Как решается проблема выброса загрязняющих веществ в крупных городах
Одним из побочных положительных эффектов от режима самоизоляции, введенного из–за пандемии COVID–19, стал более чистый воздух. Думаю, многие москвичи это заметили, особенно те, кто живет поблизости от крупных автомагистралей. Позеленевшая карта «Яндекса», отсутствие пробок в будний день в час пик – тому яркое подтверждение.
Но режим вынужденного сидения по квартирам рано или поздно закончится, все вернется на круги своя, и проблема выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух вновь заявит о себе.
Проводится эксперимент
Надо сказать, что автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах страны. По оценкам экспертов, начиная с 2013 года объем выбросов от автотранспорта сохранял тенденцию к увеличению и в 2018 году составил 15,1 млн т. Отчасти на эту динамику влияет возраст транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
По данным Росприроднадзора, Центральный федеральный округ является лидером по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта. На его долю в 2014 году приходилось 26,5% всех выбросов от автотранспорта страны, а в 2018 году – 25,3%. На втором месте – Приволжский федеральный округ, его доля в 2014 и 2018 годах была на уровне 20,3%.
Значимую роль в формировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу играют и виды моторного топлива, которые используются транспортными средствами. По данным Минприроды России, только для 3% всего транспорта в РФ предусмотрены возможность использования в качестве топлива природного газа, сжиженного углеводородного (нефтяного) газа, а также использование электродвигателей.
Особо остро вопрос модернизации и снижения вредных выбросов в атмосферу стоит в крупных промышленных центрах страны, где необходимо реализовать комплекс мер по оздоровлению воздуха, в том числе и за счет совершенствования транспортной и коммунальной инфраструктуры. Скажем, только в Братске в 2018 году было составлено 150 предупреждений о высоком уровне загрязнения атмосферы при неблагоприятных метеорологических условиях для рассеивания вредных примесей, оправдываемость прогноза неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) составила 91%.
Национальный проект «Экология» призван заложить основы новой экологической культуры в стране. В него входят 11 федеральных проектов, один из них – «Чистый воздух» – направлен на снижение совокупного объема вредных выбросов в атмосферный воздух не менее чем на 20% до 2024 года.
Федеральный проект «Чистый воздух» предусматривает в 2020 году создание единой системы мониторинга качества атмосферного воздуха, а также реализацию мероприятий по снижению выбросов от промышленных предприятий и переводу транспорта на экотопливо.
В целях снижения негативного воздействия от деятельности промышленных компаний на экологию в рамках федерального проекта «Чистый воздух» в 12 крупных промышленных центрах России – Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите – проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ. В этих городах будет создана федеральная государственная информационная система мониторинга качества атмосферного воздуха, которая обеспечит органы государственной власти, организации и население информацией о качестве воздуха, даст комплексную оценку и прогноз его состояния, а также позволит оценить вредное воздействие факторов среды обитания на человека.
В 2019 году Минприроды России выпустило ряд нормативно–правовых актов, необходимых для проведения данного эксперимента и совершенствования системы мониторинга атмосферного воздуха в целом. Утверждены правила квотирования выбросов (за исключением радиоактивных веществ), правила проведения сводных расчетов загрязнения атмо-
сферного воздуха и методические указания по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха на основе данных инструментальных и расчетных методов наблюдений, а также при отсутствии регулярных наблюдений в населенном пункте.
В частности, утверждена методика определения выбросов от автотранспорта, в которой определен порядок их расчета при движении транспорта по основным магистралям города. Данные о выбросах от автотранспорта будут использоваться для проведения сводных расчетов и определения уровня загрязнения воздуха с учетом влияния автотранспорта. Данная методика позволяет оценить как разовые выбросы на участке автодороги, так и валовые (годовые) выбросы от автотранспортных городских потоков.
Согласно №195–ФЗ от 26.07.2019 года «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» для территорий городских округов в 12 крупных промышленных центрах, участвующих в эксперименте, в срок до 1 мая 2020 года должны быть проведены сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха; до 1 августа 2020 года – проведены расчет и оценка рисков для здоровья человека; до 1 ноября 2020 года – утверждены перечни квотируемых объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов, утверждены перечни компенсационных мероприятий; до 1 марта 2021 года – внесены изменения в комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах.
Каждый город, участвующий в федеральном проекте «Чистый воздух», разработал свой комплексный план, все они были утверждены Правительством РФ 28.12.2019. Предполагается, что мероприятия комплексных планов будут пересмотрены с учетом анализа результатов проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (до 01.05.2020), расчетов и оценки рисков для здоровья человека (до 01.08.2020).
В 2019 году 22 крупные компании, являющиеся основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в перечисленных городах, заключили с Минприроды России, Росприроднадзором и администрациями субъектов РФ четырехсторонние соглашения, обязавшись реализовать комплекс мероприятий по модернизации производственных мощностей в соответствии с принципами «зеленых» технологий на общую сумму более 459 млрд руб.
Например, в рамках федерального проекта «Чистый воздух» в 2019 году предприятия Кузбасса запланировали направить на модернизацию производственного оборудования 970,5 млн руб.
По блоку «Транспорт» в рамках государственной программы Кемеровской области «Оптимизация развития транспорта и связи Кузбасса на 2014–2021 годы» для Новокузнецка в 2019 году закупили 4 городских автобуса марки VOLGABUS 5270GН на сумму 25,8 млн руб., работающих на компримированном природном газе (метане). Кроме того, за счет средств местного бюджета приобрели два троллейбуса на сумму 33,1 млн руб.
По информации Росгидромета, в период за 2017–2018 годы понизился уровень загрязнения атмосферного воздуха в 6 городах: в Липецке – с «повышенного» до «низкого»; в Магнитогорске – с «очень высокого» до «высокого»; в Медногорске – с «повышенного» до «низкого»; в Нижнем Тагиле – с «высокого» до «низкого»; в Челябинске – с «очень высокого» до «повышенного»; в Череповце – с «повышенного» до «низкого».
Согласно комплексным планам снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух к 2024 году составит: в Медногорске – 0,44%; в Липецке – 4,9%; в Нижнем Тагиле – 18,5%; в Братске – 19,9%; в Новокузнецке – 20,2%.
В дополнение к этому меры
господдержки, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 409, позволят представителям малого и среднего бизнеса, в число которых входят и организаторы автомобильных перевозок, воспользоваться отсрочкой на уплату налогов. Также становится возможным перенос срока уплаты страховых взносов в социальные фонды.
Программа субсидирования
Минпромторгом России с 2014 года реализуется программа стимулирования закупок газомоторного автотранспорта, благодаря которой за 5 лет просубсидированы продажи более 14 тысяч машин.
В министерстве подготовлен проект постановления Правительства РФ, которое будет направлено на прямое субсидирование производителей транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива. Документ «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива» опубликован на официальном сайте regulation.gov.ru.
Проектом постановления предусматривается выплата субсидий производителям газомоторных транспортных средств при условии предоставления скидки покупателю. Реализация мероприятия позволит улучшить экологическую ситуацию в регионах страны за счет увеличения численности транспорта (в том числе общественного и коммунального), использующего природный газ в качестве моторного топлива. Общий объем бюджетных ассигнований составит 3,3 млрд руб. Таким образом, планируется просубсидировать продажи более 8 тысяч единиц техники.
По мнению экспертов, данные меры положительно повлияют на рынок газомоторной техники и дополнительно простимулируют ее производство. В настоящее время российские автопроизводители освоили производство всей номенклатуры транспортных средств, работающих на компримированном газе, с высоким уровнем локализации, в том числе за счет реализуемой Минпромторгом России программы стимулирования спроса.
Дальнейшим направлением в переводе транспортных средств на газ является техника, работающая на сжиженном природном газе (СПГ). Помимо автомобильного транспорта крупными потребителями СПГ–топлива должны стать железнодорожный транспорт и газотопливный флот.
Также Минпромторг России подготовил проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства РФ «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», который был разработан совместно с Ассоциацией компрессорных заводов.
Документ предусматривает критерии подтверждения производства основных элементов автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (компрессорных установок, блока аккумуляторов газа и заправочной колонки) на территории Российской Федерации, предназначенных для заправки газомоторного транспорта компримированным природным газом. Это позволит создать благоприятные условия российским производителям импортозамещающей высокотехнологичной продукции.
В настоящее время Мин-
энерго России осуществляет субсидирование затрат на строительство автомобильных газонаполнительных станций в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1641, в которое с 2022 года будет включено требование об обязательном использовании комплектующих для АГНКС, соответствующих нормам постановления № 719. Таким образом, с 2022 года организации смогут получить субсидии на строительство АГНКС только в случае наличия подтверждения производства соответствующих комплектующих на территории Российской Федерации в соответствии с нормами постановления № 719.
Опыт Москвы
Изношенная инфраструктура трамвайного и троллейбусного парка – давняя и трудноразрешимая проблема городского пассажирского транспорта. Реконструкция и капитальный ремонт сети – очень капиталоемкие мероприятия, требующие привлечения частных инвесторов с последующим правом предоставления перевозок на этом участке для возврата инвестиций.
Сегодня существует ряд законодательных ограничений для участия частных инвесторов в этих проектах, в связи с чем Минтранс России готовит соответствующие изменения в действующее законодательство. Финансовая модель будет предполагать привлечение государственных средств, прежде всего регионального и муниципального бюджетов. Участие федерального бюджета требует дополнительного обсуждения.
Москва занимает лидирующие позиции по замене подвижного состава: всего с 2010 года город получил около 10 тыс. новых автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов. До конца 2019 года в Москве планируется реконструировать 31 км трамвайных путей. Будут использованы шумопоглощающие материалы и экологические шпалы из переработанных отходов. Благодаря этому трамваи станут ходить тише (уровень шума снизится на 30–40%), скорость и плавность хода возрастут, а интенсивность износа дорожной инфраструктуры и самих трамваев снизится.
Всего в Москве работают свыше 800 трамваев, из них 110 – низкопольные. Трамваи нового поколения «Витязь–Москва» запустили в столице в 2017 году. С тех пор они перевезли 95 миллионов пассажиров. Ожидается, что к 2024 году городской трамвайный парк будет полностью обновлен.
Крупнейший проект в области развития наземного городского транспорта в России и в мире – московский электробус. Благодаря ему повысится комфорт поездок, он станет новым драйвером развития общественного транспорта не только в Москве, но и во всей стране. Немаловажно, что суммарные затраты на эксплуатацию электробуса на 10% ниже, чем троллейбуса.
В 2019–2020 годах власти Москвы планируют покупать ежегодно по 300 электробусов, а начиная с 2021 года город вместо дизельных автобусов будет приобретать только электробусы.
Ставка «0»
Совет ЕЭК принял решение обнулить ставку ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза на отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС).
Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 года включительно и применяться при импорте электромобилей в ЕАЭС как юридическими, так и физическими лицами. Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты официального опубликования.
Ранее таможенные пошлины на электромобили в ЕАЭС уже обнуляли. Такая мера действовала с 15 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года включительно (на основании Решения совета комиссии № 53 от 11 июля 2016 года). Однако ее действие на протяжении менее одного года не позволило достичь планируемых результатов. К тому же такой режим не распространялся на физических лиц. Они уплачивали пошлину в размере 48–54% от таможенной стоимости, что фактически являлось заградительным барьером для покупки электромобилей.
При этом интерес к электромобилям есть во всех странах Союза. По данным департамента статистики ЕЭК, в январе – октябре 2019 года их импорт в страны ЕАЭС составил 292 электромобиля (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС) на общую сумму 14,86 млн долл. США. Доля импорта Армении составила 0,7%, Беларуси – 30,8%, Казахстана – 7,2%, России – 61,3%. В основном электромобили завозятся из США, Китая, Австрии, Германии.
Собственного серийного производства электромобилей в ЕАЭС нет. Но промышленный потенциал существует практически во всех странах. В Беларуси это СП ЗАО «ЮНИСОН» и СЗАО «БЕЛДЖИ». С учетом предлагаемой меры таможенно–тарифного регулирования к концу 2022 года объем производимых в Республике Беларусь электромобилей планируется увеличить до 30 тыс. в год. Также в Беларуси утверждена Программа создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей. За 2019 год количество зарядных станций РУП «ПО «Белоруснефть» увеличилось до 125 единиц. К 2021 году планируется нарастить их число до 500 станций. Запланировано строительство супербыстрых электрозарядных комплексов, позволяющих сократить время зарядки электромобилей до 10–20 минут.
Единичное производство моторных транспортных средств с электрическими двигателями осуществляется также в Республике Казахстан: готовится к запуску первое серийное производство электромобиля JAC iEV7s, который в настоящее время проходит сертификационные испытания на автополигоне «НАМИ» в Российской Федерации. После получения одобрения типа транспортного средства в первый год производства планируется произвести до 200 единиц электромобилей.
В Кыргызской Республике идет работа по реализации Концепции зеленой экономики «Кыргызстан – страна зеленой экономики». Ведутся переговоры с международными организациями по созданию зарядной инфраструктуры в Бишкеке, а также вдоль основных магистральных дорог.
В Российской Федерации ПАО «Россети» в 2020 году запланирована к реализации программа «30/30», предусматривающая запуск проектов «Энергия города», «Энергия магистралей» и «Энергия городского транспорта». Планируется создать сети из более чем 440 быстрых зарядных станций и 330 медленных, охватывающих 30 крупных городов и 30 основных автотранспортных магистралей, реализация пилотного проекта по «зеленой экономике», а также создание информационной платформы для владельцев электромобилей и владельцев зарядных станций.
Таким образом, с учетом мер и мероприятий, принятых и проводимых в ЕАЭС, снижение ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили будет способствовать формированию в странах «пятерки» рынка электромобилей, развитию их производства и зарядной инфраструктуры.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
Фото Ольги ШВЕЙЦЕР
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.