимых объектов придорожного сервиса, в том числе из модульных конструкций. Средства из регионального бюджета смогут получить юрлица и индивидуальные предприниматели, реализующие проекты с объемом инвестиций не менее 5 млн руб. Размер субсидии составит до 7 млн руб., но не более 70% от общей суммы планируемых затрат.
Субсидию можно направить на приобретение и установку модульной конструкции, приобретение стройматериалов, оплату строительно–монтажных работ, покупку мебели и оборудования, а также организацию сетей электро–, газо– и водоснабжения. К быстровозводимым относятся те объекты, срок возведения которых от начала работ до готовности эксплуатации с учетом внутренней и внешней отделки не превышает трех месяцев. Площадь помещений, на строительство которых можно получить бюджетные средства, должна составить не менее 100 кв. м, в придорожных объектах должны быть размещены кафе с числом мест не менее десяти.
Для объектов придорожного сервиса вдоль федеральных автодорог с объемом инвестиций от 50 млн руб. и для дорог регионального, местного и межмуниципального значения с инвестициями от 20 млн руб. предусмотрены другие меры поддержки: им присваивается статус приоритетных, и компании могут претендовать на получение земельного участка в аренду без торгов. Для Зауралья и северо–востока Башкирии сделано исключение, здесь приоритетными могут стать проекты с объемом капиталовложений от 10 млн руб. Также компаниям возмещают часть затрат на строительство транспортной и инженерной инфраструктуры.
В октябре 2020 года в республике утвердили концепцию по развитию придорожного сервиса. В соответствии с документом к 2024 году в Башкирии должны появиться сотни новых объектов на федеральных и региональных трассах, столько же объектов будет реконструировано и оформлено в едином стиле.
Свои преференции у бизнеса, решившегося вложить средства в развитие придорожного сервиса, в Амурской области, где взят курс на создание современных ОДС. Станции техобслуживания, АЗС, гостиницы и кафе будут востребованы не только у путешественников, но и у большого числа людей рабочих профессий: водителей автобусов, грузовиков, спецтехники, уверен губернатор Василий Орлов. На первом этапе реализации программы инвесторам предлагают рассмотреть 7 площадок, расположенных на участках федеральной трассы «Амур» в Бурейском и Ромненском муниципальных округах, а также в Сковородинском, Шимановском, Серышевском, Архаринском и Свободненском районах. В случае заинтересованности предпринимателей будет проанализирована возможность размещения таких объектов у региональных дорог.
Минэкономразвития региона поддержит бизнесменов, готовых развивать придорожную инфраструктуру, субсидиями, земельными участками и налоговыми льготами. Так, наиболее затратными статьями бизнес считает технологическое подключение к коммунальной инфраструктуре, а также само строительство и модернизацию объектов. Частично компенсировать эти расходы специалисты намерены через субсидии из областного бюджета. Кроме того, проработаны варианты предоставления земельных участков, а также целый комплекс налоговых льгот. Среди них – пониженные ставки по земельному налогу и упрощенной системе налогообложения, которой пользуется большая часть предпринимателей в данной сфере, рассказала министр экономического развития и внешних связей Амурской области Оксана Кукшенева. Для удобства бизнеса будут проработаны типовые решения по новым объектам дорожного сервиса с использованием региональной символики и единого дизайн–проекта.
Девятое новоселье «Баранки»
Новый этап в создании современных ОДС на трассах Ленинградской области связан с открытием в мае 2022 года на 120–м километре автодороги Р–21 «Кола» Санкт–Петербург – Мурманск многофункционального комплекса дорожного сервиса «Юшково». Запуск данного проекта, реализованного в рамках Концепции развития объектов дорожного сервиса вдоль федеральных трасс, разработанной Росавтодором, стал возможен благодаря активной поддержке правительства Ленинградской области, Росавтодора и администрации Волховского района. На одной площадке объединены кафе «Баранка», АЗС «Сургутнефтегаз», магазин «Ладожская рыбка», детская и спортивная площадки, а также парковки для большегрузов и туристических автобусов. В частности, современное кафе «Баранка» на 64 посадочных места с полным циклом приготовления блюд – девятый по счету филиал сетевого проекта, оно было построено всего за полгода. Объем инвестиций составил 32 млн руб.
Ленинградская область – второй по плотности транзитного транспорта регион в России. По мнению заместителя председателя регионального правительства Дмитрия Ялова, создание полноценной сети обслуживания у дорог даст рабочие места населению небольших населенных пунктов и позволит жителям Санкт–Петербурга и области комфортнее перемещаться по дорогам региона.
Единый стандарт
В едином стиле стремятся развивать сервисные объекты на территориальных автодорогах власти Красноярского края. Там немало мест, притягательных для туристов, и маршрутов, которые любят жители и гости региона. Многие из них предпочитают путешествовать автотранспортом и, кроме качества дорог, очень ценят уровень придорожного сервиса. Именно поэтому год назад губернатор Красноярского края Александр Усс поставил задачу – повысить качество, комфорт и безопасность кафе, гостиниц, АЗС и других придорожных объектов.
Трасса Р–257 «Енисей» летом становится одной из самых востребованных транспортных артерий Красноярского края. Она ведет в популярные туристические места – Шушенское, Минусинск, Ергаки. По этой же дороге путешественники едут и на озера Хакасии. Путь до многих объектов неблизкий, и туристам требуется делать остановки в пути для отдыха и дозаправки автомобилей. В прошлом году губернатор Александр Усс поставил на контроль ситуацию с благоустройством объектов дорожного сервиса. А совсем недавно он совершил рабочую поездку вдоль федеральных трасс Р–255 «Сибирь» и Р–257 «Енисей», уделив внимание точкам придорожного сервиса и прилегающим к ним территориям.
За год, конечно, произошли существенные изменения, но сделать в этой сфере предстоит еще немало. В феврале 2022 года в Красноярском крае стартовал второй этап реновации ОДС. В южном направлении обновлению подлежат семь объектов. Единый стандарт для ОДС принят в прошлом году: он предполагает комплекс решений по внешнему и внутреннему обновлению, благоустройству и озеленению прилегающей территории, а также созданию безопасных переходно–скоростных полос. Современным критериям пока отвечают немногие точки сервиса. Крупный остановочный комплекс «Бирюса» на трассе «Енисей», где несколько точек питания и торговли, до образцового объекта сервиса пока недотягивает. Там пока есть разногласия между собственниками участков по поводу приведения их в порядок. Основное замечание специалистов по другим ОДС: выданные год назад владельцам кафе техусловия на обустройство подъездов и примыканий к автодорогам не исполнены, равно как не выполнены рекомендации по приведению внешнего вида заведений к единым стандартам, отвечающим условиям безопасности и эстетическим нормам.
Между прочим, ситуация с неисполнением предписаний дорожников и ГИБДД по обеспечению безопасности территории ОДС для участников движения встречается довольно часто. К примеру, еще несколько лет назад на федеральных автодорогах Новосибирской, Омской, Кемеровской и Томской областей, где насчитывается свыше 220 объектов сервиса, их собственникам было выдано около 300 предписаний и уведомлений об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок размещения и содержания ОДС в придорожных полосах федеральных автодорог. В результате целенаправленной работы специалистов ФКУ «Сибуправтодор» с собственниками придорожных кафе, мотелей и АЗС к настоящему времени на основной части объектов такие нарушения устранены.
Задача ближайшего будущего – переход к цивилизованным многофункциональным сервисным центрам по оказанию полного спектра услуг пользователям федеральных дорог. Этот процесс не такой быстрый, как хотелось бы, но постепенно он набирает обороты. Напомним, согласно стратегии Росавтодора такие многофункциональные центры (зоны), расположенные в полосе отвода федеральных автодорог, в идеале должны иметь в своем составе места для стоянки автомобилей, АЗС, объекты общественного питания и зоны отдыха, станции техобслуживания, пункты медпомощи, туалеты, магазины, мотели, автомойки, душевые, прачечные, мусоросборники, средства связи.
Обновленный подход
Места для многофункциональных зон на трассе выбираются таким образом, чтобы они были максимально востребованы. Ими должно быть комфортно пользоваться не только проезжающим, но и удобно добираться сотрудникам, которые будут там работать. Именно таким критериям будут отвечать МФЗ на строящейся скоростной автомагистрали М–12 Москва – Казань – Екатеринбург. Как отмечают в Госкомпании «Автодор», ведущей строительство скоростной автодороги, уже при ее проектировании вдоль всей трассы определены точки, где инвесторы смогут развивать свой бизнес, связанный с придорожным сервисом. Недавно по поручению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева региональное правительство согласовало размещение МФЗ, состоящей из двух зеркальных частей площадью 18 га с каждой стороны на пересечении строящейся трассы с региональной дорогой Красноуфимск – село Нижнеиргинское – село Красносоколье. Здесь появятся АЗС мощностью не менее 1 тыс. заправок в сутки, кафе, мотель, площадка для торговли местными продуктами и сувенирами. В зоне придорожного сервиса также планируется разместить станцию техобслуживания, мойку, стоянку на несколько десятков машиномест для грузовых автомобилей и более 100 машиномест для легковых авто, в том числе для маломобильных путешественников.
Обновленный подход Госкомпании «Автодор» к созданию МФЗ предполагает, что такие сервисные зоны могут стать опорными точками для туристов при посещении регионов, комфортной инфраструктурой для автотуристов и других пользователей трасс. Дорога должна поддерживать уникальные товарные предложения регионов, сохранять их колорит. В будущем МФЗ станут площадками для маркетинга территорий: туристические центры, выставочные павильоны, информационные сервисы – все это позволит поддержать экономику территорий и выстроить работу с растущим внутри страны туристическим потоком.
Модернизированные МФЗ госкомпании могут включать от 13 до 32 различных сервисов (в том числе АЗС, зоны отдыха, детские площадки, мини–маркеты, банкоматы, пункты телемедицины, аптеки, фельдшерские пункты, сервисы шиномонтажа, точки выдачи интернет–товаров, площадки для выгула животных, спортивные площадки, прачечные, арт–объекты). По замыслу специалистов в перспективе МФЗ обретут свое архитектурное лицо, качественную среду и стандартизированные форматы для соблюдения уровня сервиса.
Стандарты
С начала 2021 года в России начали действовать утвержденные постановлением Правительства РФ № 1753 новые стандарты строительства объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода. Обновленные стандарты предусматривают увеличение количества АЗС, магазинов и точек общественного питания на скоростных дорогах и дорогах первой категории. Новые правила обязывают владельцев бизнеса строить заправочные станции на расстоянии не более 50 км друг от друга. Максимальное расстояние между мотелями уменьшилось с 250 до 150 км; между станциями технического обслуживания увеличилось с 100 до 150 км. Требования к размещению объектов придорожного сервиса на дорогах 2–5–й категорий остались без изменений.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.