Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Трансформация контроля

 |  Безопасность

10–кратное сокращение управленческого аппарата даст взамен более 400 инспекторов

«Цифровой дистанционный контроль (надзор)» – такова тема отраслевой конференции, которую организовала и провела Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) в рамках XVI Международного форума и выставки «Транспорт России».

Представители рабочих групп ведомства по всем видам транспорта провели в общей сложности 470 многочасовых заседаний, чтобы в полной мере понять и оценить необходимость реформирования контрольно–надзорной деятельности. В итоге было отменено несколько тысяч нормативно–правовых актов, сотни нормативно–законодательных актов пересмотрены, несколько тысяч избыточных требований утратили силу, произошла трансформация видов контроля. В результате проведенных структурных изменений территориальных управлений в 2023 году 91 управление будет трансформировано в девять. То есть в десять раз будет сокращено число руководителей и количество территориальных управленческих кадров. Взамен ведомство получит дополнительно более 400 инспекторов.

– Задача реформирования – снизить административное давление на бизнес, – пояснил руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин. – В несколько раз было сокращено число проверок, контрольно–надзорных мероприятий, значительно сократилось количество актов инспекторского и административного реагирования, а также введенных ограничительных мер. Вместе с тем снижение административного давления на бизнес не должно снизить уровень безопасности на транспорте. В этой связи действия инспектора должны быть направлены не на привлечение к ответственности, а на предотвращение нарушений.

Сегодня у ведомства 220 тыс. подконтрольных субъектов и более 2 млн объектов. Как отметил руководитель Ространснадзора, все, что не входит в эти реестры, относится к «серым» схемам, с которыми необходимо бороться. И здесь особое место занимают цифровые технологии, из которых создаются системы объективного дистанционного контроля.

Программные продукты, позволяющие использовать инструменты дистанционных способов контроля, являются необходимым инструментом в работе Ространснадзора. Скажем, пилотный проект по дистанционному мониторингу выполнения правил судоходства на внутренних водных путях в границах Москвы. Комплексная информационная система мониторинга речного транспорта включает 291 камеру секторального обзора, 5 береговых комплексов автоматических идентификационных систем. Все это позволяет мониторить объекты транспорта и инфраструктуры в акватории водных объектов в реальном времени, контролировать движение, швартовку и стоянку судов.

На новый уровень выходит использование автоматических пунктов весогабаритного контроля. Информация о нарушениях правил движения тяжеловесного крупногабаритного транспортного средства, которая фиксируется с использованием автоматических систем, направляется в систему специального программного обеспечения контроля за передвижением транспортных средств. На данный момент в общей сложности функционируют 236 пунктов весогабаритного контроля. Из них 95 стационарных (СПВК) и 141 передвижной контрольный пункт (ПКП). В 2023 году планируется закупка 16 единиц ПКП, в 2024–м – четырех единиц.

В рамках реализации Федеральной целевой программы поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС в Ространснадзоре создана комплексная информационно–аналитическая система контроля транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС при осуществлении контроля за безопасной перевозкой пассажиров в режиме реального времени (КИАСК–ТС–РВ). С помощью системы инспектор оперативно получает информацию о транспортном средстве, его местоположении, сведения о наличии разрешительных документов, имеющихся нарушениях и т. д.

Дальнейшее развитие КИАСК–ТС–РВ подразумевает наполнение ее данными из других информационных систем. В их числе данные государственной информационной системы электронных перевозочных документов, электронного паспорта транспортного средства и информация всей системы фотовидеофиксации.

– Возможность получить максимальный объем информации о предприятии и эксплуатируемых им транспортных средствах в одной информационной системе значительно сокращает время, позволяет без взаимодействия с объектом проверки получать объективную и точную оценку его состояния, выявлять нарушения обязательных требований при перевозках и оценивать факторы риска, – подчеркнул Виктор Басаргин. – Во главе угла деятельности нашего ведомства сегодня находится борьба с нелегальным бизнесом. В этой связи КИАСК–ТС–РВ дает возможность идентифицировать транспортное средство по грузу, водителю, определять наличие страховки, получать информацию о собственнике, наличии у него необходимых разрешений, нарушений. Словом, всего того, что проходит через Ространснадзор и другие разрешительные органы.

Руководитель ведомства рассказал также об электронном обмене данными между ОАО «РЖД» и Ространснадзором. В рамках взаимной договоренности на базе информационных ресурсов созданы сервисы, которые позволяют Госжелдорнадзору вести дистанционный мониторинг соблюдения сроков службы критически важных составных частей подвижного состава и выполнения его плановых ремонтов.

В 2022 году Госжелдорнадзором объявлены 44 предостережения о недопустимости эксплуатации более 17 тыс. литых деталей с истекшим назначенным сроком службы.

Виктор Басаргин рассказал о новых возможностях дистанционного контроля и надзора за безопасностью полетов и состоянием авиационной безопасности. Эти возможности обеспечат доступ к информационным ресурсам эксплуатантов воздушных судов и операторов воздушных перевозок с данными о параметрах эксплуатации и техническом состоянии воздушных судов. Было предложено рассмотреть и масштабировать опыт грузовой авиакомпании «Волга–Днепр» по автоматизированному управлению безопасности полетов. Созданная компанией автоматизированная система позволяет отслеживать и оценивать множество различных параметров.

– Наши базы данных содержат большой объем информации об объектах контроля и результатах их проверок, создано единое хранилище разрешительных документов. Информация, находящаяся в распоряжении Ространснадзора, востребована и активно используется другими ведомствами, – резюмировал Виктор Басаргин.

В свою очередь о нюансах создания и развития государственной информационной системы электронных перевозочных документов рассказал директор Департамента цифрового развития Минтранса России Дмитрий Скачков.

В 2020 году с инициативой по созданию системы к Президенту России обратились 56 крупных компаний перевозчиков. Инициатива была поддержана, но система заработала только в сентябре 2022 года. Столь длительная задержка была связана как с законодательным регулированием, так и с согласованием ряда вопросов с бизнесом. В итоге с 1 сентября перевозки с использованием электронных перевозочных документов начались. На данный момент к системе подключены 7 операторов и еще 9 операторов внесены в реестр.

В августе текущего года был сформирован QR–код, апробация которого состоялась на автотрассе. QR–код дает возможность Ространснадзору и ГИБДД проверять электронный перевозочный документ при отсутствии связи с сотовым оператором. Таким образом, проверку можно осуществлять в любой точке страны.

В ближайшем будущем планируется увеличение перевода в электронный формат перевозочных документов и привлечение к этому процессу других видов транспорта.

Серьезное внимание Минтранс уделяет и формированию электронного профиля перевозчика. Это как раз и есть пример использования данных, которые накопились и продолжают накапливаться в процессе работы, связанной с контрольно–надзорной деятельностью. Причем не только Ространснадзора, но и МВД, Таможенной службы, ФНС и т. д.

– Мы хотим создать карточку перевозчика, которая позволит определять его рейтинг надежности, показатели качества работы, финансовую устойчивость, – пояснил Дмитрий Скачков. – Если такая организация находится в верхней части рейтинга, то этого перевозчика можно контролировать дистанционно. Соответственно, такой подход стимулирует перевозчика работать не в «сером» режиме, а наоборот, что в итоге пойдет ему на пользу в плане получения льгот, кредитов и т. д.

Если необходимо провести контрольные мероприятия из Москвы, скажем во Владивостоке, и при этом сохранить необходимый уровень информированности, то это теперь под силу мобильному приложению «Инспектор». О новой разработке рассказал глава Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно–надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин.

Новое мобильное приложение позволяет провести дистанционную проверку по видеосвязи, по чек–листу, по маршруту. Помимо этого, «Инспектор» может сохранить фото, видео и аудиоматериалы проверки, подписать ее результаты электронной подписью, просмотреть историю проверок и полностью исключает возможность подмены геопозиции.

Для быстрого доступа к своему профилю в приложении можно авторизоваться через Госуслуги (ЕСИА). При назначении проверки в дистанционном формате проверяемому поступит соответствующее уведомление с указанием даты, времени и краткой инструкцией по подключению на едином портале. По результатам проверки составляется отчет, который подписывается электронной подписью с использованием приложения «Госключ».

Пилотную версию «Инспектора» тестировали в Росалкогольрегулировании, Росаккредитации, Росздравнадзоре, Росприроднадзоре, Россельхознадзоре, а также органы исполнительной власти Республики Татарстан, Кировской и Калужской областей. На данный момент участники проекта провели с помощью «Инспектора» более 100 проверок.

Ввод мобильного приложения в промышленную эксплуатацию планируется в апреле 2023 года.

По предварительным оценкам Аналитического центра при Правительстве РФ, в 2022 году в среднем срок получения госуслуг сократился на 48%, а число подаваемых документов – на 46%. Добиться этих показателей удалось благодаря проведенной работе по реформированию процесса подачи заявления о предоставлении государственных услуг в сфере разрешительной деятельности посредством портала «Госуслуг». Представители бизнеса выделили ряд положительных моментов проведенной работы. В их числе – отсутствие необходимости сканировать и прикладывать большое количество документов, возможность отслеживать статус заявления на каждом этапе его рассмотрения, сокращение регламентного срока при рассмотрении заявления в электронном виде, а также в целом срока предоставления услуг и др.

Как отметил заместитель руководителя АЦ при Правительстве РФ Михаил Прядильников, в 2022 году было запланировано вывести на портал «Госуслуг» 185 видов разрешительной деятельности, из которых 31 вид относится к сфере транспорта. Докладчик отметил также, что в работе по оптимизации нормативного правового регулирования активное участие принимают представители экспертного и бизнес–сообществ, которые входят в рабочие группы реформируемой контрольно–надзорной и разрешительной деятельности.

– Деятельность этих групп охватывает все виды транспорта – автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный, а также такие направления, как транспортная безопасность и безопасность дорожного движения, – пояснил Михаил Прядильников. – В 2022 году рабочие группы в сфере транспорта провели 231 заседание, где было рассмотрено 269 проектов нормативно–правовых актов.

Отталкиваясь от приведенных выше положительных откликов со стороны бизнеса в отношении предоставления госуслуг, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин, в частности, сказал:

– Мы приветствуем существенное сокращение времени по выдаче лицензий и других видов документов. Надеемся, что реформа затронет и судовую документацию, которая также перейдет в электронный вид. Цифровизация способствует в первую очередь повышению конкурентоспособности флота и, конечно, влияет на повышение безопасности за счет улучшения мониторинга и отслеживания всех актуальных процессов в его деятельности.

Алексей Клявин напомнил, что сегодня деятельность отечественного флота зарегулирована тремя нормативными документами. Это Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон о морских портах. Поэтому, исходя из обязательного исполнения всех этих законодательных актов, цифровизация, поступающие аналитические данные позволяют значительно упрощать, делать более комфортным процесс получения разрешительных документов.

*   *   *

В рамках отраслевой конференции обсуждались также вопросы, касающиеся интеллектуальных систем управления рельсовым транспортом, цифрового дистанционного контроля в организации безопасности перевозочного процесса и др.

Валерий БУДУМЯН,

обозреватель «ТР»

Фото автора


просмотры:

1378

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться