Госдума приняла в первом чтении законопроект, усиливающий ответственность за правонарушения в области дорожного движения.
Законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» представлял один из авторов – первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.
По его словам, культура вождения по–прежнему оставляет желать лучшего: водители полностью адаптировались к принятым мерам ужесточения наказания, количество сотрудников ГАИ сократилось, в обществе нет однозначного понимания состояния опьянения – все это вместе взятое не улучшает ситуацию на дорогах, и положение дел в сфере дорожной безопасности приобрело черты глобального кризиса.
Неумолимые цифры статистики свидетельствуют: удельный вес «пьяных аварий» в России – около 7%, а в остальных 93% случаев люди погибают под колесами автомобилей трезвых водителей, которые, однако, грубо нарушают правила дорожного движения. Всего в 2012 году, по данным ГИБДД, водителями транспортных средств были совершены 65 миллионов правонарушений.
Законопроект практически полностью изменяет гл. 12 Кодекса об административных правонарушениях. Поправки, предлагающие радикальные изменения в законодательство, направлены на снижение количества пострадавших и погибших на дорогах и предусматривают существенное увеличение санкций за совершение практически всех правонарушений в области дорожного движения.
По замыслу авторов, в КоАП необходимо ввести новую статью – 12.38 «Систематическое нарушение Правил дорожного движения». Свыше трех нарушений будут считаться систематическими нарушениями. Предлагается ввести систему баллов, кратную ста: если водитель совершил правонарушение на 500 рублей, то это 5 баллов, если на 5 тысяч, то это 50 баллов. После четвертого грубого нарушения водитель лишается водительского удостоверения на год. Вячеслав Лысаков подчеркнул, что «острие балльной системы направлено против тех, кто плюет на всех остальных участников дорожного движения и ездит как хочет – по встречке, на красный свет, с сильным превышением скоростного режима. Ко второму чтению мы обязательно пропишем, что баллы сгорают в течение года, не всю жизнь будет идти накопление – это было бы абсолютным безумием».
Ко второму чтению балльная система будет разработана, при этом за нарушения, не представляющие опасности для жизни и здоровья всех участников дорожного движения, баллы начисляться не будут.
Предлагается более жестко наказывать за повторные деяния, также ужесточается наказание за превышение скоростного режима. «Если сейчас ответственность за превышение скорости на 60 километров в час и выше наказывается штрафом в 2–2,5 тысячи рублей или лишением прав до полугода, то мы предлагаем при превышении на 60–80 километров в час оставить такое наказание, но в случае повтора правонарушения установить штраф 10 тысяч рублей и лишение прав на год. И отдельно ввести наказание за превышение скорости более чем на 80 километров в час к разрешенной. В Москве разрешено движение со скоростью 60 километров в час, в некоторых местах – 80 километров в час, а на МКАДе – 100 километров в час. Если кто–то мчится со скоростью 180–200 километров в час, то его надо сразу лишать водительского удостоверения на год и штрафовать на 10 тысяч рублей», – заявил Вячеслав Лысаков. Не исключено, что злостные нарушители ПДД, лишившиеся прав, прежде чем их получить, будут снова сдавать экзамены.
Авторы предлагают внести изменения в ст. 12.33 «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений» и установить штрафные санкции за загрязнение дороги: для граждан от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, для должностных лиц – 25 тысяч рублей, а для юридических лиц – 300 тысяч рублей.
Как следует из заключения Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции, который дал отрицательный отзыв на данный законопроект, с введением «балльной системы» фактически вводится двойная ответственность, включающая в себя и административные штрафы, и баллы. Кроме того, совокупность любых малозначительных правонарушений неминуемо приведет к лишению любого водителя права на управление транспортным средством.
Таким образом, предлагаемые законопроектом меры приведут к массовому лишению прав на управление транспортным средством и создадут условия для злоупотреблений, в том числе коррупционного характера.
В ходе обсуждения концепция законопроекта вызвала неоднозначную реакцию депутатов. «Балльная система является несовершенной, коррупционной и приведет к неоднозначной правоприменительной практике. В данной новелле отсутствует четкая дифференциация между водителем, нарушающим правила дорожного движения, и собственником транспортного средства, что противоречит принципу справедливости наказания и чревато возникновением спорных ситуаций. По данным ГИБДД, в 2012 году около 26 миллионов нарушений правил дорожного движения – а это более 60% от всех нарушений, допущенных водителями транспортных средств, – были зафиксированы стационарными и передвижными комплексами. Как известно, штрафы, зафиксированные таким образом, адресуются собственнику транспортного средства, который далеко не всегда этим транспортным средством управляет, однако на практике получится, что штрафные баллы будут начисляться именно собственнику, а не нарушителю», – высказал критическое замечание первый заместитель председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев.
Поддерживая в целом тренд на ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения, особенно когда речь идет о нарушениях, угрожающих жизни и здоровью человека, Александр Агеев подчеркнул, что сегодня в России от 20 до 30% нарушений правил дорожного движения происходят из–за плохого состояния дорог. Так, в 2012 году, по данным ГИБДД, почти 43 тысячи дорожно–транспортных происшествий произошли из–за удручающего состояния дорожного полотна, дороги–убийцы унесли жизни 7 тысяч человек, еще 54,5 тысячи человек пострадали, некоторые из них стали инвалидами. При этом инспекторы ГИБДД не всегда фиксируют в протоколах, что причиной ДТП стало плохое состояние дороги. Прошлый год также прошел под знаком ужесточения наказания за нарушение правил дорожного движения, однако при этом на дорогах страны отмечен рост ДТП, в том числе по причине неудовлетворительного состояния дорог. Таким образом, очевидно, что безопасность дорожного движения невозможно обеспечить одними карательными мерами. Ужесточая наказания, государство, в свою очередь, обязано позаботиться о состоянии дорог, в противном случае оно превращается или в соучастника ДТП со смертельным исходом, или в грабителя с большой дороги, если речь идет о нарушениях, произошедших из–за дефицита парковочных мест или из–за ненадлежащего содержания улично–дорожной сети.
Председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов привлек внимание депутатского корпуса к тому, что средняя заработная плата в стране – 15 тысяч, а прожиточный минимум – 5 тысяч рублей. В эти условиях огромные штрафы – 30, 50, 100 тысяч рублей для подавляющего числа водителей становятся неподъемными. «Балльная система никуда не годится, это приведет к тому, что люди перестанут ставить машины на учет – раз, будут оформлять на бабушку без прав – два, будут оформлять на юридических лиц – три», – заявил депутат.
В течение месяца народные избранники будут работать над внесением поправок в данный законопроект и затем представят его ко второму чтению.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
16.05.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.