Минувшей весной правительство Москвы рассмотрело и приняло в первом чтении проект масштабной программы развития транспортной системы столичного мегаполиса на 2012–2016 годы. Ее реализация, по словам разработчиков, должна значительно улучшить условия жизни москвичей, комфортность и экологичность общественного транспорта, увеличить объем и скорость пассажирских перевозок, плотность уличной дорожной сети, обеспечить город стоянками для автомобилей. Планируется также создать систему дорожного регулирования – Центр управления движением с использованием ИТС и ГЛОНАСС. Поэтому важно узнать мнение о разработанном документе самих жителей столицы, привлечь к обсуждению намеченных мероприятий как можно больше людей. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что до принятия окончательного варианта программа должна пройти широкое общественное обсуждение, для чего еще в начале лета был создан общественный совет города.
В его состав вошли 80 человек – политики, представители культуры, науки, активисты различных организаций. А при Департаменте транспорта и развития дорожно–транспортной системы г. Москвы был создан консультативный совет, в который пригласили известных экономистов и специалистов дорожно–транспортной отрасли. Услышать голос общественников важно еще и потому, что в настоящее время в Правительстве РФ разрабатывается сводная программа развития Московского транспортного узла до 2020 года. В ней будут задействованы транспортные системы и города, и области, и федерального центра.
Общественный совет организовал ряд слушаний и обсуждений проекта программы, в департамент транспорта поступило от москвичей более 2000 предложений и замечаний, которые внимательно рассматриваются разработчиками документа. Часть из них будет принята и войдет в окончательный вариант программы развития транспортной системы.
Одно из таких слушаний прошло в пресс–центре РИА «Новости». В заседании, которое вел заместитель мэра Москвы Николай Лямов, приняли участие руководители Департамента жилищно–коммунального хозяйства и благоустройства и Департамента строительства города, Москомархитектуры, Мосгортранса, столичного метрополитена и других транспортных предприятий. К участию в слушании также были привлечены эксперты и представители профильных общественных организаций.
Хотя люди, приглашенные на слушание в пресс–центр международного информационного агентства, как и журналисты, пишущие о работе транспорта, заранее ознакомились с проектом обсуждаемой программы, Николай Лямов во вступительном слове все же еще раз напомнил об основных ее положениях.
– Документ, – отметил он, – включает 8 подпрограмм. Приоритет в нем отдан развитию общественного транспорта – в первую очередь метрополитену и наземному городскому пассажирскому транспорту. Не остались без внимания железнодорожные и внутренние водные маршруты, уличная дорожная сеть, грузовой транспорт, автовокзалы и транспортно–пересадочные узлы.
На сегодняшний день в столице зафиксированы уже около 4 млн автомобилей, и их число увеличивается с каждым месяцем. И для каждого второго в городе не имеется места для парковки. Острая проблема, где стоять машинам, будет решаться с созданием единого парковочного пространства. Предстоит осваивать и новые виды сообщения, в том числе и велосипедного. И, наконец, 8–я подпрограмма – пешеходная доступность объектов городской инфраструктуры.
В своем выступлении заместитель мэра Москвы особенно выделил такие моменты. За пять лет предстоит освоить около 410 млрд рублей. Эта сумма составляет совокупное финансирование программы. Впервые за всю историю город выходит на предельные параметры по выделению материальных средств на одну отрасль: 20% от общих расходов московского бюджета. Одним из самых объемных блоков в программе является развитие улично–дорожной сети. До 2016 года намечено построить 475 км дорог, из них – 35 км магистральных. Радужные перспективы ожидают москвичей в сфере парковочного хозяйства. Количество гаражей и парковок после реализации программы увеличится почти на 1,5 млн машиномест. 235 тыс. машиномест добавят перехватывающие парковки. Прошедшие обсуждения выявили, что особый интерес у москвичей вызывает раздел по развитию новых видов городского транспорта: монорельсового, велосипедного, воздушного…
– В транспортной сфере руководители города выстроили целую стратегию. И чтобы не затягивать процесс, уже в 2011 году, не ожидая официального принятия программы в ее окончательном варианте, в транспортной отрасли начали выполнение намеченных в ней первоочередных мероприятий. При обсуждении программы нет закрытых тем. Я хочу поблагодарить все общественные организации, которые сотрудничают с нами, помогают нашей работе и своими критическими замечаниями, и конструктивными предложениями, – сказал в завершении своего выступления Николай Лямов.
Депутат Госдумы РФ Валерий Селезнев напомнил, что в Москве проживают 1,2 млн инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями. Поэтому, на его взгляд, к 8 разработанным подпрограммам следует добавить 9–ю – об общедоступности транспорта. На это трудно что–либо возразить.
Пожалуй, больше всего критических замечаний по проекту программы высказал член общественного совета, эксперт Владимир Микеда:
– Программа развития транспортной системы, бесспорно, очень актуальна и нужна городу. Думаю, у москвичей не вызовет возражения, что в нем приоритет отдается общественному транспорту. Но надо создавать благоприятные условия не только для пешеходов, которые предпочитают ездить на работу в метро или на автобусе, а и для владельцев автомобилей. Ведь они такие же равноправные члены в городе, как и пешеходы. Кто может разумно ответить, почему на Садовом кольце с 8–полосным движением транспорта запрещена парковка автомобилей? В программе делается расчет на то, что водители при въезде в Москву будут оставлять свои машины на перехватывающих парковках. Но для этого автобусов должно быть столько, чтобы людям не приходилось их, как сейчас, ждать на этих стоянках общественного транспорта полчаса и дольше. Что касается выделения специальных полос для общественного наземного транспорта, то это, по–моему, сделано преждевременно. Сначала следовало бы существенно пополнить автобусный парк, а потом выделять отдельные полосы. А то сегодня можно наблюдать такую картину: отведенная полоса пустует, а автомобилисты, боясь внушительных штрафов, не рискуют на нее заезжать. Из–за этого на дорогах возникают дополнительные пробки. Широкое внедрение выделенных полос станет для столицы актуальным только к 2014 году. А требуется уже сегодня, а лучше было бы еще вчера в срочном порядке принять в Москве закон о такси. Ведь сегодня никто не может сказать, сколько таксистов работает в городе, почему у каждого из них свой тариф на обслуживание клиентов. Конкуренция – дело хорошее, но что это за конкуренция, когда у пассажира фактически нет выбора, любой водитель такси запрашивает за свои услуги такую сумму, что волосы на голове встают дыбом. В законе важно прописать положение о единой тарифной сетке, единой справочной системе для городского такси, о том, что на линию могут выходить только комфортабельные автомобили, оснащенные навигационной системой
ГЛОНАСС, повышены требования к квалификации водителей. И, наконец, надо активнее привлекать к развитию системы общественного транспорта бизнесменов, организовать проведение открытых тендеров для тех компаний, которые готовы разрабатывать новые маршруты городского наземного транспорта там, где возникает в них потребность.
По ходу выступления Владимира Микеды Николай Лямов, включившись в разговор, сделал одно замечание–пояснение. Оно касалось автобусного парка столицы. В 2011 году автобусный подвижной состав был обновлен на 30%, были закуплены 2700 автобусов, которыми могут пользоваться и пассажиры с ограниченными возможностями. До конца 2014 года автобусный парк пополнится до 80% новыми, более комфортабельными и экологичными машинами. Начиная с 2012 года, планируется приобретать в количестве до 10% от общего объема закупок городские автобусы, которые считаются лучшими в мире. Будет обновляться и трамвайный парк, ставка сделана на скоростной транспорт. Это позволит сократить интервалы в движении по маршрутам наземного общественного транспорта до 6 минут. Так что автомобилистам, которые оставят свои машины на перехватывающих парковках, ждать автобуса или трамвая долго не придется.
Член общественного совета Андрей Поденок, дополняя выступление Владимира Микеды, заявил, что главный просчет разработчиков программы он видит в том, что в столице взялись решать одновременно едва ли не все острейшие проблемы. Но при этом никто не задумался о координации между проводимыми программными мероприятиями. На его взгляд, сначала необходимо сократить объем транспортного потока за счет увеличения количества платных парковок, затем – внедрять выделенные полосы для общественного транспорта вместе с системой штрафов за нарушения их использования владельцами частных автомобилей. Такая постепенная реализация программы позволила бы избежать многих бюджетных издержек.
А вот президент Федерации автомобильного спорта Москвы и Федерации автомобильного спорта и туризма России Сергей Воробьев главный недостаток увидел совсем в другом:
– Проблемами, которые мы сегодня обсуждаем, вообще не занимались в столице в течение 15–20 лет, что значительно осложнило ситуацию. И сегодня власти Москвы вынуждены для их решения применять по–настоящему революционные подходы. Но без внедрения интеллектуальной транспортной системы реализация намеченных мер не принесет желаемого эффекта.
На некоторые неувязки в реализации еще не принятой правительством Москвы программы обратил внимание руководитель интернет–проекта «Пробок нет» Александр Шумский:
– Мы на московских городских дорогах уже приступили к выделению отдельных полос для общественного транспорта, а о других элементах забыли. Возьмем хотя бы видеокамеры. Когда мы определимся, сколько, где, когда и для чего они будут поставлены? Надо больше информировать население о том, что в Москве делается и для чего. Я лично не могу понять, почему на городских дорогах нельзя быстро поменять разметку. Или такой факт: в городе планируется развивать новые виды транспорта, в частности, велосипедное движение. Но давайте обратимся к статистике. Уже сегодня в столице зарегистрированы 120 тыс. велосипедистов, а к 2016 году планируется оборудовать для них парковок в 10 раз меньше. Кто может ответить, о каком велосипедном движении может идти речь? И автомобильных парковок в программе намечается построить меньше, чем сегодня есть у москвичей машин. А ведь их число продолжает увеличиваться, и довольно высокими темпами.
Именно строительство парковок, в том числе и перехватывающих автостоянок, наряду с выделением специальных полос для общественного транспорта вызвало при обсуждении программы самые жаркие диспуты. И самым непримиримым оппонентом Николая Лямова на слушаниях в РИА «Новости» выступила генерал–майор полиции, бывший заместитель правового департамента МВД, депутат Госдумы РФ Татьяна Москалькова:
– Транспортная проблема характеризует качество нашей жизни. Акцент на общественный транспорт, который сделан в программе, на мой взгляд, ошибочный. Выделение специальных полос для него, срочное оборудование перехватывающих парковок напоминает мне принятие «сухого закона». Огромные резервы нашего города еще далеко не исчерпаны, чтобы решать транспортные проблемы такими методами. Я бы на первый план поставила подпрограмму развития уличной дорожной сети, используя при этом опыт таких стран, как Канада, Австралия. При строительстве новых домов первые этажи должны стать парковками. Вот резерв для расширения полос уличного движения. Очень важно также поднимать культуру вождения. Что касается высказанного здесь предложения о едином тарифе на поездки в такси, я его не поддерживаю. Это возвращение к существовавшей системе в советские времена, отход от рыночной экономики.
– У меня вызывает недоумение, почему в центре города отсутствуют парковки, без них мы не решим проблему организации движения в столице, – заявил вице–президент Ассоциации по строительству механизированных паркингов Ян Кочко. – Наша ассоциация принимает активное участие в создании в Москве единого парковочного пространства. В Останкино мы построили первую механизированную парковку на 50 машиномест. Она занимает малую площадь, чтобы припарковаться на ней водителям требуется всего несколько секунд. Сегодня важно определиться, какова востребованность в Москве в таких парковках, где их целесообразно оборудовать. Мы предлагаем пристраивать их к жилым домам, в шаговой доступности для владельцев автомобилей.
Заместитель мэра Москвы Николай Лямов, отвечая на критические замечания, которые прозвучали на слушаниях в РИА «Новости», сказал:
– Не может не радовать, что москвичи проявляют большой интерес к перспективе развития транспортной системы в нашем столичном мегаполисе. А то, что при обсуждении разработанной программы наряду с конструктивными предложениями высказывается и немало критических замечаний, так это вполне закономерно. Ведь нам предстоит решить поистине грандиозную задачу, на реализацию которой выделяются огромные средства из городского бюджета. Почему приоритет отдается общественному транспорту? Да потому, что его услугами пользуются 80% москвичей. Подобная задача в Москве никогда прежде не решалась. Ни в одном федеральном документе вы не найдете такого понятия, как пересадочный узел, перехватывающая парковка, разворотный участок. Их надо создавать, чтобы обеспечить более качественную работу общественного транспорта. Как и выделение на городских дорогах для него отдельных полос. Меня вообще удивляет, почему вокруг этих полос поднялось столько шума. Нам надо менять менталитет и водителей, и пешеходов. В Москве протяженность дорог составляет более 1,5 тыс. км. А отдельных полос запланировано выделить всего 228 км, сейчас задействовано 40 км. Капля в море! Впереди нас ждет огромная работа. Например, ежегодно намечено вводить в строй 15–17 км новых линий метро, в подземке появятся 30 дополнительных станций. В мире не существует опыта развития метрополитена такими темпами. Уже сейчас мы приступили к формированию новой маршрутной сети в городе. Все автобусные, троллейбусные, трамвайные маршруты предстоит подвести к станциям подземки. В наступившем 2012 году вплотную займемся проектированием интеллектуальной транспортной системы. Мы хотим создать и цивилизованный рынок такси. Появится в столице России единый центр управления движением всех видов транспорта.
Подводя итог прошедших слушаний, член президиума городского общественного совета Антон Цветков заверил, что комиссии совета продолжат в новом году свою работу и в дальнейшем возьмут на себя функции общественного контроля за безусловным выполнением всех намеченных в программе мероприятий.
Владимир ЧИСТОВ
19.01.2012
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.