Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Сфера» надежной защиты

 |  Безопасность

Государственная автоматизированная информационная система на страже безопасности и правопорядка

За двадцать с небольшим лет нового тысячелетия транспортный комплекс Москвы кардинально преобразился. Сегодня невозможно представить нашу столицу без традиционного метрополитена, сеть которого разрослась уже за пределы города, без МЦК со множеством пересадок, разгрузившего центр столицы, без целой сети автостанций и автовокзалов, Московских центральных диаметров и транспортно–пересадочных узлов. В прошедшем году общественный транспорт Москвы ежедневно обеспечивал 14 млн поездок. Поэтому вполне обоснованно в международных рейтингах эффективности транспортной системы и развития транспортной инфраструктуры столичный транспорт вошел в тройку мировых лидеров.

Говоря о преимуществах московского транспорта, невозможно не затронуть темы об обеспечении транспортной безопасности (ОТБ). Само наличие ФЗ–16 «О транспортной безопасности» – важный момент в обеспечении национальной безопасности. Им предусмотрены формирование государственной политики в области ТБ, разработка проектов, соответствующих законодательным и иным нормативно–правовых актам, защите интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса (ТК) от актов незаконного вмешательства (АНВ).

Субъекты транспортной инфраструктуры (ТИ) ТК столицы в соответствии с требованием закона обеспечивают защиту ТИ. Ежедневно на эти объекты заступают тысячи работников подразделений транспортной безопасности (ПТБ). Они оборудованы современными транспортными средствами (ТС) ТБ. За минувший год на объектах ТК не допущено ни одного АНВ, что обеспечило его бесперебойную работу и безопасность населения на транспорте.

На сегодняшний день самым большим объектом городского ТК, безусловно, является ГУП «Московский метрополитен». В ведении предприятия находятся более 580 ОТИ. Это 250 станций метро, электродепо, тоннели, 50 тяговых подстанций, 18 остановочных пунктов МЦК, 4 международных автовокзала и 2 автостанции.

Защиту указанных объектов обеспечивает ПТБ СБ ГУП «Московский метрополитен». Для проведения оценок уязвимости предприятие аккредитовано в трех агентствах – Росавтодоре, Росжелдоре и Росморречфлоте. В связи с утверждением в октябре 2020 года целого ряда требований по ОТБ по видам транспорта вышеназванным ПТБ проведен большой объем работ по проведению оценок уязвимости, разработке и утверждению планов. На данный момент все работы практически завершены.

Система обеспечения транспортной безопасности интегрирована в единый пункт управления ТБ ГУП «Московский метрополитен», который создан на базе бывшего кинотеатра «Ереван», расположенного на Дмитровском шоссе. Это огромная структура, обеспечивающая безопасность на всех городских объектах. Все они оборудованы необходимым количеством сертифицированных технологических средств ОТБ. Это стационарные рамки металлодетекторов, интроскопы, автоматические комплексы радиационного контроля, системы видеонаблюдения, контроля управления доступа и др.

На объектах инфраструктуры внеуличного транспорта (это только метрополитен) в прошедшем году досмотрены более 203 млн пассажиров и 105 млн единиц багажа. В ходе досмотровых мероприятий выявлены более 250 опасных предметов. Соответственно установленному порядку все они переданы для принятия мер сотрудникам правоохранительных органов.

На объектах транспортной инфраструктуры наземного автомобильного транспорта – это автовокзалы и автостанции – осуществляется 100%–ный досмотр пассажиров и багажа. В 2022 году досмотрены 4,7 млн человек, около 7 млн единиц багажа. При этом были выявлены почти 40 тыс. опасных предметов. В основном это было холодное оружие, но с началом проведения СВО появились боеприпасы и штык–ножи.

Если говорить об обеспечении безопасности ГУП «Мосгортранс», то стоит отметить, что в его хозяйственном ведении находятся более 8 тыс. единиц наземного городского пассажирского транспорта, один объект ТИ – это Южный речной вокзал, и здание Северного речного вокзала, выведенного из реестра ОТИ. Предприятием разработаны и отправлены в Росавтодор паспорта ОТБ всех групп транспортных средств. Здание Северного речного вокзала, как известно, открыто после масштабной реконструкции. Объект категорирован по первой категории, все паспорта разработаны, вокзал оборудован ТС. Охраняется он подразделением частного охранного предприятия.

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Сегодня идет реанимация речного транспорта. В частности, реализуется масштабный проект по возрождению регулярных пассажирских перевозок по Москве–реке. Указанный потенциал речных перевозок создает прекрасные перспективы для развития городских территорий, прилегающих к акватории. Речные маршруты станут частью транспортного каркаса города и в значительной степени разгрузят уличную дорожную сеть, сократят время нахождения пассажиров в пути. В этих целях департаментом транспорта и развития дорожно–транспорной инфраструктуры Москвы (далее – департамент транспорта) государственному казенному учреждению (ГКУ) «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД – организация, подведомственная департаменту транспорта столицы) в хозяйственное ведение переданы 43 объекта причальной инфраструктуры и Северный речной вокзал.

Сооружения будут использованы в качестве остановочных пунктов аналогично инфраструктуре наземного транспорта.

И еще один важный момент: департамент транспорта Москвы в рамках деятельности Межведомственной рабочей группы Минтранса России внес соответствующее предложение по оптимизации требований по ТБ на объектах речного транспорта. В целях приведения мер исполнения требований ТБ на причалах к уровню сопоставимых ОТИ г. Москвы (станции МЦД, остановочные пункты наземного городского пассажирского транспорта) без снижения уровня защищенности мэр столицы Сергей Собянин направил в адрес Минтранса России и Правительства РФ письмо с соответствующими предложениями. Планируется применять на речных остановочных пунктах систему интеллектуального видеонаблюдения, качественное освещение и оснащение тревожной кнопкой. При этом уже проведено категорирование всех причалов, а на 27 из 43 объектах причальной инфраструктуры в Росморречфлоте утверждены оценки уязвимости. Важно отметить, что данные объекты, как причал Северного речного вокзала, обслуживают суда не только круизного речного флота, но и паромной переправы Северный речной вокзал – Захарково. Защиту же данных объектов осуществляет привлеченное подразделение ГУП «Московский метрополитен». Организованы 5 контрольно–пропускных пунктов, пункт управления обеспечением транспортной безопасности.

На данный момент по такой же схеме идет реконструкция в комплексах причала Южного речного вокзала. Там два досмотровых КПП и пункт управления ОТБ.

Чтобы завершить картину до конца, необходимо сообщить о работе Московских центральных диаметров. В настоящее время там эксплуатируются 66 остановочных пунктов, из них 38 – на МЦД–1, 28 – на МЦД–2. Паспорта разработаны и утверждены в Росжелдоре. Что же касается коммерческих перевозчиков, то за департаментом транспорта города числится одна подобная автостанция – «Новоясеневская». На этом объекте также реализованы в полном объеме требования в области ОТБ.

А вот на чем хотелось бы остановиться поподробнее, так это на государственной автоматизированной информационной системе (ГАИС) «Сфера». Ее появлению на свет способствовало постановление правительства Москвы. Цель – автоматизация процессов централизованного сбора, обработки и хранения информации в целях ОТБ на объектах транспортной инфраструктуры столицы. Система работает уже более двух лет. Ее алгоритм и программное обеспечение являются полностью российской разработкой и собственностью города. ГАИС строится на компонентах биометрической идентификации, что позволяет применять ее в различных сферах деятельности.

А это уже важнейший элемент в рамках реализации задач государственных программ Москвы в развитии транспортной системы.

На что стоит обратить внимание? Изображение лиц зафиксированных пассажиров защищено шифрованием и остается на 100% анонимным.

Пользователями «Сферы» являются органы государственной власти, а также организации, имеющие право обработки данных, которые используют их в целях обеспечения ТБ в соответствии с отечественным законодательством. Оператором системы является столичный департамент транспорта. С начала работы «Сферы» (01.09.2021) до конца прошлого года правоохранительными органами были задержаны 6127 человек. В январе этого года – уже 282 пассажира. О многом говорит статистика: 80% – это лица, разыскиваемые за совершение преступлений, 17% – без вести пропавшие, 3% – несовершеннолетние.

В настоящее время в ГАИС интегрированы все станции ГУП «Московский метрополитен», остановочные пункты МЦК, вокзалы, автостанции, железнодорожные вокзалы, аэропорты Шереметьево и Внуково, турникеты аэроэкспресса. 2430 камер установлены на наземном городском общественном транспорте (автобусы, электробусы, трамваи).

С учетом основных мероприятий подпрограмм госпрограммы г. Москвы «Развитие транспортной системы» – «Общественный транспорт «Метрополитен», «Общественный транспорт «Внутренний водный транспорт», «Организация общественного транспорта в городе Москве. Создание интеллектуальной транспортной системы» входы на объекты оснащаются системами ТБ.

В рамках обеспечения ТБ с июня 2020 года по техническому заданию о поставках подвижного состава уже включены в технические задания требования по оснащению ТС системами биометрии. Подключение и ввод в эксплуатацию системы осуществляется в плановом порядке при расширении мощностей серверного оборудования ГАИС «Сфера».

И последнее. В рамках возможных новых угроз указом Президента РФ создана ведомственная охрана (с ручным боевым оружием) правительства Москвы. Ее задачи – обеспечение охраны объектов столичного метрополитена и объектов, технологически сопряженных с ним. Уже идет формирование новой структуры, а это значит, что система транспортной безопасности поднимется на более высокий уровень.

Александр ГАРАКОЕВ,

заместитель руководителя департамента транспорта

 и развития дорожно–транспортной инфраструктуры

 города Москвы


просмотры:

2314

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться