На заседании Правительства Российской Федерации рассмотрены проекты инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на 2014–2016 годы.
Во вступительном слове Дмитрий Медведев отметил, что объем инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2014–2016 годы составляет 1,2 трлн рублей. «Средства немаленькие, но и задачи в этой сфере, конечно, очень масштабные», – заметил премьер–министр. Поэтому часть финансирования этой инвестиционной программы государство, по сути, берет на себя. Несмотря на жесткий трехлетний бюджет, Российским железным дорогам выделяется более 300 млрд рублей инвестиций. Конечная цель – снять инфраструктурные ограничения, которые сегодня существуют и которые тормозят экономический рост.
Пропускной способности железных дорог явно недостаточно ни для развития ряда территорий, ни для освоения новых месторождений, ни для полноценной загрузки морских портов, ни для успешных действий на внешних рынках, подчеркнул Дмитрий Медведев.
Почти две трети инвестресурсов ОАО «РЖД» в ближайшие годы будет направлено на реконструкцию и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке. Как ожидается, реализация проектов по развитию Восточного полигона позволит увеличить общий грузопоток по этому направлению более чем на 50 млн т ежегодно к 2018 году. По мнению Дмитрия Медведева, это хорошая основа для создания новых производств и рабочих мест, кроме того, реальная заявка на участие в обслуживании трансконтинентального товаропотока Европа – Азия.
Финансовые показатели непростые. Премьер–министр отметил, что структура доходов и расходов должна быть еще раз внимательно проанализирована с учетом замедления темпов экономического роста. Такая работа была проведена, когда верстался федеральный бюджет. Теперь этим должны заняться и компании с государственным участием. Существенные шаги в этом направлении сделаны, отметил премьер–министр.
По итогам текущего года, сообщил Дмитрий Медведев, сокращение расходов составит более 90 млрд рублей, а в будущем году планируется сэкономить еще порядка 80 млрд рублей. Но в любом случае всегда есть резервы для оптимизации, надо этим последовательно заниматься. Имеются в виду и увеличение выручки, и последовательное снижение издержек. Оптимизация расходов также должна быть направлена на улучшение качественных показателей, на отказ от непрофильных активов, на сокращение административных расходов при понимании того, что безопасность людей – это то, на чем экономить нельзя и что должно быть в приоритете работы компании.
С докладом о проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на 2014–2016 годы выступил министр транспорта РФ Максим Соколов. Но прежде чем доложить о показателях 2014–2016 годов, министр кратко остановился на предварительных итогах 2013 года как основе для дальнейшего планирования.
В текущем году изменение макроэкономической ситуации, выразившееся в существенном замедлении промышленного производства, повлекло сокращение объемов перевозок грузов и составляет на данный момент примерно 3,1%. При этом в большей мере снизились перевозки грузов третьего, самого доходного для РЖД, класса, что, в свою очередь, негативно сказалось на финансовых результатах компании. В целях нивелирования влияния данного фактора на итоговые финансовые результаты в 2013 году была реализована программа по дополнительному сокращению расходов. Общее снижение расходов в этом году, констатировал министр, составило порядка 100 млрд рублей, и, таким образом, расходная часть бюджета 2013 года как база для построения прогноза на 2014 год была уже существенным образом оптимизирована.
С учетом принятого решения о переносе с 2014 года на 2015–й индексации грузовых железнодорожных тарифов перед компанией в 2014 году поставлены новые задачи по обеспечению в этих условиях бесперебойной работы железных дорог, недопущению снижения рейтинговых показателей, а также обеспечению физических объемов инвестиционной программы. В соответствии с ранее утвержденным прогнозом Минэкономразвития базовый сценарий на 2014 год предусматривал рост промышленного производства на 2,2%, но с учетом обновленного, пока не утвержденного Правительством РФ прогноза, погрузка на 2014 год прогнозируется в объеме 1 млрд 240 млн т. Если говорить в относительных цифрах, то прирост к оценке 2013 года составляет 0,4%. Помимо общих макроэкономических показателей на финансовый результат, по мнению министра, будут также влиять отмена льгот по налогу на имущество, рост тарифов на электроэнергию для всех потребителей, кроме населения, и ряд других параметров.
Для обеспечения финансовой сбалансированности в 2014 году акционерным обществом «РЖД» разработаны дополнительные меры по сокращению расходов на сумму почти 85 млрд рублей, эта оптимизация учтена в проекте финансового плана. Основными параметрами здесь являются сокращение программы капитального ремонта путевого хозяйства на 36 млрд рублей, исключение фактора роста материальной затратности, снижение цен на закупаемую продукцию к уровню 2013 года в целом почти на 26 млрд рублей, оптимизация численности работников в абсолютных цифрах – порядка 30 тыс. человек и ряд других параметров.
При заданных параметрах финплана в 2014 году будет отремонтировано более 5 тыс. км железнодорожных путей, в том числе усиленными видами реконструкции и ремонта – 4 тыс. км. Принятое Правительством РФ решение о направлении в 2014 году ассигнований, ранее предусмотренных на взнос в уставный капитал РЖД, на развитие Восточного полигона в размере 26 млрд рублей в виде субсидий на выполнение работ по капитальному ремонту позволит стабилизировать финансовое положение компании уже в этом году.
При снижении плановых заданий по капремонту пути в 2014 году по сравнению с 2013 годом возобновится прирост протяженности участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем, и по состоянию к 1 января 2015 года количество таких километров увеличится до 17%, то есть эти расходы фактически являются отложенными. Их необходимо будет в последующем периоде компенсировать и обеспечить ремонт в полном объеме.
В целом финплан, считает Максим Соколов, достаточно сбалансирован, обеспечивает безубыточный результат деятельности компании в 2014 году и выход на расчетную чистую прибыль на уровне 100 млн рублей. Однако, отметил министр, этот результат достигнут с определенными допущениями, в том числе необходимо дополнительно проработать вопрос по доходу в 16 млрд рублей в отношении индексации тарифов либо на порожний пробег вагонов, либо на перевозку нефтеналивных грузов.
Переходя к инвестиционной программе ОАО «РЖД», министр сообщил, что общий объем средств, предусмотренный проектом инвестиционной программы в 1,2 трлн рублей, по годам распределяется так: на 2014 год – 395,6 млрд, на 2015–й – 415,2, на 2016–й – 438,4.
Источниками инвестиционной программы в 2013 году являются амортизация, займы, прибыль, продажа акций дочерних зависимых организаций и взносы в уставный капитал ОАО «РЖД». В среднесрочной перспективе компания планирует направить инвестиции прежде всего на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Президента России и Правительства РФ. И самым масштабным из них является проект по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Общая стоимость проекта оценивается в 562 млрд рублей, из которых 260 млрд предполагается профинансировать за счет средств государственной поддержки, и при этом объем инвестиций необходимо будет подтвердить по итогам технологического и ценового аудита.
К числу других важных проектов, финансируемых за счет государственной поддержки, отметил министр, относятся мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, что также будет способствовать повышению пропускной способности и в целом стабильной работе транспортной системы в Москве и пригороде. Здесь же можно говорить о проектах по развитию участка Междуреченск – Тайшет, который обеспечит дополнительный выход кузбасских и тувинских углей на Транссиб и далее в страны Азиатско–Тихоокеанского региона, и о комплексной реконструкции подходов к портам Азово–Черноморского бассейна. Всего на реализацию государственных проектов за счет средств господдержки, а также собственных и заемных средств компании за три года планируется направить 418 млрд рублей. При этом объем господдержки инвестпрограммы РЖД, включая средства Фонда национального благосостояния, а также средства, направляемые в уставный капитал компании в рамках текущего бюджетного цикла, составит порядка 352 млрд рублей, в том числе это будут средства бюджета Москвы примерно в сумме 15,5 млрд рублей.
Другим важным направлением использования инвестиционных средств компании являются проекты, не предусматривающие масштабного нового строительства, но также направленные на снятие инфраструктурных ограничений железнодорожной сети. На их реализацию в ближайшую трехлетку предусмотрено 360 млрд рублей, в следующем году – 125,7 млрд. Данные средства будут направлены на комплексные проекты по увеличению пропускной способности железнодорожной сети, реконструкцию путей, строительство и реконструкцию искусственных сооружений. В целом в рамках инвестпрограммы за три года будет реконструировано более 9,3 тыс. км железнодорожных путей, 660 км контактной сети и порядка 245 км автоблокировки.
На обновление подвижного состава в 2014–2016 годах планируется направить также весьма существенные средства – 281,5 млрд рублей. Основная доля средств – 224,5 млрд – приходится на обновление тягового подвижного состава. Инвестиции, которые предусмотрены проектом предлагаемого инвестиционного бюджета, позволят закупить в ближайшие три года 1529 новых локомотивов. При этом будут закуплены локомотивы увеличенной производительности и повышенной энергоэффективности.
РЖД для реализации заявленного объема инвестпрограммы продолжат дальнейшее наращивание кредитного портфеля. В соответствии с прогнозом дефицит финансирования инвестпрограммы, покрываемый за счет размещения инфраструктурных облигаций и еврооблигаций компании, в следующем году составит порядка 124 млрд рублей. И здесь очень важным моментом является сохранение возможности выкупа в следующем году Внешэкономбанком инфраструктурных облигаций РЖД в объеме не менее 50 млрд рублей на ранее согласованных Правительством РФ условиях.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в своем выступлении отметил, что в компании работа по управлению и сокращению издержек поставлена на постоянную научную основу начиная с 2008 года, когда железнодорожники впервые столкнулись с кризисными явлениями и ввели антикризисное управление. По итогам 2011–2012 годов обеспечено снижение затрат на приобретение товаров, работ, услуг в расчете на единицу продукции не менее чем на 10% в год в реальном выражении, как это и было предписано. По результатам работы в 2013 году данное на три года задание также будет неукоснительно выполняться, заверил глава РЖД.
Он также сообщил, что еще в прошлом году в РЖД была самостоятельно разработана программа повышения внутренней эффективности, и в текущем году в условиях снижения объемов перевозок сокращение расходов первоначального плана составило 98,8 млрд рублей, или 7,9% от бюджета.
В целом компания, по мнению Владимира Якунина, смогла своевременно отреагировать на кризисные явления, выработать и реализовать соответствующие антикризисные меры и направить дополнительные средства на рост инвестиционной программы. После принятия Правительством РФ решения о заморозке тарифов в 2014 году для обеспечения безубыточности деятельности правление компании было вынуждено принять дополнительные меры по дальнейшему сокращению издержек на 84,9 млрд рублей и увеличению, соответственно, доходных поступлений. Эту работу ОАО проведет, но в сопоставимых условиях без учета влияния расходов, зависящих от объема перевозок, изменений в законодательстве. Амортизация расходов ОАО «РЖД» по перевозочным видам деятельности в 2014 году запланирована со снижением к 2013 году на 1,1%.
Основными мерами по выходу компании на безубыточный уровень, считает Владимир Якунин, могут стать следующие. Прежде всего, это восстановление резервов по сомнительным долгам, в том числе за счет претензионной работы в отношении ФАЖТ за услуги инфраструктуры, оказанные пригородным пассажирским компаниям.
В соответствии с предложением Минтранса России учтена возможность индексации тарифов по нефтеналивным грузам по отдельным направлениям. Эффект от этого ожидается в 16 млрд рублей.
Третье – это государственная поддержка компании за счет направления средств федерального бюджета в сумме 26 млрд рублей в виде прямой субсидии ОАО «РЖД». При этом Владимир Якунин попросил Правительство РФ поддержать предложение Минтранса России о том, чтобы эти средства были в каком–то виде в принципе восстановлены.
Член Экспертного совета при Правительстве РФ Сергей Мальцев в своем выступлении отметил, что экспертное сообщество поддерживает рассматриваемые документы с учетом следующих рекомендаций.
Первое. Экспертный совет считает, что осуществление программы содержания пути должно являться приоритетом. Данную программу необходимо выполнить в полном и первоначально запланированном объеме. В этих целях рекомендуется поддержать выделение ОАО «РЖД» в 2014 году субсидии на ремонт инфраструктуры из средств федерального бюджета в размере 26 млрд рублей.
Второе. Необходимо оптимизировать инвестиционную программу и финансовый план частными инвестициями в отрасль. В частности, обновление парка магистральных локомотивов на железнодорожном транспорте может происходить как за счет РЖД, так и за счет частных инвестиций. Также, по мнению экспертов, следует обратить внимание на привлечение частных инвестиций в объекты железнодорожной инфраструктуры, возвратность которых должна обеспечиваться стимулирующими тарифами.
Третьим направлением по оптимизации финплана и инвестпрограммы должно стать повышение эффективности работы с дочерними обществами. Все виды бизнеса, находящиеся в ДЗО, должны сохраняться только при условии высокой доходности, в противном случае – подлежать продаже.
Комментируя выступления участников заседания, прозвучавшие в ходе заседания, Дмитрий Медведев отметил, что для того, чтобы сбалансировать ситуацию, оптимизировать доходы, провести работу с издержками, необходима поддержка со стороны Правительства РФ, а также со стороны экспертного сообщества.
Премьер–министр поддержал мнение о том, что необходимо продолжать работу и по формированию долгосрочного тарифа, и по повышению эффективности работы с дочерними обществами, и по некоторым другим направлениям.
По завершении заседания министр транспорта РФ Максим Соколов и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин ответили на вопросы журналистов. В частности, Максим Соколов отметил, что в бюджете есть цифры и параметры, которые касаются поддержки перевозок в дальнем сообщении по плацкарту и общим вагонам.
Что касается высокоскоростных магистралей, в соответствии с решениями Президента РФ и утвержденным планом–графиком РЖД и ОАО «Скоростные магистрали» реализуют все мероприятия в части разработки технико–экономических обоснований, связанных с ВСМ. Активно ведется работа с регионами. Единственный вопрос, который на сегодняшний момент отложен, – это вопрос финансирования за счет дефицита не столько средств ФНБ, которое в принципе было предусмотрено в размере 150 млрд рублей, сколько дополнительных источников со стороны государства.
Отвечая на вопрос о том, чего ждать тем, кто предпочитает пользоваться железнодорожным транспортом, Владимир Якунин заявил, что компании есть что показать, если говорить о реализации госзаказа, государственной политики в области железнодорожного транспорта». Мы обещали, что выполним инфраструктурные проекты по Сочи, – мы их выполнили», – сказал глава ОАО «РЖД». И добавил, что также компания сдержала обещание развивать отечественное транспортное машиностроение, закупать тяговые ресурсы, а не заказывать их за рубежом. Компания ставила вопрос о повышении емкости пассажирских вагонов, и вот запущено производство двухэтажных вагонов на Тверском вагоностроительном заводе. Наконец, построен самый современный вокзал в Европе – в Сочи.
Один из важных проектов, имеющий серьезную бюджетную поддержку, – проект развития пассажирского железнодорожного сообщения в Московском транспортном узле, дополнил Максим Соколов. По оптимистичным оценкам, он будет обслуживать ежегодно 600–700 млн пассажиров.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
21.11.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.