Эксперты – о развитии рынка газомоторного топлива
В Москве прошла конференция «SMART–АЗС 2022: поиск новых точек роста и технологическая эффективность». Организатором мероприятия выступил Национальный нефтегазовый форум.
Деловая программа конференции состояла из нескольких сессий, «круглого стола», на которых обсуждались такие насущные на сегодняшний день вопросы, как нынешнее состояние рынка нефтепродуктов России, цифровизация и роботизация бизнес–процессов АЗС и их технологическая эффективность в условиях ограничений, развитие сектора электромобилей как новой точки роста для SMART–АЗС, развитие рынка газомоторного топлива в условиях перемен и т. д.
Контроль качества
За последние несколько лет в плане повышения экологичности, качества топлива сделан серьезный шаг. На данный момент на территории Российской Федерации разрешена реализация только бензинов и дизельных топлив класса «Евро–5» (К–5). По статистике, каждый пятый легковой автомобиль в России имеет двигатель именно этого класса, что в общей массе составляет свыше 9 млн единиц, или 21%. Предусмотренное Техническим регламентом Таможенного союза постепенное ужесточение требований к качеству видов автомобильных бензинов и дизельных топлив было разделено на несколько этапов. Запрет на использование классов ниже «Евро–3» был введен с 2013 года, с 2015 года было запрещено использовать класс «Евро–3», а с 2016 года – «Евро–4».
Без сомнения, до тотального использования экологически чистого топлива всеми транспортными средствами еще довольно далеко. Факторы, отрицательно влияющие на процесс, разные. Но, чтобы их максимально исключить, необходимо начинать с контроля качества топлива, который должен осуществляться как в процессе производства, так и на стадиях транспортировки, хранения и реализации. Об этом в своем выступлении на тему «Интеллектуальные технологии сохранности моторного топлива: принципы построения эффективной системы контроля качества на АЗС» рассказал руководитель системы контроля качества и количества нефтепродуктов в сегменте сбыта моторных топлив ПАО «Газпром нефть» Виктор Чуяков. Он отметил, что для эффективного контроля качества продукта была разработана автоматизированная технологическая цепочка. Ее создание потребовало солидных инвестиций, но в конечном счете был достигнут весьма положительный результат.
Автоматизация контроля включает в себя измерительные системы, программное обеспечение, лабораторную службу, где работают специалисты, хорошо разбирающиеся в специфике нефтебазового хозяйства.
Перед отгрузкой каждая партия топлива на нефтебазе, пройдя лабораторные исследования, получает паспорт качества. Каждый бензовоз оборудован системой позиционирования GPS/ГЛОНАСС, контролирующей маршрут и остановки в режиме онлайн. На каждой АЗС сети ежемесячно проходит не менее одной внезапной проверки.
Все процедуры имеют серьезную значимость прежде всего для потребителя, поэтому надо вовремя успеть остановить реализацию топлива, если оно не соответствует необходимым параметрам.
В рамках системы «Сохранная доставка» обеспечивается комплексный контроль перевозки. Помимо онлайн мониторинга состояния бензовоза, осуществляется еще контроль доступа к люкам и сливным отсекам. Система включает в себя также видеонаблюдение за дорогой и пространством в кабине, электронные датчики контроля полноты налива и полноты слива, оперативно реагирует на инциденты.
К системе подключен парк бензовозов – как собственных, так и компаний–партнеров. Общее их количество составляет 1,2 тыс. единиц. Машины обеспечивают перевозку 10 млн тонн топлива в год, ритмичность доставки составляет 1,2 тыс. рейсов в день, а география перевозок включает 22 региона Российской Федерации.
Ответственная роль отведена мониторинговому центру инфраструктуры, который минимизирует человеческий фактор на АЗС. В частности, в режиме контроля сохранности качества и количества нефтепродуктов происходит автоматическая блокировка в случае отклонений при онлайн–мониторинге состояния оборудования, контроля остатков, передаче данных в систему «Нефтеконтроль – Газпром нефть».
Дави на газ!
«Газомоторное топливо: развитие рынка в условиях перемен» – этой теме был посвящен один из «круглых столов», прошедших в рамках конференции «SMART–АЗС 2022».
В рамках мероприятия было отмечено, что основанием для развития рынка газомоторного топлива являются, во–первых, экологический фактор – стремление к сокращению использования бензинового и дизельного топлива. Во–вторых, наличие ресурсов природного газа предоставляют хорошие перспективы по его монетизации.
На данный момент в мире порядка 28 млн транспортных средств работают на сжиженном углеводородном газе и 28,5 млн транспортных средств – на компримированном природном газе. К слову, 70% транспортных средств на КПГ используется в Китае. А что же рынок российский?
По прогнозам, к 2030 году ожидается пусть небольшое, но тем не менее увеличение на 8% использования газомоторного топлива.
Сегодня численность российского автопарка превышает 56 млн транспортных средств. Из этого числа в сегменте тяжелого коммерческого транспорта на сжиженном газе работает порядка 5%, на компримированном – лишь 0,4%. Грузовики и автобусы на сжиженном природном газе и вовсе можно считать транспортной экзотикой.
Между тем, когда речь заходит об увеличении доли газомоторного топлива на российском рынке, имеется в виду, как правило, метановый сегмент, который отражается на росте парка. Так, с 2018 года по настоящее время этот темп составил 7%, что не может не внушать оптимизма, особенно на фоне стагнации автомобильного рынка в целом. А рост численности российского автопарка, работающего вообще на газомоторном топливе, с 2017 по 2021 год составил 142%, что равно 259 тыс. единиц.
– Приведенная статистика включает два фактора – это переоборудованные машины и машины, вновь произведенные на предприятиях, – пояснил начальник управления реализации и маркетинга ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Сафонов. – Правда, новых машин не так уж много, а переоборудованные ГИБДД стало учитывать буквально пару лет назад. Тем не менее ежегодно в среднем прирост составляет минимум 30 тыс. автомобилей. В основном это коммерческая техника.
Сегодня в структуре автопарка, работающего на ГМТ, лидирующие места занимают легковые автомобили (59%), легковой коммерческий транспорт (19,7%), автобусы (13%). Затем идут магистральный грузовой транспорт (8%) и дорожно–коммунальная техника (0,3%).
В рамках «круглого стола» был проведен сравнительный анализ и определены преимущества сжиженного природного газа перед компримированным. В частности, отмечалось, что при использовании в качестве топлива сжиженного газа длина пробега транспортного средства увеличивается в пределах 700–1500 км, в то время как при использовании компримированного – составляет 300–450 км. Применение сжиженного газа снимает необходимость использовать объемные и массивные баки. Есть возможность расположения заправочных станций вне зависимости от наличия газопровода и т. д.
Популярность сжиженного природного газа подтверждается использованием его транспортными компаниями для эксплуатации седельных тягачей российского и иностранного производства. Если в 2019 году на станциях, предназначенных для приема и хранения сжиженного природного газа с последующей заправкой им автотранспортных средств (КриоАЗС), заправлялось 18 единиц техники, то сейчас заправляются 1,5 тыс. тягачей.
Что касается применения сжиженного природного газа на пассажирском транспорте, то на данный момент, к примеру, в Челябинске на нем работают 89 автобусов, в Санкт–Петербурге порядка 1,1 тыс. единиц. В течение 2022 года общее количество пассажирского транспорта в России, использующего в качестве топлива сжиженный природный газ, должно составить 2,4 тыс. единиц.
Ожидается, что до конца 2024 года в рамках подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 млрд куб. метров, количество стационарных газозаправочных объектов – до 1273 единиц.
Сегодня газомоторную технику выпускают практически все отечественные производители. В их числе АО «АВТОВАЗ», Группа ГАЗ, группа компаний «КАМАЗ», ОАО «МАЗ», автомобильный завод «Урал», холдинг Volgabus.
Цифра, робот, АЗС
Эпоха глобальной цифровизации породила новое поколение потребителей товаров и услуг. В том числе желающих пользоваться оцифрованными и роботизированными автозаправочными станциями. Соответственно, с появлением спроса должны появиться и предложения. И они буквально за год–другой появились. В частности, платформа бесконтактной оплаты топлива «Яндекс.Заправки». Сервис помогает водителям во всем, что связано с топливом и АЗС. С ним можно легко находить станции по пути, сравнивать цены на топливо, оплачивать его, не выходя из машины, подключать карты лояльности сетей, не стоять в очереди.
К концу 2021 года при использовании сервиса ежемесячный пролив топлива составил 135 млн литров, тогда как к концу 2020 года этот показатель составлял 80 млн литров. На данный момент к сервису подключены свыше 10,5 тыс. АЗС.
– Сейчас мы активно работаем над территориальным развитием сервиса, – сообщил руководитель по работе с партнерами «Яндекс.Заправки» Леонид Иванов. – Так, в 2021 году сервис начал работать за рубежом – в Турции. Весной 2022 года вторым государством стал Казахстан.
Как было отмечено, «Яндекс. Заправки», помимо обычных водителей, плотно работает с водителями такси, корпоративными клиентами. Первые имеют возможность оплачивать топливо с баланса таксопарка, вторые – контролировать заправки сотрудников и возвращать НДС.
Сервис есть в отдельном приложении, а также в навигаторе. «Яндекс.Заправки» интегрируется в любую автоматизированную систему управления. При подключении сети АЗС к сервису для нее появляется возможность оформить «личный кабинет», где можно настраивать различные скидки. Эта информация распространяется на широкую «аудиторию» АЗС, которая в едином режиме может настраивать скидки и бонусы.
Для улучшения и расширения сервиса его представители намечают провести серию мероприятий. Первое – разработка так называемого инструментария – списка вопросов, по которым будет проводиться интервью с пользователями сервиса «Яндекс.Заправки». Второе мероприятие – это, собственно, сами интервью с представителями АЗС, и третье мероприятие – проведение анализа замечаний и пожеланий для улучшения сервиса. К слову, планируется провести 18 интервью в 5–6 городах России. По итогам работы ее организаторы намерены создать презентацию, где и будет системно отражено все, что нужно сделать для улучшения работы сервиса.
О нынешнем состоянии и ближайших перспективах автоматизации топливной розницы в свою очередь рассказал основатель сервиса Benzuber Артем Скворцов. Компания была создана в 2004 году и является родоначальником автоматической АЗС с удаленным контролем. Сегодня по этой технологии работают практически все автозаправочные станции в России. Из них сама компания построила 340 заправок. Появление на рынке сервиса Benzuber, предусматривающего оплату топлива без обращения в кассу, впервые состоялось в 2016 году.
Сегодня к сервису подключены более 1 млн пользователей, свыше 7,5 тыс. АЗС, в ближайшие два года планируется расширить эту сеть до 11 тыс. АЗС.
– Изначально сервис был создан для физических лиц, и, соответственно, в приложение были интегрированы все используемые в России возможные виды оплаты, – прокомментировал Артем Скворцов. – Но с введением санкций из нашей повседневной жизни исчезли такие названия, как Apple Pay, Google Pay, которые как для «Яндекс. Заправки», так и для Benzuber являлись конкурентами. Но, как известно, что ни делается, все к лучшему, и у Benzuber появились новые возможности в виде использования системы быстрых платежей (СБП), которая стремительно набирает популярность. И те, кто будет оплачивать топливо через СБП, станет участником акции федерального значения – еженедельного розыгрыша призов.
У рекламы свои программы
О процессах согласования установки специализированных вывесок и стел на АЗС рассказала генеральный директор ООО «ДиВиДжи–Медиа» Анна Павлюченко.
Изначально компания, являясь медийным агентством, не занималась согласованием. Первое согласование рекламных и информационных услуг состоялось в 2007 году, а с 2019 года согласование рекламных и информационных конструкций стало основным видом деятельности компании. За последние несколько лет она получила более 2 тыс. разрешений на установку рекламных вывесок и стел на территории России.
– В начале 2000–х процесс согласования был несложным, нужно было обладать поворотливостью, иметь связи, что давало возможность согласовать все что угодно, – отметила Анна Павлюченко. – Сейчас ситуация абсолютно другая. Все жестко регламентировано. В каждом регионе, в каждом городе свои правила, регламенты. Соответственно, в штате наших сотрудников есть юристы, специалисты по согласованию, которые владеют ситуацией. Необходимы также проектные бригады, куда входят архитекторы, дизайнеры, инженеры–проектировщики. И, наконец, нужны люди, которые умеют грамотно общаться со специалистами на местах, подавать через портал необходимую информацию.
Как было отмечено, «ДиВи-Джи–Медиа» согласовывает все рекламные и информационные конструкции, которые есть на АЗС. Иногда число их на одной заправке может доходить до 40 штук и более.
Ввиду большого числа рекламных элементов всю работу вести в параллельном режиме трудно, поэтому приходится осуществлять процесс последовательно. А это приводит к увеличению временного интервала между согласованиями.
– Проанализировав эти нюансы, мы поняли, что необходимо процесс ускорить, иначе больше 3–4 согласований в год для АЗС произвести не удастся, – пояснила Анна Павлюченко. – Взвесив свои возможности, мы пришли к выводу, что можем автоматизировать процесс по созданию дизайн–проектов, тем самым исключив человеческий фактор и, соответственно, устранив ошибки, которые допускаются в процессе работы. Также созданы программы, которые позволяют осуществлять электропроекты. На их сборку уходят считаные минуты. А еще мы создали систему учета и хранения всех согласований, которые когда–либо проходили через нас. В этой системе хранятся также данные о дате установки на том или ином объекте рекламных вывесок и сроке продления их действия. Соответственно, за два месяца до истечения этого срока мы напоминаем клиенту, что ему следует перезапустить процесс согласования.
Мир электромобилей
Что ждет электромобили, автомобили на альтернативном топливе в России в ближайшее время? Эти вопросы обсуждались на одной из сессий конференции.
На сегодняшний день электромобиль в России пока еще не вполне прижившийся вид транспорта. Но это не значит, что процесс развития таких видов транспортных средств не идет.
В частности, благодаря правительству Москвы, которое уже несколько лет на заводах «КамАЗ» и Группы ГАЗ закупает электробусы, в 2021 году в столице появилось таких транспортных средств 400 единиц. Ближайшие планы – закупка в 2022 году 420 электробусов, в 2023–м – 720 единиц. Но пока что эти цифры не корректировались. Что будет в реальности, покажет время.
– На сегодняшний день стопроцентно отечественного производства электротранспорта у нас нет, – отметила директор маркетингового агентства Russian Automative Market Research Татьяна Арабаджи. – Есть, правда, налаженные партнерские отношения у «КамАЗа» с китайскими компаниями, поэтому будем надеяться, что проекты, хотя бы по электробусам, в ближайшем будущем реализуются.
Что касается электромобилей, то этот сегмент электрического транспорта никогда не пользовался какими–то льготами. Приобретая электромобиль, покупатель не получал никаких компенсаций, как это зачастую принято делать в ряде стран. Единственное, в некоторых российских регионах отменялся транспортный налог на электромобили, где–то были бесплатные муниципальные парковки, но ничего более значимого, что стимулировало бы людей покупать новый, дорогой электромобиль, не было. Поэтому в августе 2021 года была принята концепция по развитию производства электротранспорта и развитию зарядной инфраструктуры до 2030 года. Концепция подразумевает наличие льгот по автокредитам, автолизингу, но пока, в силу известной ситуации, государственная программа льготного автокредитования для абсолютно всех автомобилей приостановлена.
Однако сидеть сложа руки – не выход. Сейчас необходимо уделить внимание производству электромобилей на территории России, создать условия для привлечения инвесторов, поскольку начинать придется практически с нуля. Единственным надежным партнером может быть Китай, который весьма успешно производит электробатареи и электромобили в целом.
Что касается оформленных на данный момент российских проектов по производству электромобилей, то в число производственных компаний по их реализации входят Автотор Холдинг в Калининграде, липецкая компания «Моторинвест» и молодая компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», которая намеревается производить небольшие грузовички на базе УАЗ «Профи».
Важным событием на рынке электромобилей стал запуск первого на Дальнем Востоке проекта каршеринга электромобилей Green Crab. Состоялся запуск в июне 2022 года. На первом этапе жителям Владивостока доступны 15 новых электромобилей, способных проехать 300 км без подзарядки. Восполнить энергию в быстром режиме можно за час. Если все сложится удачно, то в 2023 году планируется парк электромобилей увеличить до ста, а то и больше машин.
Своим опытом в отношении комплексного развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта на базе сетей АЗС поделилась генеральный директор компании «Мир электромобилей» Яна Киприянова. Как было отмечено, в подобных конференциях компания участвует второй год, что, собственно, и стало основой для накопления опыта в сфере ее деятельности за 2021 год и прошедшие полгода 2022–го.
– Мы не производители, в наши задачи входит интеграция лучших решений, имеющих место на рынке, – пояснила Яна Киприянова. – Кроме того, компания является довольно успешным сервисным оператором на рынке зарядной инфраструктуры, что подтверждается реализацией более 200 зарядных станций. Плюс 30 станций находятся на нашем сервисном обслуживании.
Примером реализации комплексного проекта на базе АЗС TES является федеральная трасса «Таврида» в Крыму, где установлены семь быстрых зарядных станций мощностью от 82 до 142 кВт. Еще один пример – комплексный проект на базе сети АЗС Татнефти при участии GreenDrive, который был реализован совсем недавно, в мае 2022 года. На трассе М–4 «Дон» были установлены три быстрые зарядные станции мощностью от 60 до 100 кВт.
Рассматривая перспективы деятельности, компания «Мир электромобилей» намерена расширить круг пользователей ЭЗС за счет инновационной электрозаправочной инфраструктуры. Вместе с частными электромобилями к системе подключатся пассажирские электробусы, которые вскоре начнут курсировать между городами, грузовой, аварийный электротранспорт.
* * *
Информационными партнерами конференции «SMART–АЗС 2022» выступили печатные издания АО «Издательство Дороги» – газета «Транспорт России» и журнал «Автомобильные дороги».
На снимке: новая линейка приборов для проведения экспресс–анализов показателей бензина и дизельного топлива на соответствие необходимым требованиям. Установлены приборы в мобильной лаборатории «Газпромнефти».
Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»
Фото автора
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.