Экологичный транспорт вытесняет автомобили с традиционными двигателями.
Сегодня природа нашей планеты уже не способна самостоятельно нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. В настоящее время концентрация СО2 в атмосфере на 17% больше, чем в начале ХХ века. К середине XXI века по некоторым расчетам ученых температура на Земле повысится на 5,5 °C, что повлечет усиление таяния ледников.
На планете ежегодно сжигается 12 млрд тонн углеродного топлива – природного газа, нефти, угля и продуктов их переработки. Автомобили, тепловозы, авиадвигатели, тракторы, доменные печи, заводы цветной металлургии вместе с тепловыми электростанциями выбрасывают в атмосферу огромное количество отраслевых газов, которые образуют ежегодно около 200 млрд тонн вредных веществ. Тем не менее прожить сегодня без использования двигателей внутреннего сгорания (ДВС) невозможно. Человек использует эти механизмы как в бытовой, так и в других видах деятельности. К сожалению, помимо положительных качеств, которые несет с собой использование ДВС, есть и множество отрицательных факторов, связанных, к примеру, с ростом числа автомобилей. ДВС, на которых ездят машины и другой автотранспорт, за время своей работы сжигают огромное количество нефтепродуктов разной степени очистки. Особенно в больших городах. Воздух в мегаполисах беден кислородом и загрязнен продуктами горения нефтепродуктов.
Какой двигатель «полезнее»?
От общего объема вредных веществ на долю автотранспорта приходится 90%, 9 из 10 человек в мире ежедневно дышат воздухом с высокой концентрацией загрязняющих веществ. Каждый год семь миллионов людей в мире умирают от последствий загрязнения воздуха. Только за 2021 год ущерб от загрязнений для всего человечества составил более 94 млн лет здоровой жизни. Частицы дыма, сажи образуют токсичный смог, на который остро реагируют растения вдоль проезжей части. Впитывая в себя опасные соединения, они выглядят тускло и болезненно. Угарный газ, попадая в атмосферу, воздействует на осадки, образует кислотные дожди. Они отравляют воду и почву, губят растительный и животный мир.
Транспортные выхлопы – одна из причин парникового эффекта. Этот процесс ускоряется и представляет реальную угрозу экологической обстановке. Взаимодействуя с атмосферой, меняя ее состав, частицы сажи провоцируют возникновение озоновых дыр.
Кстати, о саже. Дизельные двигатели имеют значительно меньший уровень токсичности и содержат значительно меньше вредных веществ.
Экологичность выхлопа – это одна из причин, по которой дизельные агрегаты популярны в Европе. Например, на французских дорогах каждая третья машина – дизельная. В Австрии – каждый второй автомобиль. С каждым годом доля дизелей на рынке Европы растет из–за все более строгих требований к чистоте выхлопа автомобиля.
Во многих странах действуют законы, призванные ограничить отрицательное влияние автотранспорта на состояние биосферы. Эти правовые акты – стандарты на максимально допустимые выбросы токсических веществ в отработанных газах и уровень шумов автотранспортных средств, призваны активизировать усилия автостроительных и эксплуатационных предприятий на защиту окружающей среды. За невыполнение этих правовых актов налагаются штрафы.
В России в обязанности органов технического осмотра транспортных средств входит периодический контроль за долями оксидов углерода и углеводородов в выхлопе, за состоянием систем, предусмотренных для нейтрализации дымности на бензиновых, газобаллонных и дизельных двигателях. Постоянно вводятся повышенные ставки транспортного налога на мощность двигателя автомобиля, топливо облагается специальными акцизами, предусмотрены также нормативы на выпускаемые автомобили. В некоторых регионах России действуют ограничения на движение большегрузного автотранспорта.
Наказание за «громкую» езду
Одним из опасных параметрических загрязнений является и транспортный шум. В условиях, когда масштабы автомобильного движения возрастают, зоны акустического дискомфорта значительно увеличиваются, проблема транспортного шума приобретает социальное значение. «Громкие» транспортные средства продолжают вызывать законное возмущение граждан, особенно когда проезжают в позднее время под окнами жилых домов, где проживает до 80% городского населения. Кроме того, резкий рев мотора отвлекает внимание автовладельцев, создавая угрозу безопасности дорожного движения.
Эта проблема находится в поле зрения специалистов, занятых в автомобилестроении, в сфере эксплуатации автомобильного транспорта, организации дорожного движения.
Первым городом в России, в котором начали наказывать владельцев автомобилей и мотоциклов, превышающих дозволенный уровень шума, стал Санкт–Петербург. Местная ГИБДД, проанализировав административное законодательство, разработала правовой механизм, как привлекать любителей «громкой» езды к ответственности. Его суть в том, что нарушитель привлекается к ответственности сразу по двум статьям КоАП: 8.23 – за превышение нормативов уровня шума и 12.5 – за внесение конструктивных изменений в транспортное средство. Для замера уровня шума полиция приобрела специальный сертифицированный прибор.
За два дня, в течение которых проводилось тестирование, выявлено 15 нарушений. На водителей составлены протоколы. Нарушители в течение 10 дней должны вернуть техническое состояние транспорта к «заводским настройкам», иначе его регистрация аннулируется, а номера спишутся в архив. А также езда на таком транспортном средстве грозит лишением прав.
В 2023 году регионы России предложили наделить их правом вводить штрафы для водителей автомобилей и мотоциклов за нарушение покоя граждан. В случае принятия законопроекта регионы смогли бы самостоятельно определять размер штрафа: в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя он будет варьироваться в диапазоне от 5 тыс. до 30 тыс. руб. По данным на август 2024 года, законопроект прошел первое чтение в Госдуме.
Москва лидирует
Итак, автомобильный рынок меняется, и достаточно интенсивно. Машины становятся экологичнее, ведется контроль за качеством топлива, свои плоды приносит регулировка режимов движения и ограничения для въезда в город, где роль основных средств передвижения отводится видам городского пассажирского транспорта. В их числе электробусы.
С 2018 года в Москве дизельные автобусы заменяются на современный электрический транспорт. По планам к 2030 году весь парк Мосгортранса будет переведен на электротягу.
Сегодня в городе действуют уже 137 электробусных маршрутов, на которых пассажиры совершают более 600 тыс. поездок в рабочий день. Лидерство по электробусам у СВАО. Именно там в 2018 году инновационная техника впервые вышла на городские улицы. Сейчас в округе действуют 40 электробусных маршрутов.
С начала 2024 года электробусы вышли на 28 маршрутов столицы. По будням на них совершают более 130 тыс. поездок. Маршруты связывают районы столицы и делают поездки к точкам притяжения и станциям рельсового каркаса комфортнее.
По подсчетам экспертов, замена одного дизельного автобуса на электробус позволяет уменьшить выбросы углекислого газа в окружающую среду на 60,7 тонны в год. За более чем пять лет благодаря электробусам выбросы углекислого газа в столице сократились на 130 тыс. тонн.
Сегодня на маршрутах Москвы работают 1,5 тыс. электробусов, каждый из которых ежедневно перед отправкой тщательно проверяют. В этом году городу поставят еще более 800 машин. Всего же за шесть лет планируется, что число электробусов превысит 5 тысяч.
Также продолжается установка ультрабыстрых зарядных станций. Сейчас в Москве их уже больше 340. Еще около 200 появятся в этом году. Зарядки работают в любую погоду и подходят для техники разных производителей.
Экономичный и экологичный общественный транспорт продолжает стремительно развиваться. Уже в 2024 году планируется выход в первый рейс электробусов в новом дизайне. Они станут еще более комфортными для пассажиров. Появятся видеонаблюдение, возможность зарядки гаджетов и просторные накопители для колясок и велосипедов.
Электромобили еще не все заполонили
Внедрение современного общественного электрического транспорта – это лишь часть работы по сохранению и восстановлению российской экосистемы. Все большую популярность приобретают электромобили.
Российский рынок электрокаров в последние годы демонстрирует высокие темпы роста. По данным «Автостата», продажи всех типов электромобилей – легковых авто, электрогрузовиков – в 2023 году в России выросли в четыре с лишним раза, достигнув 14,1 тыс. единиц (против 3 тыс. в 2022 году). При этом доля электромобилей – в том числе подключаемых гибридов – в структуре продаж новых легковых авто выросла с 0,5% в 2022 году до 1,3% в 2023–м. Однако это все равно ниже показателей мировых лидеров отрасли, таких как КНР, где в 2023 году доля электромобилей и подключаемых гибридов в продажах новых авто составляла 37%.
То же самое характерно и для доли электромобилей в структуре общего парка авто: в России она составляет менее 0,1%, тогда как в Китае – свыше 5%.
Стимулом для развития рынка электромобилей может стать сокращение на российском рынке европейских, японских и корейских авто с ДВС, из–за чего в таксопарках, каршеринге и службах городской доставки будут все более востребованными электромобили, экологичные, более экономные на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации. Подспорьем станет и общее удешевление технологий, которое на рубеже XX и XXI веков можно было наблюдать на примере персональных компьютеров и которое становится все более заметным на рынке электротранспорта.
По мнению некоторых урбанистов, наиболее подходящими для сохранности окружающей среды являются гибридные автомобили, в которых действует электродвигатель, а по мере необходимости – ДВС. Последний должен работать в оптимальном режиме с минимумом выброса вредных веществ и заряжать аккумуляторы, которые питают электродвигатель. Это позволяет снизить расход бензина по сравнению с обычным двигателем в 2–3 раза и соответственно уменьшить количество выбрасываемых продуктов сгорания.
Еще одно преимущество электромобилей – снижение зависимости от нефти, запасы которой, к сожалению, для стран–экспортеров небезграничны.
Электротранспорт работает на электричестве, которое можно производить разными способами, включая возобновляемые источники энергии. Конечно, можно долго спорить о том, какой вред планете нанесут повсеместная электрификация, ядерная энергетика, утилизация тех же ветрогенераторов, но факт остается фактом: качать нефть и газ из недр земли бесконечно не получится.
Проблема загрязнения окружающей среды от использования машин на жидких видах топлива не осталась без внимания Правительства России, которое постепенно внедряет обновленные экологические стандарты.
Среди мер, направленных на поддержку развития отрасли, – налоговые льготы, субсидии, госпрограммы. Программа льготного автокредитования с господдержкой позволяет получить кредит на авто с первоначальным взносом за счет госбюджета. Важный момент: электрокар должен быть выпущен на территории страны. Кроме этого, государство отменило транспортный налог на электрокары во многих российских регионах, а с 1 марта 2023 года владельцам электромобилей не нужно тратить деньги на использование платных дорог. Также городские парковки некоторых городов стали бесплатными для электромобилей. Выгода явная: приехал в центр Москвы, оставил автомобиль на городской парковке и за 10 часов днем сэкономил 3,8 тыс. руб.
В ближайшем будущем в стране ожидается рост числа таксопарков, где будут использоваться электромобили и гибриды. И здесь важный момент в том, что таксопарки обладают возможностью вернуть долю финансовых затрат на оплату лизинга легковых машин за счет субсидии.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.