Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Будущее за «зеленым» судоходством

 |  Экология

О преимуществах сжиженного природного газа в качестве топлива

Преимущества сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива очевидны. При эксплуатации танкеров на СПГ снижение вредных выбросов углекислого газа составляет 24%, оксидов серы – 100%, а оксидов азота – 95% по сравнению с использованием традиционного судового топлива. При этом экономия в расходе топлива достигает 10–12%, что довольно существенно с учетом протяженности судоходных маршрутов.

Последние годы требования к судовому топливу ужесточались практически непрерывно. Новые ограничения Международная морская организация (IMO) вводила в среднем каждые два года. Сегодня в мире на СПГ работают порядка 200 судов, еще полторы сотни судов относятся к категории LNG ready, то есть изначально спроектированы с возможностью быстрого переоборудования под работу на СПГ. По прогнозам классификационного общества, доля СПГ на судах к 2050 году может превысить 40%.

В России СПГ – одно из самых развивающихся направлений топливно–энергетического комплекса. По сведениям Аналитического центра ТЭК, объем производства СПГ в России к 2035 году может достигнуть 137 млн тонн. Это как минимум. Потенциальные возможности всех проектов, особенно в Арктической зоне страны, могут дать цифру вдвое выше.

Строительство судов на СПГ

Первый российский нефтеналивной танкер с двухтопливной главной энергетической установкой, построенный на базе судостроительного комплекса «Звезда», позволяющей работать кроме традиционного топлива и на СПГ, получил название «Владимир Мономах» и передан заказчику АО «Роснефтефлот» в декабре 2020 года.

Предприятием ФГУП «Росморпорт» заказаны два двухтопливных автомобильно–железнодорожных парома для линии Усть–Луга – Балтийск «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», которые смогут работать как на СПГ, так и на низкосернистом дизельном топливе. Паром «Маршал Рокоссовский» уже спущен на воду. Кроме того, Росморпорт объявил конкурс на постройку двух двухтопливных ледоколов мощностью 12–14 МВт, также способных работать и на газе, и на низкосернистом топливе.

На данном историческом этапе вся водная отрасль России стремится к освоению СПГ в качестве топлива для судов, но по–прежнему остро стоит вопрос бункеровочных баз, которых еще нет на внутренних водных путях. Так, первый речной теплоход на СПГ «Чайка», спущенный на воду Зеленодольским заводом имени А.М. Горького, заправлялся на заводе с помощью передвижного автомобильного заправщика.

Бункеровка с помощью автозаправщика применима для небольших судов, например, для речных прогулочных; для крупных судов технологичнее использовать полноценные бункеровочные базы: последние включают прежде всего причальную стенку, резервуар СПГ, а также трубопровод или судно–бункеровщик. 15 бункеровочных баз предполагается построить в портах Калининграда, Приморска, Высоцка, Усть–Луги, Большом порту Санкт–Петербург (включая аванпосты Бронка и Кронштадт), Мурманска, Новороссийска, Туапсе, Кавказа, Тамани, Ростова–на–Дону, Владивостока, Восточного (Приморский край), Ванино и Находки, следует из материалов аналитического центра. А к 2030 году условия для бункеровки СПГ должны быть созданы во всех крупных морских портах и в ключевых портах на Азиатско–Тихоокеанском транспортном коридоре и Северном морском пути.

Участвовать в строительстве СПГ–баз планируют производители СПГ, отмечают в компании «Газпром газомоторное топливо». Но для проектов баз потребуется и бюджетное финансирование. Госпрограмма «Развитие энергетики» предусматривает субсидирование части затрат на строительство газозаправок и заправок СПГ для автомобилей. «Газпром газомоторное топливо» предлагает включить в программу и субсидирование бункеровочной инфраструктуры.

Опыт Совкомфлота

Совкомфлот активно внедряет СПГ в качестве основного топлива для крупнотоннажных танкеров, которые используются в перевозках углеводородов. На сегодняшний день в состав флота группы «СКФ» входят шесть танкеров на газомоторном топливе, еще пять находятся в стадии строительства. Головное судно серии – «Проспект Гагарина». Все танкеры приняты в эксплуатацию в 2018–2019 годах, их дедвейт составляет 113 тыс. тонн. Одним из элементов стратегии компании «Совкомфлот» на период до 2025 года значится так называемая Зеленая хартия. Этот документ закрепляет постоянное снижение углеродного следа от эксплуатации судов, при этом сохраняя высокие экономические показатели для фрахтователей.

Как заявлял генеральный директор Совкомфлота Игорь Тонковидов, пока все новые суда, которые судоходная компания заказывает и планирует заказать, будут использовать сжиженный природный газ в качестве основного топлива. «Хотя не исключено, что в будущем мы перейдем от сжиженного природного газа к другому, еще более экологически чистому виду топлива, – говорит гендиректор. – Компания изучает и новые виды топлива, и новые технологии, которые позволяют значительно уменьшить выбросы углекислого газа при использовании уже существующих видов топлива».

Поэтому не исключено, что СПГ лишь промежуточный этап на ближайшие 5–10 лет. В перспективе все может прийти к еще более экзотическим видам топлива: аммиаку, аммонию, биодизелю, водороду, метанолу или силе ветра. Два крупнотоннажных танкера компании «Совкомфлот», использующие СПГ–топливо в качестве основного, – «Менделеевский проспект» и «Ломоносовский проспект» – успешно завершили переход по трассам СМП в восточном направлении.

«Отрадно отметить, что спрос на транзитные перевозки грузов по Северному морскому пути в период летней навигации сохраняется. Использование СПГ позволяет существенно снизить антропогенное воздействие на окружающую среду, что особенно важно при эксплуатации судов в условиях хрупкой экосистемы Арктического региона», – отметил генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов.

Мнение ОСК

В конце прошлого года в Москве генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов подвел предварительные итоги 2021–го и обозначил приоритеты на будущее. «Будущее за судами, использующими электродвижение, атомную энергию и водород. В свою очередь Россия имеет конкурентные преимущества в области строительства атомных ледоколов и плавучих энергоблоков», – подчеркнул глава ОСК.

Ольга ОВСЯНКИНА,

обозреватель «ТР»

 


просмотры:

2429

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться