Вопросы транспортной безопасности – в центре внимания
В рамках Международного форума «Технологии безопасности 2023» состоялась очередная, уже ХХII по счету конференция «Терроризм и безопасность на транспорте». Разговор шел о законодательном обеспечении транспортной безопасности и его практической реализации в регионах нашей страны.
Открыл мероприятие директор Департамента транспортной безопасности Минтранса России Анатолий Демьянов. Он озвучил и обращение к аудитории первого заместителя министра транспорта РФ Андрея Костюка. В нем, в частности, говорится: «Транспортный комплекс нашей страны успешно адаптируется к экономическим и политическим реалиям. Цифровизация в отрасли вывела эффективность и сервис пассажирских и грузоперевозок на новый уровень. Активно продолжается расширение нашей технологической независимости от зарубежных государств».
Важнейшими задачами на сегодняшний день являются качество предполагаемых транспортных услуг и безопасность пассажиров. А, следовательно, особое значение приобретают вопросы реализации требований законодательства в области транспортной безопасности (ТБ).
Для международного маневра у России осталось не так много действующих площадок, но они есть. Одна из них – Евразийский экономический союз. Его исполнительный орган – постоянно действующая Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Сам союз объединяет пять стран – Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию. Есть еще и наблюдатели, среди которых Куба и Узбекистан. Заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Елена Шерышева посетовала на то, что вопросы безопасности в основополагающих документах организации пока не прописаны. Но работа ведется. В частности, при совете руководителей в сфере транспорта создана рабочая группа по авиационной безопасности, первое заседание которой состоялось на Транспортной неделе в ноябре прошлого года. Постоянный обмен опытом, общая координированная политика ведутся в сфере безопасности железнодорожного транспорта. За последние годы приняты в новой редакции три технических регламента – о безопасности инфраструктуры, подвижного состава и высокоскоростного железнодорожного транспорта. Разработка шла вместе с полномочными органами, производителями и отраслевыми администрациями. Принятие этих регламентов, безусловно, положительно скажется на развитии бизнеса, в том числе на общей координационной политике. По крайней мере уже оговорены общие подходы к требованиям по сертификации безопасности на железнодорожном транспорте.
Еще одна точка приложения сил – это, конечно же, СНГ. Как напомнил ведущий конференции – советник руководителя Ространснадзора Минтранса России Владимир Черток, в системе взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ по ряду международных организаций была дана целая система поручений и принятых решений, связанных именно с взаимодействием в условиях новых угроз, актов незаконного вмешательства (АНВ), терактов. Одним словом, был обозначен большой спектр работы.
Вот что рассказал об этом консультант департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ Сергей Матусевич. На сегодняшний день многолетнее и многостороннее взаимодействие в странах СНГ позволило заложить основы и укрепить сотрудничество в таких востребованных современных направлениях, как международные транспортные коридоры, цифровизация транспортных процессов, а также транспортная безопасность международных перевозок. Вопросы безопасности транспортно–дорожной инфраструктуры, технических средств рассматриваются на заседаниях координационного транспортного совещания, Совета по железнодорожному транспорту и Межправительственного совета дорожников. В свою очередь для противодействия угрозам совершения АНВ профильные органы отраслевого сотрудничества взаимодействуют с Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом министров внутренних дел, Координационным советом генеральных прокуроров, Советом командующих пограничными войсками, Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям и Советом руководителей таможенных служб.
Одним из наиболее эффективных форматов сотрудничества являются ежегодные сборы руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб. Практическая часть здесь – совместные учения, которые проводятся под эгидой антитеррористического центра.
Необходимо также упомянуть о коллективных, согласованных, совместных оперативно–профилактических мероприятиях по выявлению и пресечению деятельности международных преступных группировок на водном, воздушном, железнодорожном транспорте, а также на автомобильных дорогах, проводимых в рамках реализации межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы. В результате реализации этих мероприятий была пресечена деятельность трех международных организованных преступных групп, к уголовной ответственности привлечены 98 человек, в общей сложности изъяты 274 единицы оружия, 9 взрывных устройств, более 7000 боеприпасов.
Теперь о регионах. На пленарном заседании выступили представители двух мегаполисов нашей страны. О делах в Белокаменной ответ держал заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры столицы Александр Гаракоев. Транспортный комплекс Москвы – одна из самых высокотехнологичных транспортных систем в мире. Не случайно в международных рейтингах по эффективности транспортной инфраструктуры он входит в тройку мировых лидеров. За последнее десятилетие город кардинально преобразился. Уже невозможно представить столицу без сильно разветвленного метрополитена, МЦК, целой сети автовокзалов, без транспортно–пересадочных узлов общественного транспорта. Настоящий взлет переживает речной транспорт. В настоящее время реализуется масштабный проект по возрождению регулярных пассажирских перевозок по Москве–реке. Водные маршруты станут частью транспортного каркаса города. В значительной мере разгрузится уличная дорожная сеть, сократится время нахождения в пути пассажиров. Для осуществления этой задачи ГКУ «Центр организации дорожного движения», подведомственному городскому департаменту транспорта, переданы 43 объекта причальной инфраструктуры и Северный речной вокзал. Сооружения будут использованы в качестве остановочных пунктов аналогично инфраструктуре наземного транспорта.
В свою очередь московские власти направили в Минтранс России предложение по доведению данных объектов до требований по транспортной безопасности.
Планируется применить на речных остановочных пунктах систему интеллектуального видеонаблюдения, качественное освещение и оснащение тревожной кнопкой.
И все это при наличии оценок уязвимости объектов и категорировании всех причалов.
О практике реализации законодательства РФ на транспортном комплексе Северной Пальмиры рассказал заместитель председателя комитета по транспорту Санкт–Петербурга Иван Соловей.
В 2022 году в городе закончилось внедрение новой модели транспортного обслуживания пассажиров, главная цель которой – переход на единый стандарт качества пассажирских автобусных перевозок. Анализ же совершенных террористических актов свидетельствует, что наиболее подверженными таковым атакам являются объекты транспортной инфраструктуры – аэропорты, вокзалы, объекты метрополитена, и транспортные средства – воздушные суда, железнодорожные составы, пассажирские автобусы. К основным объектам транспортной инфраструктуры относятся аэропорт Пулково, автовокзал ГУП «Пассажиравтотранс», пассажирский порт «Морской фасад», пять железнодорожных вокзалов, 152 объекта Петербургского метрополитена, непосредственно включающие 72 станции. Всеми субъектами транспортного комплекса проведены мероприятия по категорированию объектов, оценок уязвимости, а также разработаны и утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.
Их защита от АНВ обеспечивается сформированными либо привлеченными подразделениями транспортной безопасности, сотрудники которых аттестованы в качестве сил обеспечения ТБ по соответствующим категориям.
Как известно, при всех федеральных органах исполнительной власти созданы общественные советы. В Минтрансе России в таком совете создана Комиссия по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте. О ее работе доложил заместитель председателя совета, президент ассоциации «Единая транспортная система «Автобусные линии страны» Борис Лоран. Основная задача комиссии – это мониторинг проблем в отрасли и формирование предложений по их решениям. Причем они должны быть объективными, взвешенными, юридически обоснованными и профессиональными.
Для этого в совете сформированы 7 комиссий по основным направлениям, с учетом всех отраслевых запросов. Сегодня в стране обстановка непростая, соответственно, и работа этих комиссий требует не просто разговоров и обсуждений, а непременно результата. Поэтому и с Минтрансом России выстраивается предельно конструктивный диалог.
В состав комиссии входят 26 членов общественного совета и экспертов. На данный момент работа ведется над 14 законопроектами по избранному профилю. В комиссии создана еще одна рабочая группа по наиболее важным вопросам. Уже привлечены 36 экспертов, не считая тех, кто уже работает в комиссии.
...В этом году уже состоялся большой праздник – 100 лет Гражданской авиации в нашей стране. Но на подходе еще один – 12 июля исполняется полвека авиационной безопасности. К праздничной дате Ространснадзор поручил организовать подготовку и издание юбилейной книги. В Общественном совете при Минтрансе России этим вопросом занимается заместитель Бориса Лорана Вячеслав Керов. Если у вас есть что рассказать – поспешите с ним на связь.
Виктор ДМИТРИЕВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.