В Москве под председательством министра транспорта РФ
Игоря Левитина состоялось расширенное заседание коллегии
Минтранса России.
В Москве под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина состоялось расширенное заседание коллегии Минтранса России. В работе коллегии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова, председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, представители Администрации Президента РФ, Счетной и Общественной палат, руководители российских регионов, предприятий транспортного комплекса страны, профильных вузов.
Дмитрий Рогозин в своем выступлении заявил, что, по большому счету, Минтранс решает вопросы развития России в целом, поскольку транспорт является связующим звеном на всей ее огромной территории. Отсюда вытекает та ответственность, которая лежит на министерстве.
С докладом «Об основных итогах социально–экономического развития транспортного комплекса в 2011 году, задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года» выступил Игорь Левитин. Прежде всего, он коснулся оценки современного состояния транспортного комплекса нашей страны. Это 600 тысяч организаций, 10 млн транспортных средств. Ежесуточно по транспортным коммуникациям перевозятся 59,7 млн пассажиров, 28,6 млн тонн грузов. В морских и речных портах перегружаются около 2 млн тонн грузов в сутки. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за последние 10 лет в 2,5 раза и составляет 7% валового внутреннего продукта страны. Экспорт транспортных услуг вырос в 5 раз и достиг в 2011 году более 14 млрд долларов. Это треть от экспорта всех видов услуг.
За год в бюджетную систему страны организациями транспортного комплекса перечислено налоговых платежей почти 515 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет 441 млрд рублей. Объем инвестиций в транспортный комплекс вырос с 2000 года практически в 2 раза и составил в 2011 году 1,2 трлн рублей, примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику Российской Федерации.
Грузооборот транспортного комплекса вырос за последние 10 лет на 35% и достиг 2,6 трлн тонно–км, превысив в 2011 году докризисный уровень 2008 года. Пассажирооборот в 2011 году вырос к уровню 2000 года на 32,5%. В транспортном комплексе трудятся свыше 3,3 млн человек. За последние пять лет средний возраст сотрудников отрасли стабилизировался на уровне 40 лет. Среднемесячная начисленная заработная плата в транспортном комплексе за 2011 год по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличилась на 13% и составила 30,8 тыс.рублей, что выше средней заработной платы в целом по Российской Федерации на 30,8% (23 532 руб.). Производительность труда выросла на 6%, темп роста производительности труда опережал темп роста реальной заработной платы на 1,5%.
Практическими результатами работы для жителей Российской Федерации стали рост транспортной подвижности населения, которая имеет устойчивую динамику повышения (на 5,3% в 2011 году по сравнению с 2010 годом), а для грузоотправителей – снижение транспортных издержек. Макроэкономические итоги деятельности транспортного комплекса за последние годы показали результативность мер политики, которая проводилась Правительством Российской Федерации. Результаты 2011 года являются закономерным итогом работы последнего десятилетия, в течение которого транспортный комплекс Российской Федерации достиг значимых успехов.
По словам министра, деятельность министерства в последние годы, включая 2011 год, была сконцентрирована на четырех важнейших направлениях: модернизация и развитие инфраструктуры всех видов транспорта и обновление парка транспортных средств; повышение качества и доступности услуг пассажирского транспорта; повышение уровня безопасности на транспорте; совершенствование системы финансирования отраслей транспортного комплекса и повышение их инвестиционной привлекательности.
Достигнутые положительные результаты, считает Игорь Левитин, подтверждают правильность сформулированных приоритетов. Поэтому они должны оставаться таковыми на 2012 год и в среднесрочной перспективе, поскольку полностью укладываются в сценарии развития отрасли, активно обсужденные в 2011 году в рамках подготовки «Стратегии 2020».
В ходе обсуждения итогов социально–экономического развития транспортного комплекса в 2011 году Светлана Орлова обратила внимание на ход реализации программы «Доступная среда», защищающей интересы граждан с ограниченными возможностями. По ее мнению, она не работает.
Евгений Москвичев предложил разработать методику формирования органов транспортного контроля, чтобы их численность была оптимальной.
Первый вице–президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов в своем выступлении сообщил, что в 2011 году ОАО «РЖД» нарастило объем инвестиционной программы до рекордных 396 млрд руб. При поддержке государства осуществлялась реализация приоритетных проектов. Рост объема инвестиций и обеспечение финансовой сбалансированности компании стали возможны благодаря успешной продаже акций дочерних обществ на сумму более 149 млрд руб. Однако в текущем году данный источник средств для развития исчерпает себя, и начиная с 2013 года бюджет ОАО «РЖД» может быть дефицитным. В этих условиях компании совместно с Минтрансом необходимо добиваться решения вопросов государственной поддержки и регулирования на предстоящий трехлетний период.
Также во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова компания предлагает начиная с 2013 года ввести в тарифы инвестиционную составляющую не менее 4%. Заместитель министра транспорта Андрей Недосеков во время брифинга заявил, что Минтранс поддерживает это предложение РЖД.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
29.02.2012