В России создается новая отрасль по обращению с отходами.
Одним из мероприятий прошедшей в Москве Российской недели общественного транспорта и городской мобильности стала деловая встреча специалистов, занимающихся в России производством аккумуляторных батарей для электромобилей, экологичностью, рециклингом и разработкой перспективных направлений развития в данной сфере бизнеса.
Одной из ведущих российских компаний, которые осуществляют деятельность в этом направлении, является АО «Русатом Гринвэй». Компания создана в 2018 году в структуре Госкорпорации «Росатом» как отраслевой экологический интегратор в сфере обращения с отходами производства и потребления I–V классов опасности.
По внутренней отраслевой квалификации устойчивости, проведенной в Госкорпорации «Росатом» по итогам 2022 года, АО «Русатом Гринвэй» в составе направления по обращению с отходами был присвоен устойчивый уровень зрелости.
Проекты компании, направленные на улучшение социального, экологического и экономического состояния регионов присутствия, затрагивают экономический рост, использование инновационных решений, индустриализацию и улучшение инфраструктуры региона, комфорт городов и населенных пунктов, ответственное потребление и производство, борьбу с изменением климата.
– В России создается новая отрасль по обращению с отходами I и II классов, в том числе важную часть жизненного цикла создаваемых сегодня химических источников тока занимает их грамотная утилизация в будущем, – отметил директор по развитию АО «Русатом Гринвэй» Артем Рязанцев. – Мы создаем инфраструктуру – комплексную систему для обращения с аккумуляторной продукцией и химическими источниками тока.
Создание базовой инфраструктуры для обращения с отходами I и II классов предусматривает 7 производственно–технических комплексов (ПТК) по обработке, обезвреживанию и утилизации, где Росатом является федеральным оператором системы. Цель же системы – создать не только свои мощности, но и задействовать мощности других утилизаторов.
География создания инфраструктуры для обезвреживания и утилизации отходов I и II классов охватывает семь регионов РФ. Три из них создаются с нуля – это главный ПТК «Центр» в г. Дзержинск в Нижегородской области, ПТК «Западная Сибирь» в г. Северск в Томской области и ПТК «Восток» в г. Усолье–Сибирское в Иркутской области. Их непосредственным создателем является АО «Русатом Гринвэй». Остальные четыре – ПТК «Горный» в Свердловской области, ПТК «Камбарка» в Удмуртской Республике, ПТК «Щучье» в Курганской области и ПТК «Марадыковский» в Кировской области – строятся на базе предприятий, которые ранее занимались утилизацией химического оружия и сегодня перепрофилируются.
Ключевыми показателями, скажем так, батареечного рынка электромобилей являются 17 тыс. тонн аккумуляторов, которые используются сейчас в России. Свыше 2 тыс. тонн используют электробусы. Более 38% составляют литий–ионные батареи. При этом их потребность растет из–за роста импорта электрокаров (+80%) и производства отечественных электробусов (+40%).
К 2030 году источником подавляющего большинства литий–ионных аккумуляторов будут системы накопления от электротранспорта. Важно посредством замыкания цикла начать получать сырьевую базу для производства отечественных батарей.
Технологическая схема переработки ХИТ включает в себя семь этапов. После приемки аккумулятора производится сортировка, разрядка, разборка, дробление, предварительная прокалка. Затем остатки аккумулятора поступают в печь, происходит сепарация и получается конечный продукт, содержащий помимо черной массы и мелких частиц алюминий, медь и пластик.
– Это только первые шаги, мы прогнозируем объемы отходов, ориентируясь на отраслевых коллег, которые производят аккумуляторы; производителей электромобилей, зарядной инфраструктуры, – отметил Артем Рязанцев. – Наша задача – обеспечить эффективную утилизацию полного объема отходов после того, как эксплуатационные свойства аккумуляторов будут утрачены. Это будет способствовать достижению целей национального проекта «Экология», направленных на улучшение социального, экономического и экологического состояния
страны.