Из окна подъезжающей к Курскому вокзалу столицы электрички пассажирам хорошо видно крупное рекламное панно, укрепленное на одном из придорожных зданий, с лаконичным текстом: «Автошкола «Клаксон». Права на управление автомобилем за 1–3 месяца».
Аналогичных объявлений, приглашающих на учебные курсы по обучению вождению легковых и грузовых автомашин, в Москве можно увидеть немало. Только в столице России функционируют 265 автошкол. И эта цифра взята из официальной статистики, в которой учитываются лишь те, что имеют лицензии государственных образовательных организаций и учреждений, занимающихся подготовкой водителей транспортных средств различных категорий. А ведь не секрет, что существуют и так называемые теневые учебные заведения, в которых тоже можно получить права на управление автомототранспортными средствами. Причем с каждым годом их становится все больше...
Системный кризис – именно так охарактеризовали ситуацию, сложившуюся вокруг учебных заведений, участники «круглого стола» на тему «Современный водитель: 5 шагов к снижению рисков дорожного движения», организованного ведущими объединениями автомобильных школ России. Решение провести его было принято на прошедшем в марте в подмосковном городе Коломна IX Всероссийском семинаре–совещании руководящих работников автошкол. Именно на нем представители профессионального сообщества из 62 регионов страны пришли к выводу о том, что проблема повышения безопасности на российских автомагистралях не может быть успешно решена без комплексного реформирования системы подготовки, переподготовки и допуска водителей к дорожному движению. За «круглым столом» предстояло обсудить целый ряд вопросов: о необходимости скорейшего принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», о необходимости создания Всероссийского экспортного совета по организации и координации основных направлений реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами. А также о разработке нормативно–правовых актов по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений, о создании условий для полноценного функционирования учебных организаций, занимающихся подготовкой и переподготовкой водителей транспортных средств и других. В том числе и о реализации молодежной кадровой политики с целью создания профессионального резерва для автотранспортной отрасли.
Важность вынесенных на обсуждение вопросов стала очевидной уже после вступительного доклада президента Международной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяны Шутылевой. О том, что ситуация на российских дорогах остается очень тревожной и что в 2011 году значительно возросло число ДТП с тяжелыми последствиями (число погибших превысило 34,5 тыс. человек), хорошо известно. Как и о том, что до 85% аварий произошло по вине водителей, в первую очередь молодых и тех, кто совсем недавно получил права на управление автомобилем. Безусловно, на ухудшение ситуации с аварийностью могли повлиять такие факторы, как сокращение в рамках проведенной реформы МВД численности личного состава сотрудников ГИБДД, правовой нигилизм водителей, беспринципно нарушающих правила дорожного движения. Однако Татьяна Шутылева призвала взглянуть на положение дел под другим углом зрения – посмотреть, проанализировать, как на увеличение ДТП повлиял системный кризис, сложившийся вокруг учебных заведений. И факты, приведенные ею, а также другими участниками заседания «круглого стола» для многих стали откровением.
Особое внимание Татьяна Шутылева обратила на то, что в последнее время полностью изменилась процедура получения лицензии образовательными организациями. Лицензии стали бессрочными. Органы ГИБДД перестали обследовать материально–технические базы автошкол, а лицензии теперь выдаются путем документарной проверки.
– Как следствие, – считает президент МААШ, – из–за ослабления контроля появилось большое количество новых «игроков» на рынке оказания услуг по обучению и подготовке водителей транспортных средств. Появился даже новый термин – «портфельные авто-
школы». Так стали называть учебные заведения, получившие лицензии по предоставлению документов, так называемых портфелей, но не имеющие для организации нормального учебного процесса ни соответствующих условий, ни материально–технической базы, ни квалифицированных преподавателей. А автошколы, которые добросовестно выполняют все лицензионные условия и требования, вкладывают заработанные средства в развитие материальной базы, освоение инновационных методик и технологий, оказываются на этом рынке в невыгодном положении. Они проигрывают «портфельным» школам, которые в конкурентной борьбе за каждого клиента идут на неадекватное снижение цен за обучение. А снизить их можно лишь за счет сокращения учебных программ. Начинающие водители, прошедшие начальную подготовку в таких школах, не получают достаточных навыков и практики вождения автомобиля в условиях реального дорожного вождения. Именно такие водители чаще всего становятся виновниками ДТП, а их с каждым месяцем появляется все больше на российских автодорогах. Казалось бы, это слабое звено, каким являются кандидаты в водители, недостаточно владеющие навыками управления транспортными средствами, должны отсеивать на экзаменах после завершения обучения. Но этого, увы, не происходит, а в «портфельных» школах экзамены вообще превратились в пустую формальность.
Свое выступление Татьяна Шутылева завершила таким далеко не оптимистичным заключением: «Сложившаяся практика привела к тому, что в настоящее время в сфере подготовки водителей процветают «пирамиды», возникшие еще в конце 90–х годов минувшего столетия, на заре перестройки всей нашей экономики. Они существуют из–за несовершенства законодательной базы, позволяющей нечистым на руку людям толковать нормативно–правовые акты в свою пользу, заманивать учеников в свои «портфельные» и теневые школы низкими ценами, короткими сроками обучения, массой дополнительных льгот и услуг, большим количеством филиалов и т. д. и т. п. Закон же «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который был внесен в Госдуму РФ еще в 2010 году, а также Кодекс РФ об административных правонарушениях, вводящий новые регулятивные нормы и отменяющий самоподготовку в обучении вождению автомобилем, до сих пор не приняты». И как тут не напомнить, что в прошлом году по инициативе именно нашей страны началась реализация масштабной международной программы «Десятилетие действий ООН по обеспечению безопасности дорожного движения». Без решения проблем, возникших при подготовке профессиональных водительских кадров, реализовать ее вряд ли возможно.
Впрочем, на заседании «круглого стола» зашла речь и о том, что даже если бы Госдума приняла новый федеральный закон в том виде, в каком он был представлен депутатам на утверждение, он не решил бы всех проблем, которые волнуют сегодня представителей профессионального сообщества. Так, первый заместитель Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД генерал–лейтенант полиции Владимир Швецов считает, что система подготовки водительских кадров не отвечает современным условиям дорожного движения. В 2009–2010 годах были утверждены новые программы подготовки и переподготовки водительских кадров, но и они уже, по мнению Владимира Швецова, нуждаются в серьезной переработке с учетом того, что парк пассажирских и грузовых машин за последние годы почти полностью обновлен. Другими словами, отдельными косметическими мерами ситуацию не исправишь, требуется комплексный подход для решения возникших проблем.
– Что касается действующего законодательства, – сказал Владимир Швецов, – то в нем отсутствуют требования к тем, кто готовит и обучает будущих водителей. Как, впрочем, и к экзаменаторам. Казалось бы, при разработке нового закона все было сделано для того, чтобы облегчить и упростить процесс лицензирования образовательных заведений. А в итоге все вышло, как в известном изречении: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Безопасность на дорогах не улучшилась, а наоборот, ухудшилась. Отрицательную роль сыграла и заметно возросшая доступность получения водительских прав.
Еще более резко положение дел с подготовкой кадров водителей охарактеризовал президент Российской ассоциации профессионального транспортного образования Владимир Чуков: «В Российской Федерации непрерывная подготовка водителей–профессионалов отсутствует. Ни министерство образования и науки, ни МВД проблемами подготовки кадров для автомобильной отрасли не занимаются. Существовавшая до распада Союза в сфере автотранспорта общего пользования система стажировок и периодической переподготовки водителей на автотранспортных предприятиях за редким исключением утрачена. А ничего принципиально нового взамен за последние четверть века не привнесено, кроме организации в 1994 году специальной подготовки водителей, занятых на перевозке опасных грузов. Но и она сегодня находится в состоянии стагнации. Допуск водителей к профессиональной работе ограничивается фактически допуском к управлению транспортными средствами. На проведенном Президентом России Дмитрием Медведевым в 2009 году совещании по вопросам безопасности дорожного движения Минобрнауки совместно с МВД было поручено обеспечить разработку и утверждение Порядка проведения и подготовки водителей транспортными средствами, но до сегодняшнего дня это так и не сделано».
На заседании «круглого стола» Владимир Чуков сообщил, что, учитывая сложившуюся ситуацию, ассоциация, которую он возглавляет, разработала и направила в Правительство РФ пилотный проект Целевой программы модернизации системы непрерывной профессиональной подготовки водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов на 2012–2015 годы. Ее целью является обеспечение доступности качественного непрерывного обучения, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития отечественной автотранспортной отрасли. Реализация предложенной ассоциацией программы позволит, по мнению Владимира Чукова, привести содержание и структуру непрерывной профессиональной подготовки водителей в соответствие с потребностями рынка труда, создать систему оценку качества обучения и сертификации профессиональной компетенции водителей. И, что немаловажно, ее реализация предусматривает увеличение объема образовательных услуг в автотранспортной отрасли минимум в два раза. А также внедрение процедур независимой оценки образовательных организаций, осуществляющих подготовку водительских кадров, оснащение их современными транспортными средствами и компьютерными тренажерами, кооперирование автошкол с автоперевозчиками для формирования устойчивых двусторонних взаимовыгодных связей.
Свое выступление Владимир Чуков тем не менее завершил на оптимистической ноте:
– В настоящее время Минтрансом России рассматривается возможность утверждения представленной ассоциацией целевой программы для выполнения предложенных в ней мероприятий на основе совместного договора или соглашения. Так что в лице министерства мы получили надежного и заинтересованного партнера, и это вселяет в нас веру, что дело сдвинется, наконец, с мертвой точки.
– Нельзя не согласиться с тем, что самым уязвимым звеном в системе обеспечения безопасности на российских дорогах является водитель, – включился в разговор председатель межрегионального профсоюза водителей–профессионалов Александр Котов. – Прежде азам вождения автомобиля обучали в организациях ДОСААФ, которые не только готовили водителей, но и контролировали работу автошкол. К сожалению, эта система разрушена, а результат такой поспешной и непродуманной политики реформаторов оказался печальным: сегодня даже лучшие автошколы не отвечают современным требованиям для качественного обучения. И рассчитывать на помощь работодателей в их оснащении техническими средствами не приходится. У них один принцип: вези больше, дальше и быстрее. Они готовы заставить водителей работать круглые сутки, жить в кабине машины. Одна остается надежда – на помощь государства, на финансирование автошкол из федерального бюджета. Иначе они так и останутся не конкурентоспособными на рынке транспортных услуг. Любая программа должна быть обеспечена необходимыми для ее реализации ресурсами.
Александра Котова поддержал начальник отдела технической политики Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Котляренко.
– Вся беда в том, – считает Владимир Котляренко, – что работодатель заинтересован в том, чтобы водительский состав обходился ему как можно дешевле. Надо заставить перевозчиков следить за своими водителями и отвечать за них. Ведь нередко при совершении ДТП они оказываются в роли стрелочников, а работодатели, которые грубо нарушают режим труда и отдыха, остаются безнаказанными.
Очень важную тему «Молодежь и безопасность дорожного движения: проблемы воспитания и образования» подняла в своем выступлении президент Ассоциации юношеских автомобильных школ Ольга Никонова. Нельзя не согласиться с ней в том, что, не решив проблемы с воспитанием и образованием молодежи, общество вряд ли сможет решить и остальные проблемы, связанные с профессиональной ориентацией подрастающего поколения и привлечением его в автотранспортную отрасль. Ольга Никонова напомнила, что еще в советские времена в 1968 году по аналогии с детскими железными дорогами были созданы детские автомобильные школы. Им предстояло решать задачи «расширения политехнического кругозора пионеров и школьников, развития технического творчества и профессиональной ориентации, привития школьникам любви и интереса к автомобильной технике, профессии автомобилиста и дорожника, популяризации автомобильного транспорта среди населения, а также предупреждения детского дорожно–транспортного травматизма». Впоследствии они были переименованы в юношеские автошколы. В настоящее время по стране насчитывается 150 таких школ, которые объединены во всероссийскую ассоциацию. Многие годы они успешно выполняли возложенные на них обязанности. Выполняют и сейчас, несмотря на то, что имеют разную форму собственности, разную организационно–штатную структуру, разные материальные возможности. Подавляющее большинство их переживает сейчас очень непростые времена. По мнению Ольги Никоновой, без должной нормативно–правовой базы, поддержки исполнительной власти и бизнес–сообщества вряд ли само по себе большинство школ сможет выжить в сложных экономических условиях. И можно понять ее недоумение по поводу того, что из нового Федерального закона убрали все, что касается юношеских автошкол.
С тем, что в закон необходимо еще до его принятия внести дополнения и уточнить и откорректировать некоторые формулировки, согласились все участники «круглого стола». И конкретных предложений было высказано немало. Большинство из них не вызвали ни у кого возражений. Дискуссия развернулась лишь по вопросу об отмене самоподготовки и сдачи экзамена на право управления транспортными средствами экстерном. Так, Татьяна Шутылева назвала самоподготовку теневым безответственным бизнесом, который и породил так называемые теневые автошколы, суть деятельности которых сводится к продаже свидетельств об окончании обучения. На этом их функция заканчивается.
– Такие автошколы откровенно подрывают всю систему подготовки водителей, – заявила она. – Научиться управлять автомобилем и получить права по окончании школы – это совершенно разные вещи. Путем самоподготовки невозможно в полном объеме освоить программу подготовки водителей. Это не обучение безопасному вождению автомобиля, а лишь натаскивание на сдачу экзамена. К сожалению, экзамен в ГИБДД в сегодняшнем виде, как ЕГЭ в общеобразовательной школе, уровня знаний и умений не показывает. Билеты можно купить в любом ларьке и просто выучить их наизусть. При таком подходе водитель не имеет ни малейшего представления о том, как оказать первую помощь пострадавшему на дороге, как выбирать оптимальную безопасную ско-
рость и о многом другом. Тем не менее сейчас каждый пятый из общего числа получающих водительские права сдает экзамены экстерном. Как правило, удается успешно сдать их лишь со второго и третьего раза, а то и с четвертого захода. И количество желающих воспользоваться самоподготовкой для получения прав с каждым годом все растет. ГИБДД приходится даже увеличивать число подразделений, в которых принимают экзамены экстерном. Почему в сфере допуска к охранной деятельности заочное обучение не практикуется, а готовиться к управлению транспортными средствами самостоятельно разрешается?
У Татьяны Шутылевой среди участников «круглого стола» нашлось немало сторонников. Но звучали при обсуждении этой острой проблемы и иные мнения. Так, Ольга Никонова считает, что совсем не важно, как готовиться к экзаменам – очно или заочно, главное – чтобы сдавать их в государственном учебном заведении. А член Комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев вообще высказался против отмены самоподготовки, считая эту меру преждевременной.
– В Москве или Санкт–Петербурге ее можно запретить, – сказал он. – Но в России немало населенных пунктов, которые находятся на огромном расстоянии в десятки и сотни километров от городов, в которых есть автошколы. Как быть людям, проживающим в захолустье и глухих провинциях? Проблему надо решать по–другому – при сдаче экзаменов, независимо от того, обучался ли ты в автошколе или готовился самостоятельно, всех поставить в одинаковые условия, и требования ко всем должны быть едиными.
По итогам обсуждения на заседании «круглого стола» было принято решение, в котором записано: задача комплексного реформирования системы подготовки, переподготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении должна стать одной из главных стратегических задач по снижению рисков ДТП на российских автомагистралях. Для ее реализации требуется разработать и принять на государственном уровне долгосрочную концепцию реформирования. Разработку ее следует поручить Всероссийскому экспертному совету по организации координации основных направлений реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами.
Участники заседания «круглого стола» выразили надежду, что министерства образования и науки, транспорта, Главное управление по обеспечению дорожного движения МВД России направят своих представителей для участия в работе этого совета. Они единогласно высказались и проголосовали за необходимость создания в стране системы непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на коммерческой основе с учетом действующих международных норм. А также за целенаправленную реализацию молодежной кадровой политики, которая через юношеские автошколы позволит создать профессиональный резерв молодых водителей для автотранспортной отрасли. Участники «круглого стола» обратились в Правительство РФ с просьбой рассмотреть принятое на его заседании решение на Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.
Владимир ЧИСТОВ
31.05.2012
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.