Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Сжатие пространства»

«Сжатие пространства»В рамках Транспортного форума прошел «круглый стол» «Новые механизмы реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период
до 2030 года».

«Сжатие пространства»В рамках Транспортного форума прошел «круглый стол» «Новые механизмы реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года предусматривает опережающее развитие транспортной системы в качестве «локомотива экономики», инструмента создания комфортной социальной среды, формирования новых конкурентных преимуществ бизнеса и инвестиционной привлекательности экономики страны. Именно таким видится наше транспортное будущее. А насколько оно достижимо?
С учетом посткризисных реалий перед Российской Федерацией стоит задача выработки новой модели социально–экономического развития. В этих условиях актуализация механизмов реализации стратегии, с одной стороны, не может не учитывать современного состояния дел с финансированием отраслей ТК (диаграмма 1), а также негативной тенденции снижения инвестиций в транспорт из средств федерального бюджета (диаграмма 2). А с другой стороны, после принятия стратегии уже возникли новые задачи, которые транспорт должен решать.
Для повышения качества жизни населения (в части, зависящей от транспорта) необходимо повышение транспортной доступности объектов социально–культурного и бытового назначения, доступности для населения мест труда и отдыха. Для этого необходимы развитая транспортная инфраструктура в городских агломерациях, промышленных кластерах, удобные межрегиональные транспортные связи, позволяющие преодолеть пространственную разобщенность территорий. Необходимо обеспечить население всесезонной транспортной сетью в нормативном состоянии.
Вместе с тем повышение транспортной доступности не может быть достигнуто в равной мере одновременно по всей территории страны в связи с ее огромными масштабами.
В области пассажирских перевозок должны быть разработаны и реализованы социальные транспортные стандарты, которые дифференцированно определят уровень социально справедливого и экономически целесообразного повышения транспортной доступности различных территорий.
В условиях ограничения ресурсного обеспечения важнейшее значение будет иметь реализация технологических резервов повышения эффективности и доступности транспортных услуг для населения. С учетом растущей загрузки транспортной сети потребуются развитие общественного транспорта, обеспечение его приоритета в движении. Оптимизация технологического взаимодействия видов транспорта и их маршрутных сетей обеспечит снижение времени транспортной доступности для населения без больших инфраструктурных затрат. Это даст новые возможности, снизит транспортную дифференциацию и разобщенность территорий, увеличит радиус активной социально–экономической среды городов. Важную роль в решении этих задач должны сыграть интеллектуальные транспортные системы.
Одна из основных проблем на перспективу – дефицит трудовых ресурсов в регионах. Для повышения инвестиционной привлекательности территорий необходимо обеспечить доступность квалифицированной рабочей силы к местам приложения труда. Развитие транспортной доступности позволит повысить мобильность людей, а значит, вероятность их трудоустройства согласно их способностям, а для бизнеса – возможность найма рабочей силы.
Повышение конкурентоспособности экономики и ее инвестиционной привлекательности (в части, зависящей от транспорта) связано, прежде всего, с обеспечением транспортной доступности территорий для деловой активности. Для предприятий она обеспечивается развитой инфраструктурой транспортных связей, а также коммерческой скоростью, качеством и надежностью транспортных услуг.
За счет упреждающего решения проблемы растущей загрузки транспортной сети и интеграции видов транспорта, прежде всего, надо снять ограничения роста грузоемких отраслей. Необходимость преодоления пространственной разобщенности территорий формирует новый вызов транспортной системе, который можно сформулировать как «сжатие пространства».
Необходимы создание резервов пропускной способности и рационализация топологии транспортной системы – приведение ее к более рациональному сетевому виду. Наряду с этим целесо-образно задействовать менее затратные институциональные и технологические меры, направленные на повышение эффективности использования существующей транспортной инфраструктуры, а также повышение качества транспортных услуг. Необходимы разработка и ввод в действие модели рынка высокоэффективных транспортных услуг. Эта модель должна определить параметры и стандарты качества транспортных услуг на законодательном уровне, а также ввести систему контроля и управления качеством. Модель должна предусматривать также распространение информации и доступность знаний по эффективным транспортным технологиям. Взаимодействие видов транспорта на стыках должно быть избавлено от непродуктивной межотраслевой конкуренции. Ключевые логистические центры должны быть превращены из складских комплексов, зарабатывающих на том, что товар на них лежит, в распределительные центры, получающие доходы на продвижении и распределении товарных потоков. Это требует, в частности, обеспечения информационной и технологической интеграции участников транспортно–логистических процессов.
Для повышения инвестиционной привлекательности транспортного комплекса необходимо снизить транспортные издержки. Для этого нужны те же составляющие – эффективная транспортная сеть без лимитирующих участков, эффективные транспортные технологии и современный подвижной состав, позволяющие повысить производительность и рентабельность транспортных систем, доступность высококачественных транспортных услуг для предприятий. Одним из новых для нашей страны средств решения этих задач является внедрение интеллектуальных транспортных систем, которые позволят повысить производительность существующей транспортной инфраструктуры и эффективность ее использования в области как пассажирских, так и грузовых перевозок.
Таким образом, одним из основных приоритетов стратегии развития страны должно стать комплексное социально ориентированное и бизнес ориентированное развитие транспортной системы. Этот тезис соответствует Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. Необходимо сформировать сбалансированный план и механизмы реализации ее положений с учетом новых задач и приоритетов развития.
Целесообразно рассмотреть предложения по новым источникам и механизмам формирования ресурсного обеспечения развития транспорта, включая совершенствование налоговой и тарифной политики. Государство и общество должны сформировать сбалансированную позицию по ресурсному обеспечению и приоритетам развития транспорта. Решения по изысканию дополнительных источников должны быть подкреплены механизмами повышения контролируемости и прозрачности использования средств на развитие транспортной системы, а также оценки эффективности достижения целей и индикаторов ее развития, зафиксированных в Транспортной стратегии.
Все вышесказанное утвердило участников «круглого стола» в мысли, что в условиях ресурсных ограничений и новых вызовов для экономики и общества актуализация главного транспортного документа страны – настоятельная необходимость.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»


просмотры:

251

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.