Министр транспорта РФ Максим Соколов провел брифинг для журналистов, на котором подвел краткие итоги деятельности Минтранса России за 2012 год и рассказал о задачах, которые предстоит решить в будущем.
Максим Соколов сообщил, что в целом задачи, поставленные перед Минтрансом, были выполнены. Среди приоритетных направлений он назвал привлечение средств из внебюджетных источников, развитие новых форм и механизмов государственно–частного партнерства, необходимых для развития инфраструктурных объектов транспортного комплекса, решение вопросов комплексной безопасности на транспорте, развитие региональной авиации, создание новых транспортно–логистических цепочек, прежде всего, развитие Северного морского пути.
«Анализируя деятельность министерства за прошедший год, могу сказать, что транспортный комплекс в целом показал неплохие результаты, продемонстрировал положительную динамику по всем видам перевозок. Рост грузооборота составил 4,5% к уровню 2011 года, пассажирооборот увеличился на 6%. Также увеличился на 15% экспорт транспортных услуг, что напрямую связано с развитием транспортных коридоров: сегодня доходы от этого вида деятельности составляют треть бюджета страны от экспорта всех услуг», – заявил министр транспорта.
В 2012 году Минтранс завершил разработку таких стратегических документов, как обновленная «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года», Государственная программа «Развитие транспортной системы» и «Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта». Важно, что все три элемента стратегического планирования оказались увязанными между собой.
Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета составили в 2012 году около 440 млрд рублей, общий объем инвестиций по всем видам деятельности – 1,3 трлн руб-
лей. В качестве положительной тенденции Максим Соколов отметил увеличение объема внебюджетных инвестиций в развитие транспортной системы на 16% к уровню 2011 года.
Говоря о привлечении частных инвесторов в транспортный комплекс, министр транспорта подчеркнул, что до 2020 года требуемый объем частных инвестиций составляет 120 млрд евро. На принципах государственно–частного партнерства уже реализуется ряд проектов: проект реконструкции и развития аэропорта Пулково, строительство Западного скоростного диаметра в Санкт–Петербурге, строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт–Петербург и обхода г. Одинцово на принципах концессии.
Кроме того, Минтранс объявил конкурс на реализацию таких крупных проектов, как строительство моста через реку Лену в Якутии (контракт жизненного цикла), строительство участков скоростной автомобильной дороги М–10 Москва – Санкт–Петербург, автодороги М–1 «Беларусь», подходного канала к морскому порту Тамань, создание системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн.
Практика показывает, что для инвесторов очень привлекательна аэропортовая ин-
фраструктура. «Сегодня с элементами ГЧП строятся аэропортовые комплексы в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове, Саратове, Перми, причем это не только федеральная собственность, но и региональная, что свидетельствует о том, что в регионах появились профессиональные команды управленцев, способных на одном языке разговаривать с инвесторами», – заметил Максим Соколов.
В секторе авиаперевозок рост составил более 15%, в 2012 году российскими авиакомпаниями перевезены 74 млн пассажиров. На долю региональных перевозок, исключая маршруты на Москву и Санкт–Петербург, приходится менее 7% от общего объема, что свидетельствует о низкой мобильности значительной части населения. В этой связи одним из приоритетных направлений является развитие региональных и местных перевозок.
Кроме программы субсидирования перевозок с Дальнего Востока, пилотного проекта по субсидированию авиаперевозок в Приволжском ФО, в целях развития региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации в 2013 году разработана модель поддержки региональных перевозок, основанная на предоставлении субсидий организациям воздушного транспорта в размере 1,6 млрд рублей.
Данный механизм предполагает субсидирование маршрута воздушной перевозки между узловым и региональным аэропортом на расстоянии, не превышающем по ортодромии 1800 км, если узловой аэропорт расположен на территории Дальневосточного федерального округа, и 1200 км, если узловой аэропорт расположен на территориях Северо–Западного, Сибирского, Уральского, Северо–Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов.
Министр подчеркнул, что новый механизм субсидирования позволит не только обеспечить полное покрытие территории Российской Федерации маршрутной сетью воздушных перевозок при минимальной потребности в бюджетных ассигнованиях на субсидирование данного сегмента авиаперевозок, но и разделить финансовые риски, связанные с эксплуатацией новых маршрутов и повышением частоты полетов по действующим маршрутам, между эксплуатантами и государством.
Минтранс поддержал большой блок вопросов, связанный с запуском лоукостеров. Речь идет о невозвратных тарифах, нормах провоза багажа и т. д. Но главная проблема – наличие дешевых аэропортов, готовых обслуживать авиаперевозчиков по более низким тарифам, в первую очередь вокруг Московского авиаузла. Такими аэропортами, по мнению Максима Соколова, могли бы стать аэропорт Ермолино в Калужской области, аэропорт во Владимире, в Тверской области аэропорт Мигалово.
Ведется последовательная работа по увеличению пропускного пространства МАУ до 130 млн пассажиров в год.
Говоря о проблеме кадрового голода в авиации, Максим Соколов подчеркнул, что в этом вопросе Минтранс занимает последовательную позицию: решение о выделении ежегодной квоты для иностранных пилотов – 200 человек только в качестве командиров судов в течение 5 лет – вызвано тем, что дефицит пилотов в авиакомпаниях составляет 1200 человек. Параллельно идет процесс увеличения набора до 1000 человек на бюджетные места на летные специальности. Вузам, которые переводят свои учебные программы с системы 5–летнего обучения на бакалавриат, будет оказана государственная поддержка. Серьезное внимание уделяется переоснащению материально–технической базы летных училищ.
Еще одним приоритетным направлением является развитие транспортно–логистических коридоров, например, автодорожного коридора «Европа – Западный Китай». Помимо развития логистики, раскрытия потенциала транспортных коридоров разработан проект скоростного контейнерного сообщения между Германией и Китаем.
К основным задачам 2013 года относится развитие крупных транспортных узлов. В полную силу заработала дирекция Московского транспортного узла, в результате удалось консолидировать финансовые ресурсы на реализацию таких проектов, как Малое кольцо Московской железной дороги, строительство транспортно–пересадочных узлов, развитие метро, строительство вылетных магистралей, развитие железнодорожного сообщения с Внуково и Домодедово и т. д. С 2013 года заработала дирекция Санкт–Петербургского транспортного узла. Максим Соколов заявил также о необходимости развивать Уральский, Приволжский, Мурманский, Ростовский, Новороссийский транспортные узлы.
В сфере железнодорожного транспорта одним из ключевых направлений стало развитие высокоскоростного железнодорожного движения. Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года предусмотрено строительство 3,5 тыс. км высокоскоростных железнодорожных линий.
Приоритетной задачей остается развитие сети автомобильных дорог. «Перед нами стоит задача привести в нормативное состояние существующую сеть федеральных дорог. Сегодня только 40% федеральных дорог соответствуют нормативному состоянию. С 2014 года мы поставили задачу выйти на 100%–ное финансирование, чтобы к 2018 году в два раза увеличить количество дорог, соответствующих нормативному состоянию», – подчеркнул министр транспорта.
В 2012 году в регионах были приняты законодательные акты о создании региональных дорожных фондов. В качестве гарантированного источника наполнения региональных фондов Минтранс предлагает увеличить ставки акцизов на автомобильное топливо и полученные средства направить на строительство и реконструкцию региональных дорог.
По словам Максима Соколова, впервые удалось подойти к решению проблем общественного транспорта: в 2012 году в очень сжатые сроки были реализованы меры поддержки городского общественного транспорта. В рамках Программы обновления парка городского транспорта на условиях государственной поддержки из федерального бюджета были выделены субсидии 35 субъектам Российской Федерации общим объемом 3,4 млрд рублей на закупку более тысячи экологически чистых транспортных средств, включая автобусы, работающие на газомоторном топливе. Учитывая эффективность данной программы, Минтранс подготовил свои предложения по ее продлению на 2014–2016 годы.
Важную роль в обслуживании внешнеторгового оборота страны играют морские порты. Перевалка грузов в морских портах России в 2012 году выросла по сравнению с 2011 годом почти на 6% и составила около 570 млн тонн (2011 г. – 535,6 млн т). Введено в строй 72,5 млн тонн новых портовых мощностей.
По реке было перевезено 140 млн тонн грузов, рост составил 12% к уровню 2011 года, в то же время это в 4 раза ниже, чем в советский период. Для роста речных грузоперевозок необходимо привести в нормативное состояние внутренние водные пути, выполнить работы по обеспечению гарантированных глубин и развитию новых интермодальных комплексов, завершить реконструкцию и капитальный восстановительный ремонт участков инфраструктуры, где состояние судоходных гидротехнических сооружений достигло критической точки.
Наконец, стабильную работу всего транспорта невозможно представить без комплекса мер, обеспечивающих его безопасность. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, реализация которой завершается в текущем году, доказала свою эффективность, позволила оснастить наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры новой техникой, повысить уровень профессиональной подготовки специалистов. Поэтому Минтранс внес в Правительство РФ предложение о ее продлении на очередной трехлетний период – до 2016 года.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
06.06.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.