Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, находившийся с рабочей поездкой в Сибирском федеральном округе, провел в поезде по пути из Омска в Томск совещание по вопросу долгосрочной тарифной политики на железнодорожном транспорте. В совещании принял участие министр транспорта РФ Максим Соколов.
Открывая совещание, премьер–министр подчеркнул, что железнодорожный транспорт – это единственный вид транспорта в нашей стране, который способен транспортировать огромное количество грузов, включая такие стратегические, как энергоносители, нефть, уголь, древесина, зерно. «Здесь, на просторах Сибири, это ощущается особенно рельефно, – сказал Дмитрий Медведев. – Наша задача – повысить конкурентоспособность нашей экономики в современном мире. Поэтому, планируя развитие отрасли, важно учитывать интересы регионов, геополитические и социальные условия, причем на долгосрочную перспективу».
Премьер–министр отметил, что в настоящее время из–за роста объемов производства и изменения направления грузопотоков основные участки железных дорог существенно загружены. Это прежде всего подходы к портам – Транссиб, БАМ, направление от Кузбасса в Центральный и Южный регионы, а также через Урал на северо–запад.
По оценкам экспертов, к 2015 году объем грузовых железнодорожных перевозок увеличится на 20% – это существенная цифра. В то же время к 2020 году те же самые 20% грузов нам будет очень тяжело перевезти из–за инфраструктурных ограничений. Поэтому существеннейшей задачей на ближайшие годы остается ликвидация этих проблем, этих узких мест.
Отдельно Дмитрий Медведев остановился на проблеме тарифов. «Тарифы должны обеспечивать безубыточную работу железных дорог, с одной стороны, и способствовать их дальнейшему развитию – с другой стороны. Соответствующую методику формирования экономически обоснованного уровня затрат мы должны будем скорректировать уже в самое ближайшее время. Поэтому одно из моих первых поручений Минэкономразвития – создать эту методику, доработать ее и внести для рассмотрения в правительство. Также хотел бы отметить, что тариф не единственный источник инвестиций в железнодорожный транспорт. Речь и может, и должна идти о частных инвестициях и, конечно, о развитии государственно–частного партнерства», – заявил премьер–министр.
Глава правительства отметил, что при планировании развития железнодорожной сети мы должны ориентироваться на то, что будет через 20 лет. Наверняка современные технологии переработки сырья качественно повлияют на состав грузовых потоков, увеличат долю более доходных грузов, оптимизируют ресурсы инфраструктуры. Понятно, что будет развиваться и железнодорожный транспорт, в том числе и с точки зрения технологии перевозок, управления грузопотоками.
С учетом этих задач Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, Минтрансу, Минпромторгу проанализировать ситуацию, которая существует в настоящий момент, и определиться с суммами инвестиций, необходимых для развития железнодорожного транспорта на долгосрочную перспективу, а если потребуется, то внести предложения по корректировке инвестпрограммы РЖД на период до 2020 года.
В свою очередь, Минэкономразвития предложило увеличить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки на 7%. Индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2013 году на 7% позволит закрыть убытки ОАО «РЖД», которые в противном случае составят 38,6 млрд рублей, сообщил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Он добавил, что и при такой индексации убытки компании будут покрыты только при существенной экономии по затратам. Кроме того, параметры индексации тарифа должны быть увязаны с ростом производительности труда в компании, который в 2013 году должен составить 4%, а в дальнейшем увеличиваться на 5% в год.
Глава Минтранса России Максим Соколов сообщил, что министерство поддерживает индексацию тарифа на 7% в следующем году, а в дальнейшем тариф должен расти на уровень инфляции. При этом не предусматриваются субсидии для ОАО «РЖД» из федерального бюджета в связи с уровнем тарифа. Он отметил, что такая индексация позволит лишь обеспечить эксплуатационную деятельность ОАО «РЖД» и не даст средств для реализации инвестиционных проектов.
Максим Соколов подчеркнул, что позиции Минтранса, Мин-экономразвития, Минфина достаточно близки между собой.
«С учетом существующих перспективных объемов перевозок нами совместно определены узкие места сети железных дорог, которые сдерживают прирост перевозок. В настоящее время, если брать относительно главного хода (главный ход – это наш Транссиб, БАМ, где выполняется примерно 80% всей грузовой работы), протяженность таких узких мест составляет около 6 тыс. км. Это, конечно, включая западный и южный полигоны железных дорог, и это примерно четверть протяженности главного хода. Понятно, что если не принимать мер, то с учетом развития экономики даже по плановым показателям социально–экономического прогноза такая протяженность узких мест достигнет еще больших параметров», – заявил глава Минтранса.
Максим Соколов обратил также внимание на то, что сегодня требуется существенное обновление основных фондов железных дорог, поскольку в настоящее время в локомотивном парке находятся примерно 20,5 тыс. локомотивов, примерно пополам электровозы и тепловозы, при этом 85% из них куплены более 20 лет назад. «Был такой период у нас (почти 10 лет) начиная с 1995 по 2003 год, когда практически вообще не покупались новые локомотивы для железных дорог, и износ по некоторым позициям составляет 70 и даже 80%, а маневровые тепловозы, по–моему, подошли вообще уже к критическим параметрам. Сейчас требуется покупать примерно 700 локомотивов всех типов в год, у нас же пока заложены чуть больше 400 локомотивов. Поэтому этот вопрос тоже требует дополнительного изучения», – отметил министр.
Отдельно глава Минтранса остановился на проектах развития государственно–частного партнерства и концессионных соглашений. По его словам, сегодня для того, чтобы эффективно применять их в области железных дорог, требуется изменение законодательства. Особенно в части того, чтобы дать полномочия РЖД выполнять функции концедента. Сегодня такого права 115 ФЗ «О концессионных соглашениях» не дает.
На «болевых» точках отрасли остановился в своем выступлении президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. В частности, он поднял вопрос пригородных перевозок. «Это абсолютно необходимая и абсолютно назревшая для решения задача. Сегодня мы с большим трудом сбалансировали эти бюджеты, имею в виду 25–миллиардную поддержку пригородных компаний на инфраструктурный тариф. Любая сдвижка будет нести колоссальный ущерб. Но и регионы должны со своей стороны быть побуждаемы к тому, чтобы они находили источники либо получали источники, если это будет принято в виде решения по предложению Минфина, для того чтобы покрывать эти издержки. Я полностью разделяю мнение о том, что в нашей стране без пригорода, без дальних перевозок, конечно, обойтись невозможно. Никакая авиация, никакие автомобили эту проблему не разрешат. А ведь у нас даже по дальним перевозкам проблемы, потому что нам обрезали экономически обоснованную сумму дотаций на дальние перевозки, на 6 млрд обрезали. Чем это закончилось? В конце октября у нас закончились средства дотации на регулирование тарифа. А дальше выбирай, что хочешь: можешь не ставить плацкарты (и это приведет к социальному напряжению) либо вози за свой счет. В результате повезли за свой счет. В итоге вся прибыль ФПК немногим больше 4 млн рублей. На это даже одного вагона купить невозможно. А пассажиры хотят ездить в хороших вагонах, хотят ездить в вагонах с кондиционированием, с биотуалетами, а это требует соответствующих ресурсов», – посетовал Владимир Якунин.
Президент РЖД обратился с просьбой к Председателю Правительства РФ создать межведомственную рабочую группу для проработки вопросов дополнительных небюджетных источников финансирования развития инфраструктуры, чтобы этим процессом руководили из одного центра.
На совещании также были затронуты другие вопросы состояния и развития железнодорожной отрасли.
Подводя итог совещанию, Дмитрий Медведев подчеркнул, что обсуждаемые вопросы – не технологического характера. Они касаются огромного количества наших граждан, практически всех, они касаются всей нашей промышленности, да, по сути, всей нашей экономики. Поэтому от того, какие решение будут приняты, будет зависеть развитие не только российской транспортной отрасли, но и всей страны в целом.
Юрий ПАВЛОВ
Фото ИТАР–ТАСС
09.08.2012
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.