Очевидцы рассказывают, что в конце августа – начале сентября текущего года многие территории Хабаровского края, Амурской области, ЕАО с вертолета представляли собой до горизонта залитые водой пространства. В зоне затопления оказались населенные пункты, сельхозугодья, линии электропередачи, транспортные коммуникации. По вышедшим из берегов рекам то и дело проплывали деревянные заборы, домашняя утварь. Кое–где в полузатопленных сараях подавала голос голодная скотина.
Представьте состояние жителей, которые в спешке покинули уходящие под воду жилые дома или вдруг оказались в отрезанном от Большой земли паводковыми водами поселке: без света, топлива, запаса продуктов питания и медицинской помощи. Среди тех, кто оперативно пришел им на помощь, были спасатели, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и, конечно, дорожники.
Первый удар – по «Колыме»
О слаженных действиях работников МЧС в прессе в последние месяцы сказано немало добрых слов. Однако не менее организованно и самоотверженно действовали в период наводнения на Дальнем Востоке работники дорожной отрасли. Конечно, в первую очередь они спешили восстановить движение автотранспорта по размытым дорогам, разрушенным мостам. Ведь на многие территории, оказавшиеся в зоне ЧС, в этот период осуществлялся северный завоз топлива и продовольствия. Не сделай они это своевременно, пришлось бы потом многотонные грузы забрасывать в отрезанные регионы с помощью авиации. Литр бензина или солярки тогда бы стал поистине золотым. Допустить этого было нельзя.
Работников дорожно–эксплуатационных предприятий, занимающихся обслуживанием федеральных дорог в регионах ДФО и, как правило, живущих в притрассовских поселках, убеждать в этом не пришлось…
Чувство локтя помогло дорожникам выстоять в чрезвычайной ситуации. Они не только в рекордные сроки восстанавливали дороги и мосты, но и в критических ситуациях помогали местным властям эвакуировать жителей из затапливаемых домов, как случилось в Усть–Нере и некоторых других отдаленных поселках.
Первыми приняли на себя удар стихии дорожные организации республики Саха (Якутия). Подверглись подтоплению и размывам региональные, муниципальные дороги в 16 районах, значительный водный удар пришелся на федеральную автодорогу Р–504 «Колыма». Проливные дожди на территории Якутии продолжались с небольшими перерывами с мая по август, климатическая норма осадков была превышена до 8 раз. Ситуация требовала принятия экстраординарных мер. 2 августа приказом руководителя Росавтодора Романа Старовойта был образован оперативный штаб по ликвидации последствий ЧС, который возглавил нынешний заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов.
Росавтодору нужен был оперативный детальный мониторинг того, что происходит на трассе «Колыма» Якутск – Магадан. Это давало возможность незамедлительно принимать решения: какие технические, материальные и людские ресурсы нужно перебросить в данный момент на тот участок, где события развиваются наиболее стремительно. В район паводка срочно вылетел заместитель руководителя оперативного штаба Андрей Чернигов. В течение двух недель он находился в зоне проливных дождей, совместно с начальником Упрдора «Колыма» Виктором Игнатьевым, представителями администрации Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований принимая меры для восстановления проезда по федеральной дороге.
Водные потоки, обрушившиеся на междуречье Лены и Алдана, подтопили федеральную трассу во многих местах на протяжении почти 300 км. Круглосуточно в аварийном режиме работал на восстановлении дороги и искусственных сооружений коллектив ОАО «Таттаавтодор» под руководством Ивана Бочонина. Было задействовано до 40 единиц дорожной техники. Им навстречу с 23 единицами техники упорно двигались, восстанавливая проезд, дорожники ОАО «ДЭП № 135» Томпонского района во главе с Сергеем Валеевым. Все сработали профессионально.
Работы велись круглосуточно
На участке автодороги «Колыма» в Оймяконском районе (802–1197 км), обслуживаемом ОАО «ДЭП № 132», восстановительные работы велись, как и везде, круглосуточно. В течение месяца люди буквально жили на трассе и спали по 4–5 часов. Руководителем дорожно–эксплуатационного предприятия Андреем Бондаренко на ликвидацию последствий ЧС была брошена вся имеющаяся техника: 7 грейдеров, 3 погрузчика, 4 самосвала, 3 бульдозера, 2 трактора, 3 вахтовых «Урала», трал, каток. Тяжелой техникой помогло ООО «Янтарь».
По оценке специалистов ДЭП № 132, паводковыми водами смыло 49 тыс. кубометров земляного полотна с покрытием, пострадали 12 мостов. На 1046 км трассы река Нера смыла прижимный участок дороги протяженностью более 270 метров. Совместными усилиями ДЭП
№ 132 и ООО «Янтарь» участок был восстановлен в кратчайшие сроки. К концу сентября полностью восстановлен профиль по всему 372–километровому участку трассы, находящемуся в зоне ответственности дорожного предприятия, работы по отсыпке грунта завершены.
– В те горячие дни мы перебрасывали технику с одного участка на другой,– вспоминает Андрей Бондаренко.– Из–за множества размывов приходилось дробить коллектив на несколько бригад. Но дорогу мы удержали, проезд был обеспечен. На ручье Талалах, где велось строительство моста, смыло временный. Но так как строительной бригады во время ЧС не оказалось на месте, нам пришлось самим восстанавливать временную переправу. Кроме восстановительных работ на трассе, мы помогали жителям поселка Усть–Нера, отсыпали дамбу, защищавшую населенный пункт от затопления.
О мерах по защите Усть–Неры руководитель ДЭП рассказывает скупо, хотя в Росавтодоре известно, какую важную роль сыграли дорожники в эвакуации жителей, когда водные потоки отрезали им путь к спасению. Таких случаев, когда наряду со спасателями дорожники помогали местному населению переправиться в безопасное место, привозили продукты питания и топливо, буксировали застрявшие на трассе автомобили, было немало. Это тот самый житейский героизм, о проявлениях которого можно узнать только от самих людей, пострадавших от паводка. Те, кто выполнял свой служебный и гражданский долг, особо распространяться на этот счет не любят.
Аварийно–восстановительные работы на трассе «Колыма» велись в круглосуточном режиме. Дорожники часами мокли под проливным дождем, укладывая водопропускные трубы, восстанавливая мосты и насыпи земполотна, возводя дамбы близ населенных пунктов.
Доклады о ситуации на автодороге ежедневно поступали в оперативный штаб ФДА. И, несмотря на многочисленные размывы полотна дороги, серьезных перерывов в движении на этом направлении не было. Правда, под небывалым натиском паводковых вод на некоторых участках водопропускные трубы были смыты течением. Так, на 455 км автодороги, между Хандыгой и Теплым Ключом, труба не справилась с пропуском воды, и земполотно было размыто. Напор был такой силы, что железобетонные кольца оторвались и были снесены течением на полкилометра.
Уровень воды снижался медленно: на 3–5 см за сутки. Для скорейшего пропуска скапливавшегося автотранспорта руководитель упрдора Виктор Игнатьев оперативно принял решение о засыпке размыва земполотна негабаритными и крупнообломочными скальными породами. Когда засыпали размыв, движение автомобилей пошло по одной полосе и больше не прерывалось. В дальнейшем был устроен объезд. Росавтодором принято решение о строительстве в этом месте моста. Окончание проектных работ и начало его строительства планируются в следующем году.
В схватке с Амуром
Как оказалось, подтопление автодорог на северо–востоке России было только началом масштабного разгула стихии. Не прекращавшиеся дожди в Центральной и Южной Якутии привели к накоплению влаги в верховьях горных хребтов, оттуда вода устремилась в бассейны рек Зея и Бурея. Метеорологи стали предупреждать о грядущем наводнении в Хабаровском крае, Амурской области. К тому времени сфера деятельности оперативного штаба Росавтодора была расширена. Когда дальнейшее развитие событий стало предсказуемым, специалисты ФДА начали предпринимать превентивные меры, чтобы не допустить перерывов в движении транспортных средств по федеральным дорогам в этих дальневосточных регионах.
Особое внимание специалисты ФДА уделили федеральной автодороге М–58 «Амур» Чита – Хабаровск. В местах, где были зафиксированы размывы, провели работы по укреплению грунта. За 15–20 км до въезда в Хабаровск дорожники, не дожидаясь подъема воды, сначала отсыпали дамбы. А когда стало ясно, что этого недостаточно, подняли часть полотна дороги на метр, отсыпав сначала грунтом, а затем щебнем. Благодаря таким мерам удалось избежать перерывов в движении на этом участке. Своевременная отсыпка дамб на обочине подъездной дороги к Благовещенску также защитила откосы и дорожную одежду от подмыва.
Тем не менее от паводка пострадали десятки транспортных объектов, расположенных в зоне бедствия. По информации оперативного штаба на 31 августа текущего года, всего на территории Дальневосточного федерального округа были подтоплены 97 участков автодорог областного и местного значения и 75 мостов. В 14 районах Амурской области были подтоплены 30 участков автодорог местного значения общей протяженностью 101 км и 69 мостов. В результате отрезанным от Большой земли оказался 21 населенный пункт Приамурья. В их числе села Зейского, Серышевского, Свободненского, Константиновского и Благовещенского районов. Там были организованы маршруты объезда, о которых водителей информировали инспекторы ДПС, дежурившие на трассах.
В шести муниципальных районах Еврейской автономной области были подтоплены 62 участка автодорог местного значения общей протяженностью 99 км и 4 моста. В Хабаровском крае в результате подъема воды в реке Амур в семи муниципальных районах подтоплены 5 участков автодорог местного значения общей протяженностью 15 км и 2 моста. Повреждено полотно дороги протяженностью более километра в районе поселка Свечино Хабаровского района, под водой оказались многие участки автодороги Хабаровск – Комсомольск–на–Амуре.
Комплексный мониторинг
О том, как осуществлялась работа оперативного штаба ФДА, рассказал начальник управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Павел Ручьев. Во–первых, постоянные телефонные звонки, сбор текущей информации от оперативных дежурных, находившихся в регионах, в подведомственных учреждениях ФДА. Это позволяло отследить, как развиваются события на федеральной сети дорог. Но специалисты Росавтодора держали в поле зрения и территориальные, местные дороги.
Потом все большее распространение получила форма видеоконференций, которые проводил руководитель штаба Игорь Астахов. Их обязательными участниками стали представители подведомственных учреждений ФДА, субъектов РФ, крупных подрядных организаций. В дальнейшем видеоконференции поднялись на более высокий уровень, их проводили руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, а затем и заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров.
Важно было определить возможности субъектов РФ по восстановлению разрушенных участков региональных и муниципальных дорог, какими техническими, материальными и людскими ресурсами они располагают. Если этих ресурсов недостаточно, надо было привлечь силы из соседних регионов. То есть в процессе видеоконференций принимались организационные решения, пояснил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов. Что касается технических решений по восстановлению, защите того или иного дорожного объекта, – все они принимались специалистами Росавтодора на месте. Иначе и быть не могло.
Сам Игорь Астахов не раз вылетал в командировки в Дальневосточный регион. Проезжая в середине августа по трассе «Амур» до Биробиджана, пролетая над территорией ЕАО на вертолете, видел покинутые жителями полузатопленные дома, опустевшие школы и больницы. И потом – лица людей, раздавленных горем.
– Когда видишь все это, беда воспринимается острее, – говорит он. – И, естественно, как у любого человека, которому не чуждо сострадание, возникает желание быстрее помочь.
Рабочие группы
Для оценки ущерба, нанесенного автодорогам федерального, регионального и местного значения продолжительными ливневыми дождями в Амурской и Магаданской областях, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области, Республике Саха (Якутия), были сформированы рабочие группы, в состав которых вошли сотрудники центрального аппарата ФДА, его подведомственных учреждений, представители субъектов РФ.
Как рассказал Павел Ручьев, решение о создании рабочих групп принималось на уровне Минтранса России, Правительства РФ. Развитие событий в регионах, пострадавших от паводка, показало, что федеральная сеть благодаря сегодняшнему финансированию находится в лучшем состоянии, чем территориальная. Масштаб разрушений на субъектовых дорогах, острая нехватка средств на их восстановление поначалу повергли людей в регионах в растерянность.
В рабочие группы были включены должностные лица из числа руководства подведомственных учреждений ФДА, дислоцирующихся в разных частях страны. У многих за плечами большой опыт работы в отрасли, не раз им приходилось участвовать в ликвидации последствий ЧС в других регионах России. Они действительно могли помочь региональным дорожникам и советом, и делом. В состав рабочих групп также вошли представители ФКУ «Росдортехнология», подведомственного учреждения Росавтодора, занимающегося контролем качества, мониторингом выполнения дорожных работ.
Специалисты высокого уровня, вошедшие в состав шести рабочих групп (по числу субъектов РФ, пострадавших от паводка), вылетели в начале сентября в зону ЧС для того, чтобы, в первую очередь, помочь регионам ДФО в оценке ущерба, нанесенного автомобильным дорогам регионального и местного значения. Это давало возможность подсчитать, сколько средств понадобится для их восстановления, представить Правительству РФ общую сумму затрат и определить этапы восстановления.
Павлу Ручьеву было поручено возглавить рабочую группу, оценивавшую ущерб, нанесенный дорогам в Хабаровском крае. Он выезжал на Дальний Восток в сентябре, когда борьба со стихией достигла апогея. Убедился лично, проехав по трассе от Благовещенска до Хабаровска, насколько сложная там ситуация на территориальных и местных дорогах. Под водой также оказался довольно протяженный участок трассы Хабаровск – Комсомольск–на–Амуре. В некоторых местах на участке федеральной дороги «Восток» (27–29 км) уровень воды над проезжей частью достигал трех метров.
Сопряжение усилий
На восстановление транспортных коммуникаций были брошены силы региональных подрядных организаций. У каждой из них были свои планы по строительству и ремонту дорожных объектов, и паводок на довольно продолжительное время внес коррективы в их работу. Пришлось передислоцировать технику к местам разрушений, восстанавливать поврежденные опоры мостов, участки дорог. Все это не лучшим образом сказалось на сроках сдачи некоторых дорожных объектов, ввод которых был сорван.
Находившиеся в зоне паводка специалисты подведомственных учреждений Росавтодора оперативно выезжали на участки, где ситуация становилась критической. На месте принималось инженерное решение: то ли грунт там надо подсыпать, то ли уложить новую трубу большего диаметра, то ли оперативно устроить объезд поврежденного моста. В свою очередь, мобильные бригады дорожников дежурили в тех местах, где прибывала вода. Это помогало отследить моменты, когда ее потоки начинали размывать водопропускные сооружения, конусы мостов или само основание дороги. Вовремя замеченная опасность давала возможность оперативно выполнить защитные мероприятия.
Дорожные организации тесно контактировали с сотрудниками МЧС, ГИБДД, представителями региональных и местных властей, военнослужащими. Оно и понятно: восстановление проезда по дорогам было нередко сопряжено с доставкой продуктов питания, топлива застрявшим на трассах водителям и пассажирам, эвакуацией транспортных средств, организацией объезда затопленных участков. Насколько слаженным было взаимодействие разных ведомств и служб, можно судить по тому, что, несмотря на масштабы беды, за весь период разгула стихии не было зафиксировано ни одного случая гибели людей. Даже в самых сложных ситуациях жители затопленных населенных пунктов не остались один на один со стихией.
Заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов привел один из примеров такого взаимодействия. На подъезде к Благовещенску дорожные организации отсыпали на обочинах дороги защитные дамбы. Грунт заканчивался, а объем работ был еще большой. И тогда дорожники обратились к представителям МЧС. Те выделили им объемные, длиной в несколько десятков метров, водоналивные приспособления. Уложенные вдоль дороги на подступах к Благовещенску и наполненные водой, эти емкости наряду с земляной насыпью выполнили роль защитных сооружений. Это в решительный момент спасло трассу от размывов.
Беда сплачивает людей. В критических ситуациях проявляются их лучшие качества. Были случаи, когда целые производственные коллективы спешили на выручку соседям. Некоторые компании направляли в «горячие точки» свою технику – в безвозмездную аренду. В Амурской области, ЕАО, Хабаровском крае, Якутии под честное слово, без заключения договоров выделялись на восстановление транспортной инфраструктуры, отсыпку защитных дамб запасенные впрок инертные материалы. Между тем ситуация со стройматериалами в Хабаровском крае и ряде других регионов была сложная. Многие карьеры были подтоплены. Нередко щебень и скальные породы для отсыпки дамб приходилось подвозить издалека. Поэтому затраты на доставку материалов к местам ЧС, как говорится, влетели в копеечку. И лишь спустя время, когда в пострадавшие регионы ДФО был направлен первый транш финансовых средств из Резервного фонда Правительства РФ (около 1 млрд рублей), субъекты РФ начали компенсировать эти издержки компаниям, принявшим участие в ликвидации последствий ЧС.
Размеры ущерба
Общие размеры ущерба, нанесенного стихией дорогам федерального, территориального и муниципального значения, в каждом регионе ДФО определяла рабочая группа Росавтодора. Это давало возможность подсчитать, сколько средств понадобится не только для восстановления автомобильного сообщения по всем дорогам, пострадавшим от навод-
нения, но и для их дальнейшего ремонта и реконструкции. Последней завершила свою работу рабочая группа в Хабаровском крае, поскольку большая вода спала там лишь в ноябре. Так вот, выводы комиссий такие: для восстановления федеральной, региональной и муниципальной сети дорог в ДФО потребуется в общей сложности более 30 млрд рублей.
По словам Павла Ручьева, работы по восстановлению автомобильных дорог разделены на три этапа. Первый этап включает аварийно–восстановительные работы на участках дорог, подвергшихся разрушению, обеспечение проезда автотранспорта по ним. Крайне важно было до наступления морозов отвести воду от земляного полотна, расчистить кюветы, водопропускные трубы, укрепить водотоки. Второй этап – восстановление дорог до того состояния, в котором они были перед паводком. В ряде регионов ДФО завершение ремонтных работ на некоторых дорожных объектах планируется в 2014 году. По подсчетам специалистов, затраты 1 и 2 этапов составят около 5–5,5 млрд рублей. На этапе реконструкции и капитального ремонта (это долгосрочная программа, выполнение которой будет рассчитано на несколько лет) затраты могут составить около 25 млрд рублей.
Почему необходим третий этап? Вопрос риторический. Если в разгар навод-
нения паводком снесло деревянный мост, не рассчитанный на современные нагрузки, какой смысл его восстанавливать? Значит, вместо деревянного нужно строить бетонный мост, поясняет Игорь Астахов. Один раз капитально сделать, чтобы потом десятки лет к этому объекту не возвращаться. Другой пример такого порядка – по трассе «Колыма». На некотором протяжении она идет вдоль реки, и когда там поднялась вода, дорогу стало размывать. Вывод специалистов такой: при восстановлении этого участка трассу надо пробивать чуть в стороне от реки. А это – тоже дополнительные затраты, без которых никак не обойтись.
– Какие уроки можно извлечь из паводковой ситуации на Дальнем Востоке?– задал я вопрос Игорю Астахову в конце нашей беседы.
– Конечно, с природой спорить сложно, но можно, – ответил он. – В этом году мы были свидетелями того, какие огромные объемы воды пришлось пропускать искусственным сооружениям на дорогах, где бушевала стихия. К сожалению, не везде это закончилось благополучно. До недавних пор дождей летом на территории Якутии выпадало мало, было солнечно и сухо. Именно на такие условия была рассчитана инфраструктура федеральной дороги «Колыма». Теперь же при проектировании искусственных сооружений в этом регионе мы будем учитывать уроки минувшего лета, предусматривая большие отверстия водопропускных труб и пролеты мостов. Чтобы впредь никаких препятствий для потоков воды не возникало. Это позволит сберечь от разрушения и затопления многие дорожные объекты.
Специалисты Росавтодора продолжают анализировать ситуацию в регионах Дальнего Востока. Большая вода в низовьях Амура отступила только перед самыми холодами. Полностью просушить переувлажненные слои дорожных конструкций удалось не везде. Поэтому можно прогнозировать, что весной–летом 2014 года на таких участках дорог возможно образование трещин, просадок. Усугубить ситуацию может и морозное пучение в зимний период, связанное с замерзанием влаги в дорожных насыпях. Так что оценить масштабы повреждений на территориальных и местных дорогах из–за переувлажнения земполотна можно будет только после их обследования и диагностики в следующем году.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
28.11.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.