Немало лестных отзывов, замечаний и предложений получил проект откорректированной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, который обсуждался на днях в Общественной палате РФ. Помимо представителей Минтранса России и подведомственных ему агентств в оживленной дискуссии приняли участие члены общественных советов при профильных министерствах, сотрудники ведущих транспортных компаний, отраслевых общественных объединений, крупнейших профильных научных институтов. Проект документа представил министр транспорта РФ Максим Соколов.
Работа по актуализации Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года проведена Минтрансом России в рамках поручений Президента и Правительства РФ, отметил министр. Действующая редакция Стратегии, утвержденная в 2008 году, базировалась на отличных от сегодняшнего дня индикаторах мировой конъюнктуры, направлений основных грузопотоков, уровня потребительского спроса. Корректировка документа проведена Минтрансом России исходя из определения ориентиров социально–экономического развития страны с учетом прогнозов Минэкономразвития, обновленных показателей планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов РФ, а также последствий вхождения России в ВТО и создания единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.
По словам Максима Соколова, несмотря на значительные успехи, транспортная система России в ее нынешнем состоянии не позволяет в полном объеме удовлетворить спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения. Обновленная стратегия является, по сути, развернутым ответом на поставленные перед отраслью задачи. В документе определены цели, индикаторы и задачи долгосрочного развития транспортного комплекса, инвестиционные и инновационные приоритеты, принципы и механизмы реализации государственной транспортной политики.
Вместе с тем министр подчеркнул, что в откорректированной Стратегии остались неизменными основные общесоциальные, общеэкономические и общетранспортные стратегические приоритеты транспортной политики. Проект исходит из прогнозов социально–экономического развития страны по инновационному и консервативному (энергосырьевому) сценариям с возможностью реализации Стратегии по форсированному варианту и, соответственно, различных сценарных рамок по бюджетным ограничениям. При этом ряд принципиальных предпосылок являются общими. При всех сценарных условиях, отметил Максим Соколов, необходимо предупредить угрозы деградации элементов базовой транспортной инфраструктуры. Предусматривается реализация прорывных, амбициозных проектов, таких как формирование в стране выделенной сети высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения, существенное развитие региональных авиаперевозок и других.
Ключевыми целями Стратегии являются: формирование единого транспортного пространства России; обеспечение доступности и качества транспортно–логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны; обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами; интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны; повышение уровня безопасности транспортной системы; снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.
Проектом Стратегии определены механизмы ее реализации. Предусматривается создание конкурентоспособной среды для ведения транспортного и логистического бизнеса, а также привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках ГЧП, концессий, контрактов жизненного цикла. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли потребует развития экономических и финансовых механизмов ГЧП. При этом важное значение будут иметь создание специализированных институтов финансирования развития инфраструктуры, внедрение механизмов проектного финансирования при реализации крупных инфраструктурных мероприятий. Реализация Транспортной стратегии также во многом зависит от эффективного научного и кадрового обеспечения. Министр подчеркнул, что достижение ее целей обеспечит удовлетворение потребностей инновационного, социально ориентированного развития российской экономики и общества в качественных транспортных услугах.
Важно, что новая редакция Транспортной стратегии выполнена в соответствии с проектом закона о государственном стратегическом планировании, считает первый вице–президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин. В документ заложен прогноз социально–экономического развития страны, который опирается и на такой новый механизм, как транспортно–экономический баланс. Новизна и в том, что Стратегия написана в первую очередь с позиции рынка, экономики, общества, а уж потом с позиции транспортного комплекса. Там, где говорится о транспортных услугах, приводится показатель коммерческой скорости доставки грузов. А в той части, где речь идет о пассажирских перевозках, на первое место поставлена мобильность населения, поясняет Александр Мишарин. Причем мобильность с использованием как частного, так и общественного транспорта.
Еще один важный момент: транспортное обеспечение городских агломераций в Стратегии выделено в отдельный раздел. Ведь в стране помимо Московского транспортного узла еще 11 крупнейших агломераций с населением более 2 млн человек. По мнению Александра Мишарина, регулирование транспортного комплекса в них требует отдельного рассмотрения и закрепления на федеральном уровне.
В нашей стране расстояние между основными городами–миллионниками составляет от 400 до 800 км. Мировая практика показывает, что на таких дистанциях наиболее конкурентоспособным является высокоскоростной железнодорожный транспорт. Поэтому создание его в России экономически целесообразно. Согласно Стратегии к 2030 году в РФ должны быть построены 3900 км высокоскоростных и 9000 км скоростных железных дорог, что, по мнению Александра Мишарина, коренным образом изменит технологию работы всего железнодорожного транспорта. Перемены вызваны и тем, что в связи с опережающим ростом экономики стран Азиатско–Тихоокеанского региона транспортные потоки на территории России все больше разворачиваются на восток. Только по Транссибу в ближайшие 10 лет предусматривается рост объема перевозок в два с лишним раза. Это требует ликвидации узких мест на Транссибе, реконструкции и увеличения пропускной способности БАМа, подходов к дальневосточным портам.
В Стратегии идет речь о создании высокоскоростных железнодорожных магистралей на отдельных направлениях, продолжил тему генеральный секретарь международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам» Геннадий Бессонов, а такого понятия, как «высокоскоростной транспортный коридор», нет. Между тем только при создании подобного коридора удастся обеспечить скорость перевозки грузов не 700 км в сутки, а 6000–7000 км! Нынешняя инфраструктура, конечно, не позволит развить такие скорости. Поэтому в Стратегии до 2030 года Геннадий Бессонов хотел бы видеть хотя бы научное обоснование строительства высокоскоростной магистрали в рамках международного транспортного коридора. По его словам, КНР такую программу имеет, по проекту китайская высокоскоростная железная дорога оканчивается на станции Достык, что на казахстано–китайской границе. И здесь важно, в каком направлении пойдут дальше транзитные грузы после окончания строительства этой магистрали: через территорию России или в обход. Смоделировать развитие событий в нужном направлении следует до 2030 года, а не за пределами этого периода.
Обсуждая проект Стратегии на площадке Общественной палаты РФ, Минтранс России тем самым демонстрирует открытую позицию, советуется с обществом, считает член Общественной палаты Владимир Белозеров. Специалисты возглавляемой им рабочей группы Общественной палаты по структурной модернизации экономики и инфраструктурным национальным проектам убеждены, что морские порты и железные дороги должны развиваться параллельно, чтобы ресурсные вложения в ту и другую сферу были сбалансированы. По словам Владимира Белозерова, обсуждение перспектив скоростного движения в стране высветило проблему резервирования земель под будущие скоростные магистрали. При действующем законодательстве этот механизм работает неэффективно.
Одна из главных задач Стратегии – пропорциональное развитие всех видов транспорта, формирование единой транспортной системы, в которой каждый из них будет иметь свою оптимальную нишу, с тем чтобы логистическая цепочка приводила пользователя к минимальным издержкам. Только взаимодействие разных видов транспорта, имеющих свою физико–техническую основу, позволит рационально организовать перевозочный процесс, убежден член Общественного совета Минтранса России, директор Института проблем транспорта РАН Олег Белый.
О важности сбалансированного развития морских и речных портов и железнодорожно–автомобильных подходов к ним говорил руководитель Ассоциации судоходных компаний Алексей Клявин. С одобрением он относится к такой предлагаемой мере, как переключение в период пиковых нагрузок части сезонного грузопотока с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт. Конечно, потенциал ВВТ за последние 20 лет значительно снизился. Добиться резких перемен к лучшему только с помощью госинвестиций вряд ли удастся, надо создавать условия для привлечения частного капитала. Алексей Клявин напомнил о мультипликативном эффекте, который может дать развитие морского и речного транспорта. Обновление флота означает развитие судостроительной промышленности, которая генерирует мощности в энергетике, металлургии, спутниковых технологиях и других отраслях.
Одну из важнейших социально–экономических ролей в Транспортной стратегии играет воздушный транспорт, напомнил генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. В ряде регионов Крайнего Севера, значительной части Сибири и Дальнего Востока он является единственным магистральным видом транспорта, обеспечивая связь этих территорий и других частей РФ. Несмотря на то, что объемы авиаперевозок пассажиров и грузов в последние годы растут, наблюдается и ряд негативных факторов, отрицательно влияющих на состояние наземной инфраструктуры и гражданской авиации. Количество аэродромов в стране ежегодно снижается. Из 303 аэродромов только 204 имеют ВПП с искусственным покрытием. Светосигнальным оборудованием оснащены только 65% аэродромов. Поскольку проект Стратегии предусматривает более чем двукратный рост транспортной подвижности населения России (во многом за счет развития региональной авиации), Виктор Горбачев предлагает подготовить и направить в Госдуму проект федерального закона об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности; освободить аэропорты от местных и региональных налогов; оказать содействие в создании региональных авиакомпаний.
Министр транспорта РФ отметил, что все высказанные в ходе обсуждения проекта Транспортной стратегии предложения и замечания будут внимательно изучены при доработке документа.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
14.02.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.