Исполнилось 15 лет системе транспортной безопасности России
Состоявшаяся в рамках XVI Международного форума и выставки «Транспорт России» отраслевая конференция «Транспортная безопасность: от замысла к практической реализации и долгосрочной стратегии развития», была приурочена к 15–летию Федерального закона «О транспортной безопасности».
За эти годы в России сформировалась по–настоящему целая отрасль. Была выстроена система управления со своими силами и подразделениями транспортной безопасности, институтами аттестации, подготовки кадров, сертификации технических средств и государственного надзора.
Задачи системы транспортной безопасности состоят в учете интересов различных специальных ведомств, позиции которых в свою очередь имеют конкретные направления работы. Кроме того, транспортная безопасность обязана учитывать интересы бизнеса и, конечно же, пассажиров. И наконец, что абсолютно неопровержимо, безопасность на транспорте обязана учитывать «интересы» террористов, что особенно актуально в нынешней динамично меняющейся действительности.
– Процесс создания кадрового потенциала для работы в этой системе был очень непростым, – отметил член Комитета Госдумы по транспорту и развитию инфраструктуры Виталий Ефимов. – Нужно было также убедить транспортников, что создание системы – это необходимость. Нужны были технические средства, технологии, система управления. Всего этого удалось добиться, и наш транспортный комплекс до недавнего времени был практически защищен от угроз. К сожалению, черным пятном на этом фоне стал Крымский мост.
Исходя из этого примера, Виталий Ефимов дал оценку предпринимаемым сегодня мерам, указал на проблемы, которые необходимо решать в срочном порядке. Во–первых, надо определиться с действующими сегодня нормами. Например, при желтом уровне безопасности необходимо проверить как минимум 30% всех пассажиров на транспорте. Чтобы выполнить эти требования, скажем, в столице необходимо дополнительно 20 тыс. специалистов, которых еще нужно подготовить. Во–вторых, необходимо создать механизм введения требований на основе математической модели для обоснования рисков при сопоставлении уровня возможной опасности и финансово–кадровых возможностей. В–третьих, необходимо создание научно–исследовательского центра, который будет анализировать эффективность законодательных норм и правил, а также динамику возможных вызовов, и формировать предложения. Теракт на Крымском мосту – повод еще раз все проанализировать и взвесить.
В поддержку этих предложений высказался начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Госсовета Российской Федерации Александр Юрчик. Он отметил, что необходимо проведение тщательной экспертизы, чтобы возможности допустимого уровня безопасности соотнести с экономическими возможностями. По результатам этих расчетов к субъектам транспортной безопасности нужно подходить дифференцированно. Согласно ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 247–ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» необходимым условием установления обязательных требований является наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Все требования должны подтверждаться официальной статистикой.
Такой подход даст возможность аргументированно настаивать на выполнении транспортными организациями, регулирующими и контролирующими органами тех или иных требований. Особенно это важно в нынешних условиях лимита финансовых средств.
Александр Юрчик подчеркнул, что Федеральный закон «О транспортной безопасности» заложил основы системного единообразного подхода в отрасли. Это была действительно сложная новаторская работа по выстраиванию единых системных подходов и отношений между различными субъектами процесса, выстраивалось взаимодействие между гражданскими, силовыми ведомствами и бизнесом. Подтверждением эффективности и работоспособности системы стали результаты проверки Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2019 году на соответствие Российской Федерации международным нормам в отношении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов авиационного транспорта.
– Авиация всегда была, так сказать, впереди других видов транспорта в отношении организации безопасности, поскольку так сложилось, что именно авиация находится «в приоритете» у террористов, – отметил Александр Юрчик. – Так вот, по результатам проверки ИКАО, Российская Федерация заняла первое место в мире по системе организации авиационной безопасности.
Пример надежности отечественного транспортного законодательства привел также заместитель генерального директора корпорации «Алмаз–Антей» Николай Захряпин. За период действия закона «О транспортной безопасности» было выпущено много нормативных актов различного уровня, которые проверялись, что называется, в боевых условиях. В их числе Белая олимпиада 2014 года в Сочи, Чемпионат мира по футболу 2018 года, XXIX Зимняя универсиада 2019 года в Красноярске и многие другие мероприятия международного и всероссийского масштабов.
Еще один участник отраслевой конференции, который находился у истоков создания федерального закона, генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул отметил, что с точки зрения руководителя крупнейшего перевозчика не только Москвы, России, но и Евразийского пространства, все требования по соблюдению транспортной безопасности совершенно обоснованы. Мосгортранс, с высокой ответственностью исполняющий законодательство, недавно стал лауреатом национальной премии «Транспортная безопасность России – 2022» как субъект транспортной инфраструктуры и перевозчик.
Сегодня автобусно–электробусный парк ГУП «Мосгортранс» включает в себя порядка 7 тыс. единиц транспортных средств высокого класса, из которых ежедневно на маршруты выходят около 5,5 тыс. автобусов и более тысячи электробусов. Все они задействованы не только на городских, но и на межсубъектных маршрутах, которых на данный момент порядка 700 и которыми ежедневно пользуются почти 3 млн пассажиров.
Серьезных проблем, связанных с обеспечением безопасности подвижного состава, нет. Есть вопросы текущего характера, но они быстро решаются в рабочем порядке.
– Мы были вполне удовлетворены исключением из–под требований транспортной безопасности автопарков, поскольку на этих объектах служебной инфраструктуры пассажиров нет и вполне достаточно собственного технологического оснащения, а также сотрудников частных охранных предприятий, которые задействованы на 430 постах, – отметил Николай Асаул. – На общую численность штата Мосгортранса, составляющую 26 тыс. работников, приходится 120 сотрудников транспортной безопасности, что составляет менее 0,5% от нашего штата.
Конечно, как сказал Николай Асаул, сколько бы ни было сотрудников, обеспечивающих безопасность, их никогда хватать не будет. Поэтому необходимо более активно использовать цифровые технологии. Сегодня в арсенале Мосгортранса свыше 1,5 тыс. видеокамер, установленных конкретно в автопарках и на конечных станциях, где обслуживаются водители. Недавно в Красной Пахре в Новой Москве введен в эксплуатацию самый крупный в Европе электробусный парк, по периметру которого установлены 300 видеокамер. Это абсолютно обоснованное решение, которое позволяет наблюдать за всеми ключевыми точками и экстренно реагировать как при возникновении нештатной ситуации, так и в случае необходимости сервисного обслуживания подвижного состава.
– Задача в том, чтобы на всех наших объектах, а это 25 автопарков и 150 конечных станций, контроль был автоматизирован, – подчеркнул Николай Асаул, – то есть чтобы человек обслуживался путем сканирования лица, а транспортные средства распознавались через проездные знаки. Причем контроль необходимо вести как за нашим транспортом, так и за гостевым. Это позволит работать на упреждение возможных рисков. Технологии есть, их надо настраивать и вводить в действие.
Ежедневно при выезде на маршрут, в течение рабочей смены и по возвращении в парк проводится осмотр салона транспортных средств на предмет отсутствия забытых вещей или подозрительных предметов.
В целях обеспечения безопасности пассажиров все автобусы оснащены камерами видеонаблюдения. Всего установлены почти 90 тыс. таких устройств. Они помогают водителю контролировать ситуацию в салоне транспортного средства. С их помощью удается выявлять преступления и обнаруживать злоумышленников. Только в 2022 году благодаря видеозаписи удалось установить более 150 злоумышленников.
В Мосгортрансе идет активное внедрение нагрудных видеорегистраторов, которые также очень помогают в предотвращении незаконного вмешательства в инфраструктуру предприятия.
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» – это выражение как нельзя кстати характеризует выступление советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), эксперта рабочей группы ИКАО по авиационной безопасности, координатора от Российской Федерации в этой международной организации Владимира Чертока. Суть в том, что первый закон о транспортной безопасности увидел свет в США после атаки террористов–смертников в 2001 году, в результате которой погибли примерно 3 тыс. человек и около 6 тыс. получили тяжелые травмы. Тогда и стало очевидным, что контролировать безопасность авиационных перевозок надо начинать не с предполетного досмотра пассажиров, а на более ранних этапах вплоть до прилегающих к аэропорту территорий. Подготовка же аналогичного российского закона продолжалась до 2006 года, и лишь в 2007 году он вступил в силу.
– Это старый принцип прецедента нормативных актов, который, к сожалению, действует до сих пор, – подчеркнул Владимир Черток. – Между тем жизнь заставляет переходить на методы работы, упреждающие вероятную угрозу. Естественно, осуществлять это надо на законной основе.
В качестве примера Владимир Черток привел Указ Президента Российской Федерации № 97 от 11 марта 2019 года «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», вышедший еще до начала пандемии. В документе прописано, что должна быть обеспечена защита мест массового скопления людей, в том числе в аэропортах, автовокзалах и т. д. С большой степенью вероятности можно считать, что в этом указе учитывалось появление вокруг России многочисленных биологических лабораторий, созданных США.
Владимир Черток подчеркнул, что в России уже действует не имеющее мировых аналогов оборудование для обнаружения опасных биологических веществ, которое прошло успешное испытание в авиации, на железнодорожном транспорте. Теперь как можно быстрее необходимо наладить его серийное производство.
* * *
В рамках отраслевой конференции в формате видеообращения советник руководителя департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы Юлия Темникова обратилась к участникам мероприятия от имени заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова.
Как было отмечено, на городском транспорте столицы в рабочий день совершают поездку порядка 13,5 млн пассажиров, и задача департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы – обеспечить их безопасность.
Московский транспорт стремится использовать все инновационные способы для обеспечения безопасности. Современные системы видеонаблюдения и видеоаналитики позволяют оперативно реагировать на различные инциденты, помогают правоохранительным органам задерживать преступников, находящихся в розыске, в том числе обвиняемых в особо тяжких преступлениях.
С момента запуска в Московском метрополитене в сентябре 2020 года системы видеоаналитики «Сфера» задержаны более 4900 преступников и обнаружены свыше 800 пропавших без вести, в числе которых порядка 170 несовершеннолетних.
Юлия Темникова выразила надежду, что опыт московского транспорта будет полезен многим транспортным системам России.
Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»
Фото автора
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.