В торжественной церемонии открытия салона приняли участие министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, руководитель авиации МЧС Рафаил Закиров, руководитель ТАНТК имени Г.М. Бериева Виктор Кобзев, президент ОАК Михаил Погосян и другие официальные лица.
Особенность нынешней выставки по сравнению с предшествующими состояла в том, что ее тематика была связана не только с авиацией, но и с судостроением. Так, например, одним из экспонентов стало знаменитое конструкторское бюро имени Р. Е. Алексеева, действующее в Нижнем Новгороде. Оно специализируется на создании скоростных судов на подводных крыльях. Их появление стало возможным во многом благодаря успехам в развитии авиации – при постройке применяются аналогичные технологии и материалы. Следует отметить также, что хорошо знакомые нам «Ракеты» и «Метеоры» оснащались дизельными двигателями конструкции Александра Чаромского, изначально созданными для бомбардировщиков, но впоследствии адаптированными для установки на речные и морские суда.
На состоявшейся в рамках авиасалона пресс–конференции, посвященной перспективам развития авиации, президент ОАК Михаил Погосян причислил организацию серийной постройки самолетов Бе–200 к ряду приоритетных задач корпорации. Как отметил президент ОАК, эти воздушные суда нужны в первую очередь для авиации спецприменения, в частности, для нужд МЧС. Глава ОАК также затронул вопрос, связанный с другим героем торжеств – легким гидросамолетом Бе–103. Организация серийного производства гидропланов этого типа также вошла в число важнейших задач ОАК. Изначально постройка Бе–103 не была самоцелью – задача состояла в отработке концепции применения на гидросамолетах глиссирующего крыла, которым будет оснащен перспективный тяжелый трансатлантический гидросамолет Бе–2500. Но в дальнейшем данная модель стала самодостаточной. В будущем планируется ее усовершенствовать и серийно строить для нужд местной авиации.
Представлен был на салоне и самолет–амфибия СК–12 «Орион». Он создан в 2002 году тюменской компанией – ООО «Орион–Авиа». Этот гидроплан рассчитан на перевозку трех пассажиров на дальность до 1000 километров со скоростью от 160 до 200 километров в час на высоте до 4000 метров, предназначен для выполнения внеаэродромных полетов в краях, где много рек и озер. Особо следует отметить то, что в состав экспозиции нынешнего салона вошли экранопланы. Данная тематика была отражена впервые, хотя постоянно заявлялась в предыдущие годы. На статической стоянке были представлены экранопланы легкого класса – «Иволга» и «Акваглайд–5», созданные специалистами Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева. Именно основатель знаменитого КБ был изобретателем уникального аппарата, являющегося как речным или морским, так и воздушным судном. Экраноплан «Акваглайд–5» способен перевозить четырех пассажиров со скоростью от 145 до 170 километров в час на расстояние до 450 километров и управляется одним пилотом. Он способен перемещаться по мелководью и выходить на необорудованный берег с уклоном до 5 градусов. Взлет и движение аппарата возможны при волне высотой до 0,3 метра. Экраноплан сертифицирован Российским морским регистром судоходства. На нынешнем гидроавиасалоне в ходе пресс–конференции Денис Мантуров заявил, что экранопланостроение в России будет развиваться, но первоочередной задачей станет постройка тяжелых многоместных экранопланов. Соответствующие проекты в настоящее время разработаны конструкторским бюро имени Р. Е. Алексеева. Макеты судов были представлены на стенде предприятия. Показателем развития данного направления является также факт создания в 2010 году Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей экранопланов, получившей название «Экраноплан». Ассоциация призвана обеспечить эффективную кооперацию научно–технических, производственных и сервисных организаций в создании нового рынка транспортных услуг. В экспозиции нынешнего геленджикского салона было уделено большое внимание вертолетной тематике. Были продемонстрированы вертолеты Ми–26 и Ка–32. Гостям и участникам салона был также продемонстрирован вертолет Ми–8МСБ. Создание данной модификации легендарной «восьмерки» стало результатом работ специалистов АО «Мотор Сич» по модернизации вертолета Ми–8Т. Вертолет новой модификации оснащен двигателями ТВ3–117ВМА–СБМ1В 4–й серии. Статический потолок возрос с 1800 до 2400 метров, динамический – с 4500 до 7300 метров. Дальность полета без перегоночных баков возросла с 480 до 560 километров, что при организации местных авиаперевозок имеет существенное значение.
Вертолетная тематика была также отражена на стенде холдинга «Вертолеты России». Экспозиционный ряд составили препарированные макеты вертолетов специальных модификаций. Один из проектов предусматривает создание летающего госпиталя на базе вертолета Ми–26. Такой вертолет способен взять на борт значительное количество пострадавших.
На гидроавиасалоне, как и на всех авиационных выставках, широко были представлены новинки авиационного оборудования. Особое место занял проект модернизации кабины самолета Бе–200. Самолет будет оснащаться интегрированным комплексом авионики ИКБО–95. Он представляет собой совокупность пилотажно–навигационного и радиосвязного оборудования, иными словами, Бе–200 будет строиться со «стеклянной кабиной». Инновационным продуктом является вычислитель системы самолетовождения ВСС–3000, предназначенный для осуществления навигации как на маршруте, так и в зоне аэропортов. На экране устройства отображаются пилотажно–навигационная и самолетная информация, сигнализация (в качестве резервного индикатора), а также видеоинформация от внешних источников – камер обзора салонного пространства, грузовых отсеков, механизации крыла, шасси и т. д.
Широко были представлены также тренажеры различных современных самолетов отечественного производства.
Гидроавиасалон 2012 года отличался насыщенной деловой программой. Главным событием стала конференция по гидроавиации. На ней прозвучали доклады ученых, инженеров и конструкторов ТАНТК имени
Г. М. Бериева и других авиастроительных фирм, а также ученых из различных научно–исследовательских институтов. По результатам работы конференции были приняты решения, направленные на повышение эффективности гидросамолетостроения, его дальнейшее развитие и совершенствование.
Представители ОАК организовали и провели конференцию по вопросам снижения себестоимости отечественных гражданских самолетов.
Петр КРАПОШИН
20.09.2012
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.