Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел в Доме Правительства РФ селекторное совещание с руководителями субъектов РФ по вопросу создания региональных дорожных фондов. В совещании приняли участие министр финансов РФ Антон Силуанов, заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту Евгений Москвичев.
Селекторное совещание проходило в самый канун Нового года, когда уже во всех регионах были приняты законы о региональных дорожных фондах (за исключением четырех субъектов РФ, где подобные документы были подписаны сразу же после видеоконтакта с их руководителями). Надо было, как говорится, сверить позиции. Ведь механизм формирования фондов вот–вот начнет действовать, и важно, чтобы все средства от акцизов на топливо и транспортного налога, аккумулируемые в них, направлялись руководителями регионов именно на нужды дорожной отрасли, а не на какие–то другие.
Игорь Левитин напомнил участникам совещания о последовательных шагах, предпринятых в последние годы при активном участии руководителей регионов и депутатов Федерального собрания РФ по созданию законодательной основы работы дорожного хозяйства. Для исполнения закона об автомобильных дорогах только на федеральном уровне приняты 25 нормативно–правовых актов Правительства РФ, Минтранса России, Росавтодора. А в субъектах РФ – около 500 региональных законодательных и нормативно–правовых актов.
Серьезным шагом стало законодательное закрепление принципа нормативного финансирования ремонта и содержания автодорог. По федеральным трассам завершение перехода на 100%–ное нормативное финансирование планируется в 2014 году. Закон о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривает для этого соответствующие ассигнования. Были утверждены нормативы затрат на содержание региональных автодорог и правила их расчета в 66 субъектах РФ, на ремонт – в 63 субъектах. Однако при прежних условиях финансирования реализация этого принципа могла растянуться на десятилетия. Завершение перехода на нормативное содержание и ремонт дорог во многих регионах планировалось в 2020 году, в некоторых (Омская область) – лишь в 2025–м, а то и, как, например, в Республике Саха (Якутия), только в 2031 году.
По словам министра, ускорили решение проблемы ряд поручений Президента РФ Дмитрия Медведева и Председателя Правительства РФ Владимира Путина, направленных на реформирование системы финансирования дорожного хозяйства. Федеральным законом № 68 от 6 апреля 2011 года внесены изменения в Бюджетный кодекс и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов. Основными источниками наполнения фондов определены акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог, напомнил Игорь Левитин. Однако законодательством также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников. Для Федерального дорожного фонда Бюджетный кодекс предусматривает 10 таких источников. В принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов субъекты РФ включили 32 различных неналоговых источника.
Кроме того, Федеральным законом № 361 от 30 ноября 2011 года в Бюджетный кодекс внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов. Для Федерального дорожного фонда ими могут стать средства от уплаты неустоек, возмещения убытков и другие средства, связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о госзакупках. В состав Федерального дорожного фонда предусмотрено также включать плату по соглашениям об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода и придорожных полос федеральных трасс для строительства и капитального ремонта объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, прокладки или переустройства инженерных коммуникаций.
По прогнозам Минфина России создание системы дорожных фондов позволит уже в 2012 году сформировать фонды субъектов РФ общим объемом более 391 млрд рублей, а к 2014 году – более 531 млрд рублей. Напомним: фактический объем финансирования региональных дорог, к примеру в 2010 году, составил немногим более 200 млрд рублей. Объем финансовых вложений в дорожное хозяйство в некоторых регионах вырастет в два и более раза. Вот почему так важно установить контроль за эффективным использованием этих средств. На этом этапе необходимо ускорить принятие актов о порядке расходования ассигнований дорожных фондов, подчеркнул Игорь Левитин. Нужно строго руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ. Вместе с тем при подготовке законов о региональных бюджетах на 2012 год в 33 субъектах РФ заложили объемы ассигнований на дорожное хозяйство существенно ниже прогнозных данных Минфина России. В то же время в 20 субъектах РФ предусмотрели объемы ассигнований из собственных дорожных фондов больше, чем показывает прогноз Минфина.
Министр транспорта РФ обратил внимание участников совещания на то, что в ряде регионов планируемое расходование средств фондов не в полной мере соответствует понятию дорожной деятельности. В отдельных субъектах РФ средства дорожных фондов намечено направить на строительство объектов городского благоустройства, создание и эксплуатацию системы видео-фиксации нарушений правил дорожного движения.
Другая важная задача – привести в нормативное состояние местные автодороги. ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» предусматривает предоставление субсидий на строительство и реконструкцию подъездов к сельским населенным пунктам. В 2011 году их общий объем составил 5 млрд рублей, в 2012–м планируется 6 млрд, на 2013–й и последующие годы – 7 млрд рублей с индексацией. В результате в 2011–2015 годах только в рамках ФЦП предусмотрено обеспечить круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования 720 тысяч человек, или около 25% сельского населения, для которого эта проблема пока не решена. По итогам 2011 года обеспечен круглогодичный проезд к 230 сельским населенным пунктам, общая протяженность подъездов составила более 500 км. В 2012 году планируется построить и реконструировать подъездные дороги с твердым покрытием общей протяженностью более 600 км.
Федеральный закон № 361 от 30 ноября прошлого года установил, что на строительство подъездных дорог к сельским населенным пунктам из дорожных фондов субъектов РФ должно направляться не менее 5% их ассигнований. Столько же средств из региональных фондов предусмотрено выделять местным бюджетам на ремонт муниципальных дорог. Кроме того, не менее 5% ассигнований фондов субъектов РФ должно направляться на ремонт дворовых территорий и проездов к ним. Эффективному расходованию средств на улучшение состояния автодорог местного значения поможет мониторинг за их состоянием, подчеркнул Игорь Левитин.
Вместе с тем, по словам министра, серьезную обеспокоенность вызывает то, что статистические сведения о состоянии местных дорог в большинстве случаев не основаны на инструментальной диагностике. Вызывают сомнение данные государственной статистической отчетности, по которым состояние местных дорог существенно лучше, чем федеральных и региональных. Доля местных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составляет 55,4% при 38,6% на федеральных дорогах. По отчетам в 22 субъектах РФ состояние местных дорог отвечает нормативным требованиям на 80%, а в 4 субъектах (Адыгея, Иркутская, Новосибирская, Оренбургская области) 100% местных дорог находятся в нормативном состоянии. На региональной сети, по статистическим данным, доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, составляет более 80% в Дагестане, Белгородской, Ивановской, Кемеровской областях, Ненецком автономном округе. Для обеспечения эффективного расходования средств дорожных фондов требуется серьезная работа по налаживанию диагностики региональных и местных дорог, считает министр.
Игорь Левитин выразил опасение, что резкое увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства в субъектах РФ, связанное с созданием дорожных фондов, на первом этапе может столкнуться с неготовностью рынка эффективно использовать эти средства. В условиях многолетнего недофинансирования автодорог региональные подрядные организации, производители местных стройматериалов приспособились к существующим объемам работ. Резкое увеличение финансирования может привести к срывам сроков или попыткам уложиться в установленные в контрактах сроки за счет снижения качества работ, невыполнения отдельных операций. Неготовность поставщиков местных стройматериалов быстро нарастить объемы производства может привести к необоснованному росту цен на материалы, считает министр. По его мнению, надо организовать мониторинг динамики цен на материалы и дорожные работы и разработать меры гибкого оперативного реагирования на случаи увеличения цен. Необходимо также создание новой системы мониторинга и взаимной увязки дорожной деятельности на дорогах всех уровней. Такая система должна учитывать предусмотренное законодательством разграничение полномочий в сфере дорожной деятельности по уровням государственной власти и местного само-
управления.
Игорь Левитин сообщил, что Минтрансом России подготовлены и направлены в субъекты РФ рекомендации, предусматривающие систематизацию работы по приведению единой дорожной сети в нормативное состояние, повышению эффективности расходования средств дорожных фондов. Еще одним направлением мониторинга должно стать обобщение информации субъектов РФ о наиболее крупных поставщиках инертных дорожно–строительных материалов и подрядных организациях. Это поможет в выработке мер по сдерживанию роста цен на рынке дорожных работ.
Решение о создании дорожных фондов предполагает поэтапное увеличение акцизов на нефтепродукты. С 2012 года они вырастут еще на один рубль. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, это может привести к некоторому повышению стоимости бензина на АЗС. В такой ситуации важно, чтобы увеличение налогов на ГСМ было понятно пользователям, а средства региональных дорожных фондов распределялись по правилам, понятным и прозрачным для российских граждан, и в первую очередь для автомобилистов.
Идею общественного контроля поддержал лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» депутат Госдумы РФ Вячеслав Лысаков. По его мнению, надо создать некий сайт дорфондов – федерального, региональных, куда мог бы зайти любой желающий и посмотреть: где и какие дороги строятся, ремонтируются, как идет работа, какие деньги потрачены на тот или иной объект. Пока же региональная власть закрыта от общественных организаций.
Итак, позиции сверены. В новый год все субъекты РФ вошли с принятыми законами о дорожных фондах. Разработку документов о порядке их использования надо завершить в регионах как можно быстрее. И главное, общественность должна знать, насколько эффективно будут тратиться средства дорожных фондов.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Фото из архива ОАО «ДСК «АВТОБАН»
12.01.2012
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.