Свой знаменитый закон гидростатики Архимед открыл, принимая ванну. Периодическая система элементов привиделась Менделееву во сне. А вот идея создать аэросани–амфибию для перевозки грузов и пассажиров по снегу, льду и водной поверхности в условиях Крайнего Севера пришла в голову пятикурснику механического факультета МГТУ ГА Сергею Фадину на лекции. Законы технического творчества неподвластны обычной логике. Он слушал преподавателя, и вдруг (бац!) осенило. После занятий сделал первые беглые расчеты. И стал целенаправленно работать в этом направлении…
Говорят, внешность обманчива. И правда, совсем не таким представлялся молодой ученый. У Сергея богатырское телосложение, обаятельная улыбка, лучистый взгляд, какое–то удивительное спокойствие и открытость в чертах лица. И почему–то не без удовольствия думаешь: вот они какие, настоящие сибиряки!
Конечно, не будь Сергей Фадин родом из Салехарда, вряд ли он настолько проникся бы заботами коренных жителей Заполярья, чьи селения бывают напрочь отрезаны от Большой земли и всяческих благ цивилизации. Но всю пору своей довузовской жизни парень прожил именно в том регионе. Помнит, еще в отрочестве его поразила несправедливость, когда узнал, что цена буханки свежеиспеченного хлеба в поселках аборигенов в 3–4 раза выше, чем в самом Салехарде. Оно и немудрено – продукты туда привозятся вертолетом.
Из способов передвижения самый распространенный у ямальцев – по воздуху. С Москвой сообщение стабильное: Боинг–737 доставит жителя Салехарда в столицу всего за два часа. В прежние времена летали самолеты марки Ту–134. Тариф на перевозки, конечно, «кусается». Однако для людей, работающих в нефтегазодобыче, заплатить за билет не проблема. Другое дело – способ передвижения внутри Ямало–Ненецкого автономного округа. Перелет на вертолете из Салехарда в родной поселок и обратно для местного жителя просто разорителен. Но хочешь не хочешь – приходится раскошеливаться, когда приспичит на прием к врачу или за справкой к районному чиновнику.
В свое время, рассказывает Сергей Фадин, вошел в обиход еще один способ передвижения – на вездеходах. Местность здесь равнинная, болотистая, почва выстлана мхом, сквозь который проступает вода. Проедет вездеход или (того хуже) грузовик по такой поверхности, и след на ней остается на десятилетия, колея расползается, как зияющая рана. Таким образом нарушается баланс в экосистеме. А ведь ягель – основной корм для северных оленей, которых разводят местные жители. Оленина для них – один из главных продуктов питания.
Тем не менее вездеходы можно встретить на северных территориях до сих пор. Причем из–за того, что многие болота зимой не замерзают, техника нередко проваливается. Поэтому одно время в качестве локального транспортного средства стали использоваться на Ямале суда на воздушной подушке. Но и у них есть недостатки. Во–первых, плата за передвижение на судне приближается к стоимости полета на вертолете. Во–вторых, такой транспорт очень уязвим: заденет судно «юбкой» об острый край снежного наста – и может образоваться пробоина.
Наконец, еще один способ передвижения – на аэросанях. Он известен в тундре давно. Однако прежние модели не отличались комфортностью и экономичностью, которая достигается за счет снижения сопротивления при движении, поясняет Сергей Фадин. В СССР еще в шестидесятые годы было начато серийное производство аэросаней–амфибий, разработанных конструкторским бюро А.Н. Туполева. Впрочем, модели советских гибридов собирали из того, что было. К корпусу от «уазика–буханки» крепили четыре лыжи. Рулевое управление брали от ЗИЛ–131, а мотор – от самолета. И вся эта компоновка с необтекаемым корпусом была очень прожорлива на топливо. Да и перевезти на таких аэросанях можно было всего несколько человек.
В общем, пятикурсник МГТУ ГА выпестовал свой проект не спонтанно. Он предварительно изучил достоинства и недостатки всех известных ранее подобных наземных средств передвижения. Часами с этой целью просиживал в библиотеке, сопоставлял со своими расчетами информацию, найденную в Интернете. Знаком он и с современной финской моделью Arctic Airboat. На лодке установлен мощный двигатель, что дает ей возможность быстро перемещаться как по воде, так и по снегу. Но есть недостаток: лыжи на пневмоподвеске заставляют ее реагировать на все неровности пути. Даже на небольших наледях лодку мотает из стороны в сторону. Стоит переборщить со скоростью, и лыжа может повредиться.
– Моя разработка будет поустойчивее, – убежден Сергей Фадин, – потому что ширину колеи я заложил больше. Давление аэросаней–амфибии на снег будет примерно таким, как у охотничьих лыж. Никакую экосистему они не нарушат, не потревожат и подтаявший наст. У меня есть расчеты давления при разной плотности снега. Летом сани можно использовать как маломерное судно при движении по рекам. В отличие от вездехода серии «Триколор», расходующего 15 литров топлива на сотню километров и способного перевозить 4–5 человек, мои аэросани смогут вместить 20 пассажиров. То есть они способны выполнять функцию межпоселкового автобуса. Расчетная скорость движения моей модели – 130 км в час.
Изобретателями не рождаются. Как признался Сергей Фадин, «тянуло создавать» его еще в школе. С девятого класса посещал кружок авиамоделирования, организованный одной авиакомпанией. Правда, в какой–то момент юношу переубедили податься в летчики. Но во время прохождения медкомиссии в летное училище он простудился и отбор не прошел. Тогда и решил поступать в МГТУ ГА.
До этого в Москве Сергей уже бывал: в десятом классе ездил сюда на научную конференцию. В те годы в голове у него вертелся проект аэрокосмического летательного аппарата многоразового использования. Подростку представлялось экономически невыгодным то, что ступени космического корабля сгорают. И он решил создать проект одноступенчатого воздушно–космического аппарата. По его задумке, такой гиперзвуковой корабль треугольной формы должен был содержать три типа двигателей: турбореактивный, прямоточный и ракетный. Аппарат мог бы взлетать с обычного аэродрома, но после набора определенной высоты переключаться на ракетный двигатель и улетать на заданную орбиту. Выполнив задание, такой корабль имел бы возможность вернуться на землю. Его стоимость была бы в несколько раз дешевле, чем ракеты, считает Сергей.
Тот же рациональный подход отличал и его курсовой проект грузового самолета, аналогичного «Руслану». В двадцать лет он ставит во главу угла своих разработок такие категории, как экономичность, надежность. И это внушает уважение. Исходя из этих параметров постепенно совершенствовалась и идея аэросаней. Сергей делал все новые и новые расчеты, по совету научного руководителя – профессора кафедры двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА, доктора технических наук Алексея Комова – создавал трехмерные модели. По словам профессора, все расчеты выверены. Но такие идеи не должны оставаться лишь на бумаге, подчеркнул он.
Итоговый проект аэросаней–амфибии, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров по снегу, льду и водной поверхности в условиях Крайнего Севера, в этом году получил премию «Победитель» по поддержке талантливой молодежи приоритетного национального проекта «Образование». Конечно, Сергею Фадину очень бы хотелось, чтобы его «межпоселковый автобус» смог материализоваться и в ближайшем будущем по его чертежам был создан опытный экземпляр аэросаней–амфибии, который бы прошел апробацию в экстремальных условиях Заполярья. Поэтому важно, чтобы проектом пятикурсника механического факультета МГТУ ГА заинтересовались органы власти одной из северных территорий – в первую очередь Ямало–Ненецкого автономного округа. В круг их обязанностей входит транспортное обеспечение местного населения. Сейчас проблема транспортной доступности для районов Крайнего Севера – одна из самых острых. Мелкие населенные пункты разбросаны на большие расстояния друг от друга, между ними из–за отсутствия дорог зачастую нет автомобильного сообщения. Так, может, проект Сергея Фадина как раз и даст людям возможность для передвижения хотя бы внутри своего региона?
Таких студентов–изобретателей, как Сергей, в транспортных вузах немало. Пятикурсник механического факультета МГТУ ГА Павел Горбачев представил свой проект «Разработка защитных устройств пластинчатого типа для самолетов гражданской авиации» на XII Всероссийской выставке научно–технического творчества молодежи «НТТМ–2012», а также на Международном авиационно–космическом салоне «МАКС–2011». Подобные «щитки» показали высокую эффективность в защите двигателей от посторонних предметов, забрасываемых колесами шасси. По словам студента, аналогичные защитные устройства используются пока только на военных самолетах, а попыток адаптировать их на авиалайнеры гражданской авиации не было. Хотя это целесообразно с точки зрения безопасности полетов.
К сожалению, письма с предложением всерьез взяться за детальную проработку этого проекта, направленные в различные КБ, остаются без ответа. Вот и выходит, что весьма перспективные разработки студентов (такие, как у Сергея Фадина и Павла Горбачева) получают высокую оценку специалистов на различных выставках и конференциях, а компании, работающие в этой сфере, не проявляют к ним интереса. Хотя реализация этих проектов могла бы принести бизнесу неоспоримую выгоду.
В последнее время в России много говорится о внедрении инноваций, государство вкладывает большие деньги в глобальные проекты типа Сколково, чтобы создать условия для технического творчества ученых, способных продуцировать идеи. Но всех одаренных «кулибиных», которых немало и среди студентов транспортных вузов, в такие «резервации» не поместишь. Поэтому важно создать механизм внедрения технических новинок, их воплощения в жизнь. Студенческая мысль свежа и оригинальна, но требует материального подкрепления. Средств, которыми располагают учебные заведения, недостаточно. Наверное, государство должно подумать о формах поощрения научно–технического творчества молодежи.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
17.01.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.