Почему льготников
катают частники?
Дорогая редакция! Обращаюсь к вам от лица жителей столицы Республики Марий Эл – Йошкар–Олы. Последние несколько лет в нашем городе наблюдается заметное снижение качества услуг социального общественного транспорта, в частности, городских пассажирских перевозок по госзаказу.
Единственный автобусный парк Йошкар–Олы в течение последних шести лет дважды подвергался процедуре банкротства. С 2007 по 2013 год выход на линию социальных автобусов сократился почти в четыре раза. Сейчас они работают с перебоями, значительная часть подвижного состава простаивает в парке в ожидании дорогостоящих запчастей, которые не приобретаются в связи с тяжелым финансовым положением перевозчика. За 2012 год убыток предприятия составил 55 млн рублей. Весной–летом 2013 года автобусы выходили на линию только благодаря тому, что выручка от продажи билетов полностью использовалась на приобретение топлива. При этом численность работников предприятия резко сократилась: если на 1 января 2012 года она составляла 960 человек, то на 1 мая 2013 года – всего 625.
В минувший период нередко на маршруты выходили лишь 15–20 автобусов в часы пик (и это на город с населением 260 тысяч человек!). В Йошкар–Оле транспортного коллапса удалось избежать благодаря исправной работе троллейбусов: основная масса пассажиров передвигалась по городу именно на них.
Широкий общественный резонанс среди горожан вызвало отключение электроэнергии для МП «Троллейбусный транспорт» в связи с образовавшейся задолженностью в 18 млн рублей. Марийская энергосбытовая компания – инициатор отключения – считает долг с учетом аванса. Поэтому, когда предприятие имеет долг в 11 млн за фактически потребленную энергию, поставщик требует 18 млн – в том числе за еще не потребленное электричество. С 3 по 6 декабря с 11–30 до 14 часов обесточивался наиболее загруженный мост города – Центральный. Поэтому многие маршруты электротранспорта были вынужденно изменены. Десятки тысяч йошкаролинцев оказались заложниками коммерческих перевозчиков: несмотря на то, что у многих пассажиров куплены проездные билеты на троллейбус, льготным категориям граждан пришлось ездить за полную стоимость в переполненных микроавтобусах частников.
4 декабря СМИ распространили информацию о том, что МП «Троллейбусный транспорт» не имеет возможности погасить образовавшийся долг перед ЗАО «Марийская энергосбытовая компания» по той причине, что главный распорядитель бюджетных средств – министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл – само имеет задолженность перед МП «Троллейбусный транспорт» в сумме около 31 млн рублей. Есть у минпромтранса перед троллейбусным предприятием и более старые долги, которые тянутся с 2010 года. Таким образом, из–за несвоевременного субсидирования перевозчика горожане временно лишились своего основного вида транспорта – троллейбуса (им ежедневно перевозятся около 70% всех пассажиров Йошкар–Олы и ближайшего пригорода).
Стоит отметить, что в ходе прямого эфира, транслировавшегося по местному телеканалу 4 декабря, глава Марий Эл Леонид Маркелов отказался комментировать сложившуюся ситуацию, но заявил, что республика не имеет задолженности перед перевозчиком, а восьмизначная сумма, которую МП «Троллейбусный транспорт» недополучило за перевозку льготников, – долг федерального центра.
Однако, насколько мне известно, федеральный центр субсидирует социальных перевозчиков своевременно и в полном объеме.
Кроме этого, республиканское министерство проигнорировало постановление Правительства РФ от 26 сентября 2012 г. № 981 «Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку произведенных на территории государств – участников Единого экономического пространства автобусов, работающих на газомоторном топливе, трамваев и троллейбусов», по которой республика могла бы хоть немного обновить троллейбусный и автобусный парки с 80%–ной скидкой. Заявка на участие в этой программе минпромтрансом Марий Эл подана не была, несмотря на то, что необходимая сумма в муниципальном бюджете Йошкар–Олы имелась.
Исходя из всего вышеизложенного, у нас есть основания полагать, что социальный транспорт Йошкар–Олы и Марий Эл намеренно уничтожают, чтобы избавиться от затрат на его содержание и перевозку льготных категорий пассажиров. В городе с населением 260 тысяч человек по рабочим дням на линию выходят около 40–50 социальных автобусов малой и средней вместимости, 129 троллейбусов и свыше 350 микроавтобусов (без льгот) коммерческих перевозчиков.
Можно выделить ряд проблем, связанных с работой общественного транспорта в городе.
Во–первых, почти полное отсутствие внимания и контроля региональных и местных властей за работой общественного транспорта. Во–вторых, неграмотно сформированная маршрутная сеть. Большую часть прибыльных маршрутов социального транспорта дублирует частный перевозчик, забирая себе существенный процент «платных пассажиров». В–третьих, изношенный подвижной состав социальных автобусов и троллейбусов теряет свою привлекательность для пассажиров. В–четвертых, нет строгого учета реального количества поездок пассажиров и количества частных автобусов на маршрутах. И, наконец, нет штрафов за безбилетный проезд.
Остается только надеяться на то, что социальный транспорт в Йошкар–Оле вновь обретет былую популярность, и передвижение по городу станет комфортным и безопасным.
Петр НИКОЛАЕВ
Йошкар–Ола
10.01.2014