Принят закон, где прописан механизм обеспечения подъема затонувших судов
В конце декабря минувшего года Президент РФ подписал закон, регламентирующий правоотношения по удалению имущества, затонувшего во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне РФ.
Кладбища брошенных и затонувших в результате кораблекрушений судов разбросаны по всему Мировому океану. Самым большим морским прибежищем затопленных барж и пароходов считается район Больших Антильских островов в Карибском море, где покоятся тысячи судов. Есть тихоокеанский «могильник» в районе атолла Чуук, в Коралловом море у берегов Австралии, в Бискайском заливе и много других «захоронений». Не исключение и российские водные пространства. В Балтийском море, к примеру, по подсчетам специалистов, с ХII по ХХ век затонули 26 703 судна, более 10 тыс. из них находятся у российских берегов. Тысячи плавсредств покоятся у берегов Крыма. В акватории Волги – более 350, на дне Авачинской бухты на Камчатке – больше 80. В реках Ленского бассейна затоплено 294 судна, в Обь–Иртышском бассейне – 368.
О сложностях утилизации затонувших судов наша газета писала не раз. Одна из таких публикаций («Поднять со дна «Титаник») была опубликована 26 июня 2020 года. В ней отмечалось, что многие плавсредства покоятся в акваториях морских портов, на дне рек и озер – совсем недалеко от судового хода. И поскольку не все подобные объекты нанесены на судоходные карты, в случае отклонения от основного курса судно может напороться на такой подводный «риф» и получить повреждение.
Но не только это. Суда, ржавеющие на морском и речном дне, не только захламляют водные пути, но и вредят окружающей среде. На затонувших плавсредствах могут находиться остатки невыработанного топлива и масел. Эти вещества и фрагменты затопленных судов под воздействием морской воды начинают разлагаться, нанося непоправимый вред экологии прибрежного участка и акватории, что может сказаться на здоровье не только людей, но и морских обитателей.
Подъем и утилизация затонувших и брошенных судов – дело сложное и затратное. По оценкам экспертов, подъем среднего рыболовецкого сейнера обходится примерно в 10 млн руб. Хотя в каждом конкретном случае могут быть свои цифры. Больше половины затопленных плавсредств не имеют хозяев. Приступить к решению проблемы прежде мешало то, что в России не было закона, обязывающего судовладельца утилизировать списанное плавсредство.
Утилизация плавсредств регулировалась Федеральным законом № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Однако она не являлась обязательной для владельца – он мог продать судно на металлолом или просто затопить. Даже если удавалось отыскать собственника и пройти долгие судебные процедуры, зачастую платить ему было нечем, судно оставалось лежать на дне. Вот и получалось, что отслужившие суда в том же Приморье в лучшем случае свозили в отдаленные бухты, а в худшем – бросали вблизи якорной стоянки.
И вот, наконец, долгожданный Федеральный закон № 1219892–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об удалении затонувшего имущества) принят. Законом, в частности, запрещается умышленное затопление судов и вводятся механизмы обеспечения подъема затонувших плавсредств их собственниками, а при неосуществлении ими такого подъема – администрациями морских портов или органами исполнительной власти субъектов РФ, к побережью которых ближе всего расположено затонувшее имущество, в случаях, когда оно создает угрозу мореплавания (в том числе работы навигационного оборудования) или причинения ущерба морской среде загрязнением, препятствует осуществлению рыболовства, строительства, ремонта и эксплуатации гидротехнических сооружений.
Принятый закон также вносит изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ, касающийся запрета на затопление судов и порядка определения финансового обеспечения их удаления. Установление запрета также предлагается прописать в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ.
Этому закону предшествовало распоряжение Правительства РФ от 6 февраля 2021 года об утверждении плана мероприятий по подъему и удалению судов, затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа. В качестве пилотного региона по подъему судов выступила Магаданская область. В бухте Нагаева (Охотское море), на берегу которой стоит столица Колымы, затоплено более двух десятков судов. Смотрят ли девушки порно? Почему-то сформировался такой стереотип что женщины не смотрят ролики для взрослых, однако крупнейшие порно сайты: Xvideos, Порно 365 (Porno365), xHamster опубликовали статистику в которой видно, что девушки посещают порно сайты практически так же часто как и мужчины! Весной прошлого года по итогам торгов были заключены государственные контракты на комплексную утилизацию четырех судов, переданных в собственность Магаданской области: «Малли», «Гусфар–1», «Серес» и «Линг». В конце осени работы в основном были завершены.
В минувшем году в Магадане также продолжалась очистка бухты Нагаева в районе парка «Маяк», из акватории был удален и утилизирован корпус одного судна. Проработан вопрос о подъеме затонувших судов «Профессор Моисеев», «Нева» и еще трех рыболовных плавсредств. Собственником судна «Юшино» проведены работы по утилизации. Напомним, что решение вопроса о подъеме судов и очистке бухты Нагаева сдвинулось с места после визита в Магадан в августе 2020 года главы Правительства РФ Михаила Мишустина в рамках его дальневосточной рабочей поездки.
Остро стоит проблема подъема и утилизации списанных и брошенных судов в Приморье. Там усугубляют ситуацию суда иностранного производства, массово ввозимые в Россию в 90–е годы прошлого века. Свой ресурс они давно выработали и теперь являются обузой для их владельцев, которые постарались избавиться от ненужного балласта. По последним данным, всего в акваториях морских портов и на прибрежных участках Дальневосточного региона находятся около 580 затопленных плавсредств. Они наносят ущерб окружающей среде и создают риски для мореплавания.
Согласно плану мероприятий, утвержденному Правительством РФ, в прошлом году во всех портах Дальневосточного бассейна были проведены мероприятия по определению перечня затонувшего имущества, подлежащего подъему, и установлению его собственников. Следующий этап – определение сроков подъема судов и компаний, которые будут этим заниматься, а также источников финансирования работ по подъему и утилизации судов, делают вывод эксперты.
Сергей Озун, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.