В учебном центре МГТУ ГА студенты начинают проходить практику
уже с первого курса.
На борту учебного самолета ИЛ–86 проверяется готовность систем к полету. В салоне и кабине пилота оживление и суета. Нет, мы никуда не взлетаем. Сегодня студенты пятого курса МГТУ ГА под руководством заведующего кафедрой технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно–навигационных комплексов профессора Сергея Кузнецова проходят практическое занятие на знание систем автопилотирования и траекторного управления.
Эксплуатационно–аэродромная практика у старшекурсников длится почти два месяца – с 10 мая до конца июня. По ее окончании они фактически станут без пяти минут специалистами. Останется только выполнить выпускную квалификационную работу, выдержать экзамен по практике и подготовить к защите дипломный проект.
Учебный авиационно–технический центр университета, что находится в районе аэропорта Шереметьево, располагает различными типами самолетов (Ил–86, Ту–154 и другие), на них студенты проходят практику. По словам начальника цеха технического обслуживания воздушных судов Сергея Буробина, уже в первом семестре первокурсники знакомятся с авиатехникой в рамках изучения дисциплины «Введение в профессию».
Начинаются практические учебные занятия у первокурсников, будущих инженеров–механиков, а также инженеров в области технической эксплуатации авиационного и радиооборудования еще осенью. Программа занятий для первого курса рассчитана на 72 часа. Иными словами, это одно обязательное занятие по восемь часов раз в две недели.
Будущую профессию молодые люди начинают познавать с самых азов. Ведь многие студенты видят устройство кабины самолета, оснащенной сложной аппаратурой, впервые. Поэтому самые первые занятия чем–то напоминают экскурсию: преподаватели не просто показывают самолет студентам как будущим специалистам, но и подробно рассказывают об устройстве его отдельных частей.
Техника безопасности – прежде всего, ежедневно проводится инструктаж по каждой теме, ведется журнал. Изучая конструкцию самолета, выполняя простейшие технические операции (например, по монтажу/демонтажу блоков различных систем), студенты младших курсов осваивают первую рабочую специальность авиамеханика. А позднее получают знания по авиатехнике. Чем дальше, тем учиться сложнее, но и, конечно же, увлекательнее.
Учебная практика, предшествуя дисциплинам «Летательные аппараты и авиационные двигатели», «Системы электроснабжения воздушных судов», «Электрифицированное оборудование воздушных судов», «Авиационные приборы», «Системы автоматического управления полетом» и многим другим, формирует соответствующие знания, умения и компетенции, необходимые специалисту. Промежуточная аттестация по итогам освоения той или иной дисциплины осуществляется в виде зачета.
Одно из направлений подготовки – техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно–навигационных комплексов. В его рамках студент изучает такую, например, дисциплину, как «Электромонтажная практика». Молодой человек учится ориентироваться в том сложном комплексе авиационного оборудования, которое есть на борту любого летательного аппарата. И после прохождения практики должен уметь использовать знания основ работы и устройства самолета, полученные в процессе изучения этих специальных дисциплин. Студент также должен владеть навыками пользования учебной и научно–технической литературой. Текущий контроль успеваемости включает проверку посещения занятий и ведения дневника практики.
В учебном авиационно–техническом центре студенты изучают отечественную технику, а в будущем будут обслуживать разные типы воздушных судов, в том числе иностранного производства. По словам начальника УАТЦ МГТУ ГА Игоря Кремешного, принцип работы основных систем авиалайнеров – один и тот же. Разница лишь в способе отображения информации. А эксплуатации конкретного типа воздушного судна инженер будет обучаться непосредственно в авиакомпании.
Сегодня будущие прибористы и электрики на практике изучают принцип действия автопилота. Теоретический курс они прошли ранее. И теперь самостоятельно запускают различные системы, разбирают электрические схемы.
После окончания вуза студент пятого курса факультета авиационных систем и комплексов Алексей Ильинов планирует работать по специальности. Однако сначала ему придется отслужить один год в армии. Сейчас в рамках дипломного проекта Алексей занят разработкой лабораторного стенда для исследования электромагнитных и электромеханических процессов вентильных двигателей постоянного тока. На первом курсе работать в учебном авиационно–техническом центре было сложно, вспоминает он. Но когда, открыв учебник, углубился в технологию процесса, в голове прояснилось, и робость в изучении авиатехники прошла.
Студентка Юлия Симакова – единственная девушка в этой группе. Труднее всего, по ее словам, было разобраться в схемах, а практическая часть занятий не такая уж сложная. И для некоторых девушек первым делом, как оказалось, тоже самолеты.
– Помимо отличных знаний, которые студенты получают в вузе, мы стремимся воспитать у них чувство ответственности, – подчеркивает заведующий кафедрой технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно–навигационных комплексов МГТУ ГА профессор Сергей Кузнецов. – Ведь будущий специалист отвечает за жизни авиапассажиров. Могу с уверенностью сказать, что студенты старшего курса в полной мере этим качеством характера обладают.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
21.06.2012