Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Кама становится чище

 |  Экология

В Пермском крае продолжаются работы по подъему затонувших судов.

В Перми завершился подъем остатков затонувшего сухогрузного теплохода типа «Шестая пятилетка», какие строили и использовали в середине прошлого века.

Судоподъем стал частью плана восстановления экосистемы Камы и должен войти в единый федеральный водный проект по экологическому оздоровлению рек и озер, который стартует в 2025 году. В частности, он включает в себя подъем и утилизацию затонувшего имущества на реке Каме в составе бассейна Волги.

«Это необходимо для очистки русла реки для расширения судоходства. Затонувшие суда, лодки, катера, баржи, понтоны, металлоконструкции и прочее имущество серьезно вредят окружающей среде и могут стать угрозой для местных жителей.

Кроме того, это необходимо для улучшения экологии, обеспечения безопасного судоходства и сохранения природных рекреационных ресурсов региона.

Подъем и утилизация судов – один из самых сложных производственных процессов в мире, и каждая операция уникальна по–своему. До реализации нового федерального нацпроекта нашему региону необходимо отработать эту технологию, чтобы выстроить системную работу», сказал глава краевого минприроды Дмитрий Беланович.

В рамках пилотного проекта специалисты исследуют свойства грунтов под водой и на берегу, по результатам комплексного водолазного обследования разрабатывается оптимальный способ подъема затонувшего судна и рассчитывается необходимое количество технических средств, и на основании разработанной документации проводятся работы по очистке водных объектов.

Корпус сухогруза вытянули на берег зацепленными силовыми стальными канатами. На рабочей площадке была установлена мощная тяговая лебедка и оборудованы мертвые якоря. За два дня работы лебедки с перепасовками системы полиспастов преодолели 140 м от фарватера до берега. Масса сухогруза составляет 140–150 тонн, но поскольку он не представляет исторической и культурной ценности, на берегу его разберут на металлолом, что в свою очередь позволит вторично использовать огромные массы металла.

Процесс подъема значительно усложнила сильная замытость останков плавсредства. Годами вода забивает илом и песком как отсеки и двойное дно судна изнутри, так и захватывает его корпус снаружи. Замывание песком значительно увеличивает вес судна, и поэтому, чтобы его извлечь на берег, требуется не только специальное водолазное и такелажное оборудование, но и опытные специалисты, которые могут проводить весь комплекс судоподъемных работ и принимать правильные решения для того, чтобы поднять судно с соблюдением всех норм.

В минприроды Пермского края также сообщили, что специалисты приступили к подъему затонувшей 100–метровой баржи. Это плавсредство, как и остатки теплохода типа «Шестая пятилетка», входит в число 34 объектов бесхозного имущества реестра ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей».

В январе 2022 года по иску транспортного прокурора Ленинский районный суд обязал Камводпуть в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по очистке рек Камы, Вишеры, Косьвы, Сылвы, Чусовой от затонувших бесхозяйных судов, их частей и механизмов.

Экологи неоднократно выражали обеспокоенность из–за отсутствия действий по извлечению затонувшего имущества, которое причиняет ущерб водным биоресурсам Пермского края и среде их обитания. На сегодня по результатам гидроакустического сканирования километрового участка акватории возле КамГЭС специалисты Пермского центра подводных исследований выявили около десятка затонувших объектов.

Только треть из них числятся в реестре затонувшего имущества Камводпути. Специалисты предполагают, что на дне Камы могут насчитываться сотни затонувших объектов.

«Подъем даже одного затонувшего объекта благоприятно влияет на улучшение состояния окружающей среды. Очистить реки нашего региона от затонувшего имущества быстро не получится. Кроме наличия средств, необходимо еще урегулирование правовых коллизий с собственниками затонувших судов, так как без их согласия поднять плавсредства со дна не разрешает федеральное законодательство», – резюмировал Дмитрий Беланович.

Евгений УШЕНИН, собкор «ТР».

Фото: Большая российская энциклопедия


просмотры:

5173

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться