Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Москва без большегрузов

 |  Экология

В фокусе внимания концепция дальнейшего использования грузового транспорта в столице

В столице прошел «круглый стол» на тему «Развитие грузового транспорта в городе Москве». Участники мероприятия обсудили концепцию дальнейшего использования грузового транспорта в столице, предусматривающую прежде всего снижение аварийности, сокращение количества вредных выбросов, улучшение экологической ситуации и восстановление здоровья москвичей. Как отметил председатель Московской городской думы Алексей Шапошников, для дальнейшей работы в этих направлениях необходимо ознакомиться с первыми результатами нововведений, которые начали действовать с 1 января 2022 года, оценить их в комплексе.

С начала текущего года грузовому транспорту без пропуска заезжать в столицу запрещено. В том числе и в ночное время. Для проезда по территории Москвы и по МКАДу в круглосуточном режиме водители грузовых автомобилей с разрешенной массой от 3,5 тонны обязательно должны иметь соответствующий пропуск, а также быть зарегистрированными в Единой региональной навигационно–информационной системе города Москвы (РНИС). Без регистрации в системе пропуск получить невозможно. На этот счет в рамках мероприятия были рассмотрены требования и алгоритм действий при подаче документов на получение перевозчиком пропуска для движения в зонах ограничений, а также проанализировано, насколько эффективным является администрирование исполнения существующего законодательства и как отразится исключение движения транзитных грузовиков по московским дорогам на экономике и деятельности предприятий, которые занимаются грузоперевозками.

Как пояснил первый заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы Роман Латыпов, система пропусков нужна прежде всего для того, чтобы на МКАДе, третьем транспортном кольце, вылетных магистралях не было транзитных грузовиков.

– МКАД давно стал, можно сказать, городской улицей, – отметил Роман Латыпов, – по этой магистрали в день проезжают десятки тысяч автолюбителей, и присутствие здесь грузового транспорта чревато негативными последствиями. Особенно ситуация осложняется в зимний период, когда грузовики зачастую не могут преодолеть какие–то подъемы. Поэтому, чтобы разгрузить МКАД, для большегрузов есть хорошая альтернатива в виде дорог, скажем, А–107, А–108.

Напомним, что правительством Москвы ограничения для въезда на МКАД и в пределы МКАД для грузовых автомобилей массой более 3,5 тонны были введены с 1 июля 2021 года, а с 1 января 2022 года для таких грузовиков были введены ограничения для въезда на МКАД и в пределы МКАД даже ночью. Для движения в зонах ограничений перевозчикам необходимо, как уже отмечалось, получить пропуск.

Эти меры за прошедшее время их действия, по статистическим данным, принесли весьма положительные результаты. Так, по сравнению с январем 2021 года количество грузовиков в Москве снизилось на 27%. Ушедшие из города грузовики – это как раз те транзитные транспортные средства, которые ездили либо по разным точкам Московской области, либо между различными субъектами РФ через столицу. Также на 3% снизилась среднесуточная загрузка МКАД и на 39% уменьшилось число аварий с участием грузового транспорта.

Итак, обязательное требование для получения пропуска – регистрация в РНИС. Услуги получения пропуска и подключения к системе бесплатны. РНИС предусматривает получение телекоммуникационных сведений о транспортном средстве. Сопряжена система с ГЛОНАСС/GPS–трекером – устройством приема–передачи данных для удаленного контроля за транспортным средством. Все сведения о нем стекаются в специализированный центр, расположенный в департаменте транспорта Москвы.

Вместе с тем введены и два новшества, которые облегчают жизнь перевозчиков. Во–первых, до 31 декабря 2022 года заявители смогут получать пропуска без предоставления документов и сведений, подтверждающих владение грузовым автомобилем, наличие мест для стоянки и прохождение технического осмотра в случае выбора зоны действия пропуска МКАД. Во–вторых, до 1 июля 2022 года упростили порядок оформления ночных пропусков. Перевозчикам нужно предоставлять меньше документов: необходимы только данные о СТС, водительское удостоверение и диагностическая карта.

Как отметил Роман Латыпов, пропуска предусмотрены разовые и годовые. Разовый готовится в течение восьми часов, годовой – в течение 14 рабочих дней. Одно из условий выдачи пропуска – наличие документа, где указана точка назначения, расположенная в Москве. По последним данным, на начало марта 2022 года количество выданных пропусков на грузовики массой от 3,5 тонны до 12 тонн составляло свыше 100 тыс. Кроме того, получить пропуска вне всяких преференций обязаны и грузовые транспортные средства иностранных компаний.

Представитель департамента транспорта, отвечая на вопросы участников «круглого стола», остановился на проблеме выделения парковочных мест для грузовиков. В частности, Роман Латыпов озвучил ближайшие планы по обустройству таких стоянок в Новой Москве.

Еще одной актуальной проблемой на данном этапе является отказ в выдаче пропусков на весь автопарк, состоящий из энного числа грузовиков, принадлежащих одному перевозчику, если на одну из машин этого парка комплект документов не полный. Как отметил представитель бизнес–сообщества, директор по взаимодействию с органами власти ГК «Деловые линии» Максим Летников, было бы неплохо получать пропуск для каждой машины с правильно оформленными документами вне зависимости от общего количества автомобилей в заявке. Сейчас, если подаешь в одном заявлении несколько транспортных средств для получения пропуска, а ошибка допущена по одному из них, то отказ приходит на все транспортные средства. А у «Деловых линий» порой одномоментно в заявке по 50 машин.

– Мы очень ценим наши продуктивные отношения с департаментом транспорта Москвы, поскольку он никогда не требовал избыточного пакета документов, которого бы не было у перевозчика, – отметил Максим Летников, – просто бывают случаи, когда мы сами портачим, ведь место человеческому фактору есть всегда. И все же хотелось бы, чтобы отказ был только на «провинившуюся» машину.

– Согласен, несправедливо получается, поэтому вопрос сейчас в проработке, и, надеюсь, к третьему кварталу 2022 года он будет решен, – сказал Роман Латыпов. – Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос в случае необходимости при каких–то изменениях в документах перевозчиков, но в период действия пропуска, дорабатывать документы без приостановки этого действия.

Грузовые перевозки – это серьезное направление в бизнесе, поэтому без учета мнения бизнес–сообщества новации в полной мере не смогли бы реализоваться. Об этом сказал начальник управления по обеспечению деятельности штаба по защите бизнеса и проектного офиса в городе Москве департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Анатолий Мальцан. Он, в частности, отметил, что в марте 2021 года по поручению мэра Москвы в столице был создан Совет предпринимателей города Москвы в качестве ключевой площадки для диалога правительства и бизнеса, в том числе и по принимаемым нормативно–правовым актам. В рамках этой деятельности предпринимателями из разных отраслей, так или иначе связанных с транспортом, была сформирована рабочая группа по обсуждению наиболее болезненных проблем и инициатив бизнеса, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, системой пропусков, и подобных им вопросов. Предприниматели сформировали целый перечень инициатив по наиболее проблемным вопросам.

– Мы очень ценим работу, которая была проделана нами совместно с департаментом транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы, поскольку целый ряд предложений был учтен, – подчеркнул Анатолий Мальцан. – В частности, предприниматели очень позитивно отнеслись к поправкам, принятым департаментом транспорта в части упрощения порядка получения ночных пропусков. Мы видим положительный эффект и для бизнеса, и для города. Наш конструктивный и плодотворный диалог продолжается, мы планируем в 2022 году отработать совместно с дептрансом множество инициатив. Надеемся, что сможем улучшить ситуацию с грузовыми потоками и трудозатратами, которые сейчас имеет бизнес для получения пропусков.

Возвращаясь к загруженности МКАД и других дорог столицы, главный эксперт по природоохранным технологиям ГПБУ «Мосэкомониторинг» Ольга Костенкова отметила, что до введения новых правил экологическая ситуация в столице, можно сказать, была близка к катастрофической. Главная причина – загрязнение воздуха выхлопными газами от автомобильного транспорта. И прежде всего грузового. Его выбросы составляют более 85% от валовых выбросов. Кроме того, на грузовой транспорт приходятся более 50% выбросов оксидов азота и 45% выбросов формальдегида. Эти вещества, согласно исследованиям ВОЗ, относятся к приоритетным загрязняющим веществам для атмосферного воздуха.

– Суммарный годовой выброс от среднестатистического грузового автомобиля равен выбросу от 11 легковых машин, – отметила Ольга Костенкова. – Расширение перечня условий для выдачи пропусков позволяет нам лучше администрировать экологические требования и повышать долю более высоких экоклассов в транспортных потоках. Благодаря действующим на федеральном и городском уровнях экологическим ограничениям с 2012 по 2021 год доля грузового транспорта низких экологических классов снизилась на 18%, а доля высоких экоклассов возросла на 31%. Реализуемые мероприятия в области экологизации транспортного комплекса позволили снизить концентрацию загрязняющих веществ от выбросов у автотрасс в 2,5 раза.

Новая система выдачи пропусков учитывает также действующие уже несколько лет экологические требования к грузовому транспорту на территории Москвы. Так, в пределах третьего транспортного кольца и по нему запрещено движение грузовиков, соответствующих по экологическим характеристикам требованиям ниже экологического класса «Евро–3», а в пределах МКАД – ниже «Евро–2». К примеру, выбросы одного дизельного автомобиля класса «Евро–0» в четыре раза выше, чем «Евро–2», и до шести с половиной раз превышают «Евро–3».

Таким образом, если до внесения изменений в правила проезда фур контроль за экологическими характеристиками тщательно не осуществлялся, то теперь по указанным маршрутам могут ездить большегрузы, соответствующие установленным экологическим требованиям. Кроме того, благодаря РНИС город будет получать больше информации о том, какой «вклад» фуры вносят в загрязнение воздуха столицы, с тем чтобы в перспективе изыскивать способы борьбы за улучшение экологической ситуации в Москве.

В связи с внесенными изменениями с начала 2021 года работы прибавилось и у сотрудников московской госавтоинспекции. Как отметил заместитель начальника УГИБДД Москвы Евгений Логиновский, с января 2021 года инспекция начала администрировать нарушения в рамках ст.12.16 КоАП РФ относительно несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. В результате за довольно короткий период более 14 тыс. водителей или владельцев грузовых транспортных средств привлечены к административной ответственности.

Транспортный каркас – наиважнейшая составляющая всей инфраструктуры Москвы и Московской агломерации. Создание комфортной транспортной системы, ее совершенствование и устранение ранее существовавшего дисбаланса в дорожном строительстве ежегодно закладываются в бюджет города и в адресную инвестиционную программу. В то же время понятно, что ресурс городских дорог небезграничен, и транспортные потоки, состоящие не только из городского транспорта, но и транзитного, при отсутствии регулирования могут привести к коллапсу, особенно в периоды сложных метеорологических условий.

– Можно привести много примеров, когда большегрузы не только затрудняли проезд для легкового и городского пассажирского транспорта, но и мешали пешеходам, – прокомментировала ситуацию руководитель депутатского объединения «Моя Москва» Елена Николаева. – Вот лишь два таких случая, которые имели место совсем недавно. В Рязанском районе Москвы жители одного из кварталов неоднократно обращались с жалобами по поводу того, что единственный выезд из микрорайона был невозможен, поскольку его загромождали большегрузы. Соответственно, люди не могли вовремя попасть на работу, отвезти детей в школы, детсады. В результате пришлось обращаться в окружную комиссию по безопасности дорожного движения, после чего было принято решение об установке знаков, запрещающих парковку большегрузов.

Аналогичная ситуация сложилась в районе Кузьминок, на Есенинском бульваре. Грузовики парковались вдоль всего бульвара, занимая все парковочные места, и перегораживали проход пешеходам, которые вынуждены были идти по проезжей части. Здесь проблема тоже решена. Между тем очень важно, чтобы вводимые ограничения не становились барьерами для своевременной доставки москвичам продуктов и товаров первой необходимости. Нужно грамотно перераспределить товаропотоки, проработать логистическую систему, которая позволит отрасли развиваться, сохраняя при этом приемлемые тарифы, систему жизнеобеспечения города.

В свою очередь директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «ТАМА» Норайр Блудян отметил, что все, что делает департамент транспорта Москвы – это логическое продолжение тех целей и идей, которые закладывались еще лет 17 назад при дискуссиях на предмет необходимости ЦКАД.

– Автомобильный и грузовой транспорт сегодня доминирующий, но время движется вперед, и у нас сейчас быстро развивается электронная торговля, появились перевозчики, занимающиеся доставкой еды, – сказал Норайр Блудян, – и это как раз проблема городская, которая пока не нашла никакого решения ни на местном, ни на федеральном уровне с точки зрения регулирования. Считаю, что пришло время нам начать обсуждать и этот вопрос. Кроме того, необходимо заняться и вопросом перево-

зок транспортными средствами до 3,5 тонны в части снижения экологического следа с точки зрения декарбонизации. Когда мы начинали электрификацию пассажирского транспорта, то было много скептиков, которые не верили в электротранспорт, а сегодня Москва – мировой лидер, не считая Китая, в сфере использования пассажирского транспорта на электричестве. Я убежден, что необходимо переводить внутригородские грузовые перевозки на электрический транспорт.

Подытоживая работу «круглого стола», заместитель председателя Московской городской думы Степан Орлов отметил, что если есть возможность перевести транзитные потоки за пределы Москвы, это нужно делать. Именно в этих целях и построена ЦКАД: хорошая трасса, которая позволяет быстро перемещаться транспортным средствам.

– Мы все в выигрыше: уменьшается трафик в целом, сокращается количество аварий, очевидна и огромная польза для окружающей среды, что в интересах как самих москвичей, так и перевозчиков, которые работают в Москве, – подчеркнул Степан Орлов.

Он добавил также, что все прозвучавшие предложения будут направлены в адрес правительства города Москвы, проанализированы и внимательно проработаны совместно с юристами, экспертами и представителями профильного городского департамента.

Валерий БУДУМЯН,

обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться