На заседании Правительства Российской Федерации рассмотрен ход реализации Транспортной стратегии России на период до 2030 года.
Открывая заседание, Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что это основной документ, который определяет перспективы развития всего транспортного комплекса страны, включая автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские, речные перевозки и дорожное хозяйство.
Надо отметить, что Минтрансом подготовлена новая редакция документа. Ее актуализация связана с необходимостью уточнить ряд параметров и учесть изменения, которые происходят в мировой экономике и в нашей экономике тоже.
Вместе с тем цель стратегии остается прежней – сделать транспорт современным, доступным и безопасным, создать условия для улучшения транспортной мобильности наших граждан. Это важно и для развития экономики, и просто для того, чтобы жить было комфортно.
При этом премьер–министр подчеркнул, что сами планы развития транспортного комплекса должны быть увязаны с планами развития других отраслей – промышленности, сельского хозяйства, энергетики и, конечно, должны учитывать потребности регионов, включая формирование крупнейших городских агломераций.
С докладом о ходе реализации Транспортной стратегии выступил министр транспорта РФ Максим Соколов. Он представил результаты, достигнутые в ходе реализации стратегии, а также откорректированный проект этого основополагающего документа транспортной отрасли.
«Макроэкономические итоги деятельности транспортного комплекса за последние годы показали результативность мер государственной политики, – заявил министр. – Так, грузооборот транспортного комплекса вырос за последние 10 лет на 35%, достиг 2,7 трлн тонно–километров. Докризисный уровень 2008 года превышен почти на 4%, пассажирооборот превысил почти 530 млрд пассажиро–километров. Были достигнуты или превышены значения по целевым индикаторам стратегии, отражающим, в частности, густоту транспортной сети железных и автомобильных дорог, коэффициент авиационной подвижности, экспорт транспортных услуг, суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Россией, и по ряду других.
За время реализации стратегии построено и реконструировано 24 тыс. км автомобильных дорог федерального и регионального значения и отремонтировано около 140 тыс. км. Начато строительство дорог с использованием контрактов жизненного цикла, что очень важно для дорожной отрасли, была восстановлена и развивается система дорожных фондов.
На воздушном транспорте проведены работы по строительству и реконструкции взлетно–посадочных полос в 23 аэропортах. Построены новые терминальные комплексы во Владивостоке, Якутске, Казани, Москве и многих других городах. Были приняты меры государственной поддержки местных и региональных аэропортов, а также авиаперевозок между центром и регионами Дальнего Востока, Калининградом, которые дали значительные положительные результаты.
Объем перевалки груза через морские торговые порты России к 2012 году достиг уровня 567 млн т, что на 40% превысило максимальный объем перевалки грузов портами всего Советского Союза в 1989 году. Российские порты планомерно увеличивают долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85%, остальное оставив на долю стран Балтии и Украины. Сформирована соответствующая инфраструктура и открыто сквозное коммерческое судоходство по Северному морскому пути. На внутреннем водном транспорте особое внимание было уделено поддержанию работоспособности объектов инфраструктуры внутренних водных путей и безопасности условий судоходства. Проводились работы по увеличению протяженности водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, а также освещаемой и отражательной обстановкой. Покрытие водных путей электронными картами на начало 2013 года составило 44 тыс. км, что дало возможность широко применять на внутреннем водном транспорте технологии ГЛОНАСС. В целом обеспечено судоходство для завоза грузов в районы Крайнего Севера на общей протяженности почти 70 тыс. км.
На железнодорожном транс-
порте осуществлялось развитие инфраструктуры на основных направлениях грузовых и пассажирских перевозок, в том числе усиление подходов к крупнейшим портам России. Был завершен ряд крупных инфраструктурных объектов, среди которых реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск–на–Амуре – Совгавань и организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт–Петербург – Хельсинки. Заканчивается строительство линий Беркакит – Томмот – Якутск и Лосево – Каменногорск».
При этом Максим Соколов констатировал, что, несмотря на значительные успехи, транспортная система России в ее нынешнем состоянии не позволяет в полном объеме удовлетворить спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения. Основной причиной является то, что действующая редакция Транспортной стратегии базировалась на отличных от сегодняшнего дня индикаторах мировой конъюнктуры – направлениях основных грузопотоков, уровне потребительского спроса и ряде других основополагающих параметров. Ряд ключевых показателей Транспортной стратегии, параметров ее финансирования предусматривался еще в докризисный период. Обновленная стратегия разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально–экономического развития нашей страны на период до 2020 года и отвечает на основные вызовы, стоящие перед транспортной системой. Актуализация Транспортной стратегии проведена исходя из определения ориентиров социально–экономического развития, обновленных показателей планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов Российской Федерации, а также последствий вхождения России в ВТО и создания единого экономического пространства.
Министр подчеркнул, что в стратегии определены цели, индикаторы и задачи долгосрочного развития, инвестиционные и инновационные приоритеты, принципы и механизмы реализации государственной транспортной политики. Они структурированы в вертикально интегрированную системную модель, которая позволяет организовать эффективный мониторинг индикаторов и управление реализацией стратегии.
На верхнем уровне – миссия государства в сфере обеспечения функционирования и развития транспорта, а также стратегические приоритеты, далее – цели индикатора развития, затем – основные направления транспортной политики и задачи стратегии. На следующем уровне – общие обеспечивающие задачи и механизмы реализации стратегии, далее дается оценка финансовых ресурсов и основных результатов.
Максим Соколов доложил что в стратегии представлены два сценарных варианта развития транспортного комплекса на период до 2030 года – базовый и инновационный. При этом проектом стратегии определены безусловные приоритеты. Речь идет о том, что при любых сценариях необходимо создание условий для снижения транспортных издержек в экономике, должен быть удовлетворен спрос на грузовые перевозки, предъявляемый основными грузообразующими отраслями, должны быть выполнены требования, диктуемые членством России в ВТО и развитием единого экономического пространства, а также обеспечен соответствующий уровень транспортной безопасности.
Кроме того, необходимо
выйти на рост мобильности населения, исходя из транспортной связанности национальной территории и целей обеспечения потребностей рынка труда. Это означает необходимость к 2030 году как минимум удвоить показатель мобильности населения и выйти на уровень не менее 15 тыс. пассажиро–километров на одного человека в год. В этой связи предусматривается реализация прорывных, амбициозных проектов, таких как формирование в стране выделенной сети высокоскоростного пассажирского сообщения, существенное развитие региональных авиаперевозок.
Говоря о базовом, консервативном сценарии, министр отметил, что он составлен в соответствии с действующими программными документами, прежде всего Государственной программой «Развитие транспортной системы» и под определенные бюджетные ограничения. Он предполагает выбор узкого перечня лишь приоритетных направлений, обеспечивающих сдерживание первоочередных угроз для национальной экономики и социальной сферы. Инновационный же вариант предполагает ускоренное сбалансированное развитие транспортного комплекса страны. При этом транспорт рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, являясь мультипликатором роста отраслей промышленности и регионов.
Далее Максим Соколов остановился на ожидаемых результатах по каждой из основных целей. Первой из поставленных целей является формирование единого транспортного пространства. Определенное продвижение в данном направлении будет обеспечено во всех случаях, при этом выбор консервативного сценария означает, что решение многих актуальных задач модернизации будет отложено на более долгосрочную перспективу. Во–первых, это переход к полноценной сетевой структуре железных и автомобильных дорог и, соответственно, полицентрической модели пространственного развития страны. Во–вторых, формирование выделенной инфраструктуры скоростных железнодорожных линий (порядка 9 тыс. км) и высокоскоростных железнодорожных магистралей (порядка 4,5 тыс. км), которые не только позволят повысить мобильность населения, но и высвободят занятые сегодня резервы грузовых линий. В автодорожном комплексе будет соблюдаться разумный баланс между потенциалом дорожной сети и ростом автомобильного парка, прежде всего в крупных городах. Важнейшая инициатива – активизация использования внутренних водных путей. Помимо этого предполагается модернизация инфраструктуры морских портов с созданием так называемых эшелонированных портов, например на Таманском полуострове, в Усть–Луге, в Новороссийске и ряде других направлений. Все эти мероприятия позволят повысить коммерческие скорости доставки грузов железнодорожным транспортом на 30%, внутренним водным – на 60%, автомобильным – в 2 раза.
Вторая цель стратегии – обеспечение доступности и качества транспортно–логистических услуг в области грузовых перевозок. Министр отметил, что уже начата реализация таких значимых для развития промышленности проектов, как строительство новых портов Тамань и Сабетта, проектирование и строительство моста через реку Лена в Якутии, развитие железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока и северо–запада черноморского побережья и ряда других. В соответствии со стратегией планируется реализовать еще более масштабные проекты, такие как модернизация БАМа и Транссиба, строительство высокоскоростных магистралей и дальнейшее развитие Северного морского пути.
Третья цель – это обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. В новой редакции Транспортной стратегии впервые предусмотрено регулирование вопросов, связанных с функционированием и развитием городских агломераций. В обоих сценариях будет смягчена острота транспортных проблем крупнейших городских агломераций Московского, Санкт–Петербургского, Казанского, Екатеринбургского и других транспортных узлов.
Предусмотрено принципиальное увеличение территориальной связанности страны, значительно повысится транспортная доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Широкомасштабное внедрение и использование спутниковых технологий
ГЛОНАСС обеспечит качество навигационно–информационного обеспечения транспортного комплекса. И, наконец, интеллектуальные транспортные системы будут способствовать эффективному использованию ресурсов.
Следующая цель – повышение уровня безопасности транспортной системы. Безопасность является безусловным приоритетом, и в этой связи продвижение по обоим сценариям не будет иметь каких–либо кардинальных отличий. Предусматриваются создание комплексной системы управления безопасности на транспорте и дальнейшее развитие системы контроля и надзора.
И, наконец, шестая цель – снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду. Планируется, что по видам транспорта сокращение удельных выбросов составит от 24 до 53%.
В обсуждении документа принял участие член Экспертного совета, председатель президиума некоммерческого партнерства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Сергей Мальцев. Он отметил, что проект обновленной Транспортной стратегии является масштабным документом, определяющим долгосрочные цели развития транспортной системы России и задачи, решения которых направлены на достижение указанных целей. При этом важно, что стратегия базируется на объективной текущей оценке и перспективных проблемах транспортной отрасли. Эффекты от реализации мероприятий мы видим и для населения, и для бизнеса, и для транспорта, и, соответственно, в целом для государства. Важно, что проект предусматривает разные сценарные варианты развития в зависимости от развития макроэкономической ситуации. Сергей Мальцев сообщил, что проект всесторонне рассмотрен и проанализирован Экспертным советом при Правительстве РФ на форсайт–сессии Открытого правительства. В целом, по мнению экспертного сообщества, проект заслуживает поддержки.
Вместе с тем эксперт высказал ряд рекомендаций, на которые, по его мнению, необходимо обратить внимание при доработке и реализации стратегии.
Первое. Следует обеспечить синхронизацию и модернизацию существующей транспортной инфраструктуры и ввод в эксплуатацию новой на основе формирования среднесрочных и долгосрочных межотраслевых балансов.
Второе. Стратегия должна содержать более четкие приоритеты в направлении формирования и развития системы платных автомобильных дорог, так как мероприятие предусмотрено только в разрезе развития крупных транспортных узлов и логистических центров.
Третье. Требуют дополнения мероприятия по развитию кадрового потенциала на отдельных видах транспорта. Так, оставлен без внимания ряд вопросов развития системы обучения летного персонала, где необходима увязка разработки программ обучения с реальными потребностями отрасли в кадрах.
Четвертое. При совершенно правильной постановке задачи по внедрению на транспорте инновационной техники и технологий проект не содержит четкой программы мероприятий, направленных на создание стимулов, прежде всего экономических.
Пятое. Стратегия должна предусматривать более масштабное использование потенциала частных инвесторов при реализации мероприятий, связанных с обновлением основных фондов.
И последнее. Необходимо рассмотреть возможность переноса начала реализации основных мероприятий стратегии на более ранний период. В представленном проекте решение основных стратегических задач предусматривается в период 2020–2030 годов, то есть 76% всех инвестиций приходится на этот период. Отыграть упущенные рыночные позиции в будущем может стоить значительно дороже. «В целом Экспертный совет просит поддержать документ, по возможности с учетом высказанных рекомендаций», – сделал вывод Сергей Мальцев.
Свои соображения по проекту высказали члены правительства, в целом поддержав представленный документ.
Подготовил Юрий ПАВЛОВ
05.09.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.