Президент России Владимир Путин провел совещание по развитию портовой инфраструктуры Азово–Черноморского бассейна.
Владимир Путин отметил, что российские порты Азово–Черноморского бассейна занимают второе место после Балтики по объему грузооборота, причем с каждым годом нагрузка на них возрастает. Так, по оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах Южного федерального округа достигнет 150 млн тонн, это более чем в два раза превышает сегодняшние возможности.
Вместе с тем президент подчеркнул, что уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе. Инфраструктурные ограничения сдерживают увеличение объемов международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные издержки. Для России это прямая упущенная выгода. Потенциал дальнейшего масштабного наращивания мощностей крупнейших портов в этом регионе России – это прежде всего Туапсе, Новороссийск – ограничен из–за целого ряда объективных факторов. И, по оценкам специалистов, развитие, модернизация только двух этих портов не может в полной мере компенсировать серьезный спрос на грузоперевозки в этом регионе Российской Федерации.
«Наша задача, – заявил Владимир Путин, – не просто снять имеющиеся инфраструктурные ограничения, но и создать достаточный резерв портовых мощностей. Это позволит сгладить пики сезонных нагрузок и минимизировать простои грузов, выстроить эффективные, конкурентные логистические схемы. Говоря о создании новых портовых мощностей, мы должны прежде всего подумать о развязке инфраструктурных ограничений. Сделать все это нужно синхронизированно, продуманно, в том числе с использованием современных моделей государственно–частного партнерства.
Бизнес уже активно вкладывает средства в порты. Вместе с тем нужно создавать условия, чтобы таких частных инвестиций было больше, гораздо больше. И, разумеется, правительство должно взять на себя заботу о том, чтобы различные бизнесы чувствовали уверенность, поддержку со стороны государства, чтобы они гармонизировали свои отношения при поддержке государства. Без этой поддержки вряд ли между собой удастся договориться и добиться гармонизации отношений».
Президент пояснил, что речь идет о предсказуемых, понятных правилах, необходимых для прихода инвесторов, о минимизации административных и коммерческих рисков, об эффективных инструментах софинансирования. По его мнению, надо четко обозначить, строительство какой инфраструктуры и в каких объемах будет финансироваться государством, а какой – частным бизнесом, на каких условиях, а также заранее определиться с условиями самой эксплуатации.
Еще одна важная задача, на которой остановился глава государства, – обеспечение конкурентоспособных, привлекательных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса. Это сегодня один из критических компонентов в работе портов России. Часто наши грузоотправители обращаются к услугам иностранцев именно в силу неразвитости логистики, именно в силу завышенных тарифов.
Выступивший на совещании министр транспорта РФ Максим Соколов отметил, что грузооборот российских портов в прошлом году составил 565 млн тонн, совокупный объем перевалки российских экспортных грузов в прошлом году составил 660 млн тонн. Вместе с тем в портах сопредельных государств Балтии обрабатывается порядка 100 млн тонн российских грузов. И это при том, что за последнее десятилетие эта доля практически в два раза сократилась.
В нашей Транспортной стратегии на период до 2030 года предусмотрено, что доля портов сопредельных государств в перевалке наших экспортных грузов должна сократиться более чем в три раза по сравнению с сегодняшним уровнем.
Говоря о перевалке грузов в Азово–Черноморском бассейне, министр подчеркнул, что общий объем действительно составляет практически треть от грузооборота российских портов, при том, что пропускная способность портов Азово–Черноморского бассейна составляет 260 млн тонн, но это в целом по всем (наливным и сухим) грузам, а по сухим грузам эта цифра только 68 млн тонн. На сегодняшний день вся совокупная мощность практически полностью исчерпана. Более того, по данным 2012 года, оборот составил даже чуть выше – 70 млн тонн, то есть уже за пределами пропускной способности.
«Если исходить из экспертных оценок в отношении того, что дополнительный объем перевалки сухих грузов в портах Азово–Черноморского бассейна составит 150 млн тонн, то нам необходимо выстроить свою стратегию таким образом, чтобы полностью обеспечить возможность обработки этих грузов, – отметил Максим Соколов. – При анализе перспектив развития портов Азово–Черноморского бассейна, а их всего 12, мы видим, что лишь 3 из них обеспечивают основной грузооборот. Новороссийск дает сегодня практически две трети (66%), Туапсе – порядка 10 и Ростов–на–Дону – около 6% от общего грузооборота. Оставшиеся 9 портов обеспечивают соответственно всего лишь 17% от общего объема, и хотя у каждого порта есть определенные инвестиционные планы, существенных перспектив для их развития нет, поскольку большинство из них расположены либо в мелководных районах, либо в центре населенных пунктов, и это, конечно, серьезным образом затрудняет их дальнейшее развитие».
Министр заявил, что у Минтранса есть планы по дальнейшему развитию порта Новороссийск. Средства заложены в том числе и в федеральную целевую программу.
«Под развитием и планами развития мы понимаем строительство новых терминальных мощностей для контейнерной перевалки и генеральных и навалочных грузов», – отметил министр.
Второй крупнейший проект, который сегодня разработан Министерством транспорта РФ, – это создание сухогрузного района морского порта Тамань. В целом этот проект предполагает развитие этого грузового района до 2025 года. Общий прирост портовых мощностей для перевалки составляет 94 млн тонн сухих грузов нарастающим итогом начиная с 2019 года. Реализация этого проекта предусмотрена документами стратегического планирования: это и стратегия развития транспортной системы, и документы бюджетного планирования, и государственная программа, и федеральная целевая программа.
Максим Соколов сообщил, что по заказу Минтранса к 2012 году консорциумом ведущих российских и голландских проектных компаний была разработана проектная документация, и на сегодняшний момент получены все необходимые согласования, в том числе пройдена экологическая экспертиза, и проект находится в Главгосэкспертизе для подтверждения его параметров. Проектное решение позволит осуществлять круглогодичные операции.
«Таким образом, отказавшись от рейдовой перегрузки, мы в сухогрузном порту Тамань будем готовы принимать суда дедвейтом до 180 тыс. тонн. Это примерный максимальный объем, который смогут пропустить проливы Босфор и Дарданеллы», – констатировал министр.
Максим Соколов сообщил, что инвесторы подтвердили свою заинтересованность и в формировании грузовой базы, и в строительстве терминалов в порту. Поскольку уже сейчас объем заявок на строительство терминалов в целом практически на 20% превышает его проектную мощность, то отбор инвесторов будет производиться на конкурсной основе. В соответствии с проектной документацией предполагается строительство 10 морских терминалов для обработки различных грузов, контейнерных грузов, перевалки железорудного сырья, двух угольных терминалов, терминалов для перевалки металлов, серы и зерна. Стоимость строительства порта с учетом объектов частной собственности, планов инвесторов в целом оценивается в 228 млрд рублей. При этом стоимость объектов федеральной собственности в соответствии с проектной документацией, которая сегодня уже проходит экспертизу, составляют 115 млрд рублей в ценах 2013 года.
Министр коснулся и темы внешней инфраструктуры. «Мы понимаем, – сказал он, – что основным ограничителем для развития всех портов Азово–Черноморского бассейна и реализации всех новых проектов является железная дорога. В соответствии с планами развития подходных путей, расшивки Краснодарского железнодорожного узла до 2020 года планируются (и это скорреспондировано с инвестиционной программой РЖД и федеральной целевой программой) средства в размере 163 млрд рублей, при этом из средств федерального бюджета – 88 млрд рублей; это даст увеличение пропускной способности к 2020 году».
Эти планы, по словам главы Минтранса, скорреспондированы не только с планами развития портов Тамань, Новороссийск, но и с планами строительства другого порта, так называемого Таманского терминала навалочных грузов, который планирует к строительству частный инвестор примерно в том же районе, в районе порта Тамань. И в соответствии с этими планами расширение портовых мощностей планируется на 30 млн тонн начиная с 2018 года. Заявленная стоимость этого проекта составляет 23 млрд рублей, но при этом инвестором уже реализована первая часть, первый проект нефтеналивного терминала мощностью 20 млн тонн. Правда, средства, которые были потрачены на этот проект, существенно превышают заявленный объем и составляют порядка 45 млрд рублей.
«Исходя из того что и этот объект планируется в основном развивать уже за пределами 2020 года, можно сказать, что те планы, которые у нас есть по расшивке провозных способностей железной дороги и строительству портов Тамани, Новороссийска и Таманского терминала навалочных грузов до 2020 года, полностью скорреспондированы. И этого объема как финансирования, так и провозной способности хватит для реализации всех этих проектов на полуострове Тамань. Что касается дальнейшего периода, то, конечно, в рамках бюджетного планирования за пределами 2020 года нам придется предусматривать средства на развитие в первую очередь железнодорожных подходов в целом к Краснодарскому краю. И это будет касаться всех трех проектов», – заявил Максим Соколов.
О планах РЖД по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Юга России рассказал президент компании Владимир Якунин.
Он, в частности, сообщил, что в 2012 году в направлении азово–черноморских портов компанией перевезено 62,4 млн тонн грузов; рост к предыдущему периоду – 11%. То есть тенденция увеличения грузопотока, безусловно, присутствует.
«Мы предполагаем, что к 2020 году в направлении Тамани произойдет увеличение объема грузов минимум в два раза, – заявил глава РЖД. – При этом общий объем грузов, перевозимых в направлении порта Тамань, достигнет 65 млн тонн. С этой цифрой мы согласны, и эта цифра является согласованной с Минтрансом. В любом случае, и это опять–таки наша согласованная позиция, мы исходим из того, что для развития портовой инфраструктуры в этом регионе абсолютно необходима синхронизация развития инфраструктуры. Речь идет прежде всего о необходимости модернизации и строительства двухпутных участков – от Котельниково до Тихорецкой с обходом Краснодара, потому что через Краснодар мы не провезем даже и более скромный объем грузов. Такие проработки у нас существуют. Мы исходим из того, что повышению эффективности работы порта Новороссийск в большей степени может содействовать строительство специального сухого порта на 9–м разъезде, на так называемом 9–м километре. Это позволит улучшить логистическую схему снабжения порта. Мы, безусловно, поддерживаем мнение министра о том, что развитие Новороссийска ограничено. И, честно говоря, может быть, здесь в большей степени стоит сосредоточиться на развитии как раз таманской морской инфраструктуры.
Для того чтобы провезти заявленные грузы, нам необходимо инвестировать в общей сложности 166 млрд рублей, причем это расчеты до 2020 года, опять–таки эта цифра согласованная. Из них 72 с небольшим млрд рублей присутствуют в долгосрочной инвестиционной программе ОАО «РЖД», а вот 88 млрд – это те деньги, которые должны прийти из ФЦП».
В завершение совещания глава государства сообщил, что планирует провести серию встреч и совещаний для обсуждения перспектив развития портов в других российских акваториях.
Юрий ПОЛИКАРПОВ
29.08.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.