Современный учебно-тренажерный комплекс функционирует в МГАВТе.
В Московской государственной академии водного транспорта используют новейшие технические средства обучения, активно внедряют инновационные технологии в образовательный процесс. Широкое использование специализированных тренажеров позволяет студентам плавательных специальностей полностью погружаться в имитируемую реальность, совершенствовать навыки работы на судах, доводить до автоматизма действия в штатных и аварийных ситуациях.
С нынешнего года в МГАВТе функционирует новый учебно–тренажерный комплекс «Транспортная безопасность».
Здесь отрабатываются действия экипажа в чрезвычайных ситуациях на море: будь то захват судна пиратами или попытка проноса на борт взрывчатых и психотропных веществ. На специальных стендах обучаемые изучают муляжи реального оборудования: системы охранно–пожарной сигнализации, контроля и управления доступом, мониторинга и видеонаблюдения. Компьютерный класс оборудован по последнему слову техники. Программно–аппаратный комплекс учебного класса предназначен для использования в качестве учебно–методического обеспечения при подготовке должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности объектов инфраструктуры водного транспорта.
Комплексный тренажер интегрированного навигационного мостика и судовой энергетической установки факультета судовождения и эксплуатации флота оснащен современным оборудованием. Корреспондент «ТР» убедился в том, что моделировать на навигационном тренажере по маневрированию и управлению судном можно практически любые ситуации: задавать различные характеристики и параметры судов (вплоть до танкера), время суток и погодные условия. Реалистичность создает не только круговая визуализация изображения, но и имитация звуков – свист ветра и шум работающего двигателя. Тренажер включает три командных мостика, оборудованных такими же средствами управления, какие устанавливаются сейчас на современных судах.
По словам заведующего кафедрой управления судном и технических средств судовождения Виктора Дубовицкого, на этом тренажере ведется подготовка старшекурсников,
обучающихся по системе дополнительного высшего образования на вахтенных помощников капитана, старших помощников и капитанов судов. На практических занятиях студенты учатся выполнять швартовку и отшвартовку, маневрирование и управление судном при выполнении различных судовых операций, в том числе буксировку судов, ставить и сниматься с якоря, расходиться и совершать обгон, планировать и осуществлять рейсы в различных морях и на внутренних водных путях. Судовое оборудование и программно–аппаратные комплексы позволяют имитировать в том числе и критические ситуации, связанные с возникновением различных неисправностей оборудования и ошибок судового персонала. Преимущество же заключается в том, что обучать экипаж способам предотвращения аварийных ситуаций можно без риска фактического аварийного повреждения судна и угрозы безопасности людей.
В учебно–тренажерном центре по использованию электронно–картографических, навигационно–информационных систем (ЭКНИС) учатся управлять различными типами судов, работать с навигационными картами, определять местоположение судна в различных условиях плавания. На занятиях старшекурсники разбирают и недостатки различных систем электронной картографии, например, смещение геодезической основы карты от данных приема сигнала GPS. Как отмечает начальник УТЦ «ЭКНИС», доцент кафедры судовождения Михаил Бурханов, современные системы, которыми оборудованы многие суда, являются в работе хоть и большим подспорьем, но никогда полностью не заменят профессионального мастерства опытного судоводителя.
По словам декана факультета судовождения и эксплуатации флота МГАВТа Алексея Бойкова, для получения рабочего диплома и возможности работать на судах после окончания учебного заведения в командных должностях выпускник должен иметь 12 месяцев плавценза. Такая продолжительность практики составляет одну треть всего периода обучения по программам среднего профессионального образования. Изучив на занятиях навигацию, лоцию, гидрометеорологическое обеспечение, электронную картографию, радионавигационные приборы и системы, студенты закрепляют полученные знания на практике на судах смешанного (река–море) плавания.
В состав лабораторно–тренажерной базы факультета судовождения и эксплуатации флота также входят: гироскопические курсоуказатели, спутниковый компас, различные типы лагов и эхолотов, радиолокационные станции, современные средства телекоммуникации и связи, специальный класс навигационной прокладки «Вектор» и многое другое. Береговой учебно–тренажерный центр МГАВТа соответствует требованиям, установленным главами V и VI Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ 1978 года) с поправками по организации и проведению тренажерной подготовки членов экипажей морских судов в отношении функций, относящихся к чрезвычайным ситуациям, медицинскому уходу, выживанию на море и охране судов.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
24.10.2013