Комитет Госдумы РФ по транспорту провел расширенное заседание с участием представителей Минтранса, Ространснадзора, Генпрокуратуры, экспертного сообщества.
Оно было посвященно проблеме безопасности функционирования автомобильного и внутреннего водного транспорта.
Участники заседания проанализировали правоприменительную практику Федерального закона № 131–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за период с 30 августа 2012 года по 31 декабря 2013 года и возможные пути ее совершенствования.
Как сказал председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, актуальность данной темы обусловлена тем, что «безопасность сегодня является первостепенной задачей для транспортного комплекса, решить которую можно только в результате активного и конструктивного диалога между представителями законодательной, исполнительной ветвей власти и бизнеса».
Как известно, Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 131–ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24–ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации», в соответствии с которым на внутренних водных путях создана общая система обеспечения безопасности, предполагающая наделение администраций бассейнов внутренних водных путей функцией обеспечения безопасности судоходства в своем бассейне. Кроме того, в КоАП были внесены изменения, которые ужесточили ответственность юридических и физических лиц, эксплуатирующих суда на внутренних водных путях, за осуществление деятельности без лицензии, установили область административного правоприменения, полномочия капитана бассейна, который, в частности, получил право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
«Эти меры позволили радикальным образом реформировать систему обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях», – подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Создание 15 администраций бассейнов внутренних водных путей, в состав которых были введены должности капитанов бассейнов внутренних
водных путей, позволило поднять государственный портовый контроль на новый уровень.
Для осуществления функций государственного портового контроля Минтрансом России изданы семь нормативных правовых актов, которыми, в частности, устанавливаются права и обязанности капитанов бассейнов внутренних водных путей, предъявляемые к ним квалификационные требования, разработана процедура проведения проверки судна на предмет его соответствия обязательным требованиям, установленным в области безопасности судоходства, а также нормативно установлен перечень нарушений обязательных требований, служащих основанием для задержания судна.
По словам Виктора Олерского, необходимо принять еще три документа: нормативно–правовой акт, регулирующий систему управления безопасностью судна; акт, регламентирующий аттестацию капитанов судов, перевозящих пассажиров и опасные грузы (эти документы находятся на стадии регистрации в Мин-
юсте); нормативно–правовой акт, регламентирующий порядок содержания внутренних водных путей (находится в министерстве на стадии подготовки).
Кроме того, Минтрансом России подготовлены новые редакции Правил плавания по внутренним водным путям, Правил пропуска через шлюзы внутренних водных путей, Правил диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних
водных путях и другие нормативные акты, которые в ближайшее время будут направлены в Минюст на государственную регистрацию.
Также Минтранс работает над созданием правил, устанавливающих особенности движения и стоянки судов в каждом бассейне. «Такие особенности нормативно закрепляют практику хорошего судовождения в каждом бассейне и будут способствовать снижению уровня аварийности. В частности, уже прошел регистрацию в Минюсте документ, регламентирующий особенности судовождения в Волго–Балтийском бассейне», – проинформировал Виктор Олерский.
Наделение Ространснадзора полномочиями по обеспечению надзора за деятельностью капитанов бассейнов внутренних водных путей и инспекторов государственного портового контроля потребовало внесения изменений в Положение о Минтрансе и в Положение о Ространснадзоре.
Виктор Олерский напомнил, что раньше нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений Российской Федерации утверждались совместным приказом Минтранса и Минфина, теперь согласно ФЗ № 131 они утверждаются Правительством Российской Федерации. Закон также устанавливает, что внутренние водные пути и судоходные гидротехнические сооружения должны содержаться в соответствии с правилами, установленными Министерством транспорта РФ.
Нормативы финансовых затрат не менялись с 2001 года. Минтранс предлагает увеличить нормативы на 40% и в течение трех лет довести их финансовое обеспечение до 100% (сегодня не превышает 65–70%). К сожалению, пока не достигнуто взаимопонимание с Минфином по срокам применения этих нормативов. Между тем без должного финансирования невозможно гарантировать необходимые параметры внутренних водных путей, проводить реконструкцию гидротехнических сооружений и в конечном итоге повысить инвестиционную привлекательность речной отрасли.
«Развитие института государственного портового контроля на внутренних водных путях тесно связано с дальнейшим совершенствованием информационной системы, которая сегодня содержит все сведения о судне, зарегистрированном в любом из судовых реестров в Российской Федерации. На основании имеющихся в системе сведений о судне, истории проведения проверок судна автоматически рассчитывается оценка рисков, нарушений обязательных требований и сроков для проведения проверки судна, – пояснил Виктор Олерский. – В навигацию 2013 года инспекторами государственного портового контроля осмотрено почти 15 тыс. судов, выявлено более 45 тыс. нарушений обязательных требований, около 1,5 тыс. судов подвергнуты процедуре временного задержания за серьезные нарушения обязательных требований».
Виктор Олерский рассказал об изменениях законодательства в области внутреннего
водного транспорта, связанных с введением системы гражданской ответственности судовладельцев за вред, причиненный имуществу физических, юридических лиц, в том числе от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. «Теперь эксплуатация судов, за исключением маломерных парусных и спортивных, может осуществляться только при наличии страхового полиса или финансового обеспечения гражданской ответственности, что потребует от судовладельцев более строгого и ответственного подхода в процессе эксплуатации судов внутреннего водного транспорта», – подчеркнул заместитель министра.
После вступления закона в силу дополнительно были застрахованы полторы тысячи судов. Преобладающее большинство судовладельцев, оформивших страховое покрытие, имеют в своем составе восемь и более судов. В период навигации 2013 года в ходе проверок было выявлено 943 судна, владельцы которых не застраховали гражданскую ответственность. Многие судовладельцы не приобретали страховое покрытие в 2013 году отчасти и потому, что за это нарушение не было предусмотрено штрафных санкций. Тем не менее, по информации страховых компаний, в 2014 году ожидается увеличение объема данного сегмента на 20% за счет судовладельцев, отложивших страхование на год.
Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Алексей Бакирей остановился на изменениях в ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предусмотренных ФЗ № 131. По его словам, данная статья обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения, которое должно пройти в установленном порядке аттестацию на право замещения указанной должности, но сам порядок не разработан, следовательно, эта норма не может быть реализована.
В настоящее время подготовлен проект федерального закона, который предусматривает наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно–правовое регулирование в сфере транспорта, полномочиями по утверждению этого порядка. Законопроект проходит процедуру согласования и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.
Кроме того, подготовлен проект приказа, наделяющий Минтранс полномочиями по утверждению квалификационных и профессиональных требований в соответствии с профессиональными стандартами.
Министерство труда и социальной защиты РФ занимается разработкой пяти профессиональных стандартов для водителей легковых автомобилей, грузовых автомобилей, троллейбусов, трамваев и автобусов. При этом вне правового регулирования остаются диспетчеры, работники, ответственные за безопасность дорожного движения, и т. д. Соответствующие предложения о необходимости разработки дополнительных стандартов направлены в Минтруда.
Пока остается открытым вопрос, связанный с проведением предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, так как в законодательстве и в подзаконных правовых актах нет четкого определения этого понятия.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Касьянов подчеркнул, что действующая нормативная база не отвечает в полной мере потребностям рынка транспортных услуг, особенно в сфере безопасности.
«У нас есть понятие «перевозка опасных грузов», но нет понятия «перевозка людей». И этим пользуются все, кто хочет заработать деньги. Перевозка людей – это прямые деньги, это часто прямая неучтенка, это «серый» бизнес, это неуплата налогов и прочее. Пока будет сохраняться эта ситуация, всегда найдутся перевозчики, которые будут заниматься незаконным бизнесом», – подчеркнул Александр Касьянов.
По оценкам Ространснадзора, из 900 тыс. автобусов только 40% имеют лицензии, все остальные перевозят людей по «серым» схемам. «До тех пор, пока не будет четкого и понятного требования для юридического или физического лица для выхода на рынок, так оно и будет», – убежден руководитель Ространснадзора. По его словам, «ни одной прямой статьи по наказанию в автомобильном транспорте у Государственной службы по надзору в сфере транспорта не существует».
Силами 6 тыс. инспекторов служба осуществляет надзор за 500 тыс. юридических лиц. В 2013 году были проведены около 100 тыс. проверок, выявлены 182 тыс. нарушений, выданы 45 тыс. предписаний. В бюджет поступило 347,3 млн руб. Штраф в среднем составляет 2,5 тыс. рублей, которые можно «отбить» за полдня работы на маршрутке. Понятно, что перевозчику легче заплатить его, чем заботиться о соблюдении требований безопасности. Чтобы переломить ситуацию, необходимо ужесточить правила допуска на рынок транспортных услуг, убежден Александр Касьянов.
Замначальника Управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Генпрокуратуры Александр Русецкий проинформировал присутствовавших о деятельности ведомства в сфере надзора за исполнением законов о безопасности дорожного движения. В 2009 году по решению Генерального прокурора РФ был создан специальный отдел по безопасности дорожного движения. «За пять лет не было ни одной проверки, где бы мы не нашли нарушений. Везде, на всех предприятиях, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов, действует основной принцип – заработать больше денег, а здоровье граждан приоритетом не является. Повсеместно на предприятиях не соблюдается режим труда и отдыха водителей, не проводятся предрейсовые медицинские осмотры, о техническом состоянии транспортных средств, которые допускаются к перевозке, и говорить не приходится», – резюмировал Александр Русецкий.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Борис Ефимов подчеркнул, что комитет впервые в таком формате проанализировал правоприменительную практику принятых законов. Все замечания и предложения будут изучены рабочей группой и направлены в профильные министерства и ведомства.
Кроме того, депутаты в апреле намерены посетить один из субъектов РФ, чтобы на месте оценить ситуацию в сфере обеспечения безопасности на транспорте.
Как известно, Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 131–ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24–ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации», в соответствии с которым на внутренних водных путях создана общая система обеспечения безопасности, предполагающая наделение администраций бассейнов внутренних водных путей функцией обеспечения безопасности судоходства в своем бассейне. Кроме того, в КоАП были внесены изменения, которые ужесточили ответственность юридических и физических лиц, эксплуатирующих суда на внутренних водных путях, за осуществление деятельности без лицензии, установили область административного правоприменения, полномочия капитана бассейна, который, в частности, получил право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
«Эти меры позволили радикальным образом реформировать систему обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях», – подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Создание 15 администраций бассейнов внутренних водных путей, в состав которых были введены должности капитанов бассейнов внутренних водных путей, позволило поднять государственный портовый контроль на новый уровень.
Для осуществления функций государственного портового контроля Минтрансом России изданы семь нормативных правовых актов, которыми, в частности, устанавливаются права и обязанности капитанов бассейнов внутренних водных путей, предъявляемые к ним квалификационные требования, разработана процедура проведения проверки судна на предмет его соответствия обязательным требованиям, установленным в области безопасности судоходства, а также нормативно установлен перечень нарушений обязательных требований, служащих основанием для задержания судна.
По словам Виктора Олерского, необходимо принять еще три документа: нормативно–правовой акт, регулирующий систему управления безопасностью судна; акт, регламентирующий аттестацию капитанов судов, перевозящих пассажиров и опасные грузы (эти документы находятся на стадии регистрации в Мин-
юсте); нормативно–правовой акт, регламентирующий порядок содержания внутренних вод-
ных путей (находится в министерстве на стадии подготовки).
Кроме того, Минтрансом России подготовлены новые редакции Правил плавания по внутренним водным путям, Правил пропуска через шлюзы внутренних водных путей, Правил диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних
водных путях и другие нормативные акты, которые в ближайшее время будут направлены в Минюст на государственную регистрацию.
Также Минтранс работает над созданием правил, устанавливающих особенности движения и стоянки судов в каждом бассейне. «Такие особенности нормативно закрепляют практику хорошего судовождения в каждом бассейне и будут способствовать снижению уровня аварийности. В частности, уже прошел регистрацию в Минюсте документ, регламентирующий особенности судовождения в Волго–Балтийском бассейне», – проинформировал Виктор Олерский.
Наделение Ространснадзора полномочиями по обеспечению надзора за деятельностью капитанов бассейнов внутренних водных путей и инспекторов государственного портового контроля потребовало внесения изменений в Положение о Минтрансе и в Положение о Ространснадзоре.
Виктор Олерский напомнил, что раньше нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений Российской Федерации утверждались совместным приказом Минтранса и Минфина, теперь согласно ФЗ № 131 они утверждаются Правительством Российской Федерации. Закон также устанавливает, что внутренние водные пути и судоходные гидротехнические сооружения должны содержаться в соответствии с правилами, установленными Министерством транспорта РФ.
Нормативы финансовых затрат не менялись с 2001 года. Минтранс предлагает увеличить нормативы на 40% и в течение трех лет довести их финансовое обеспечение до 100% (сегодня не превышает 65–70%). К сожалению, пока не достигнуто взаимопонимание с Минфином по срокам применения этих нормативов. Между тем без должного финансирования невозможно гарантировать необходимые параметры внутренних водных путей, проводить реконструкцию гидротехнических сооружений и в конечном итоге повысить инвестиционную привлекательность речной отрасли.
«Развитие института государственного портового контроля на внутренних водных путях тесно связано с дальнейшим совершенствованием информационной системы, которая сегодня содержит все сведения о судне, зарегистрированном в любом из судовых реестров в Российской Федерации. На основании имеющихся в системе сведений о судне, истории проведения проверок судна автоматически рассчитывается оценка рисков, нарушений обязательных требований и сроков для проведения проверки судна, – пояснил Виктор Олерский. – В навигацию 2013 года инспекторами государственного портового контроля осмотрено почти 15 тыс. судов, выявлено более 45 тыс. нарушений обязательных требований, около 1,5 тыс. судов подвергнуты процедуре временного задержания за серьезные нарушения обязательных требований».
Виктор Олерский рассказал об изменениях законодательства в области внутреннего
водного транспорта, связанных с введением системы гражданской ответственности судовладельцев за вред, причиненный имуществу физических, юридических лиц, в том числе от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. «Теперь эксплуатация судов, за исключением маломерных парусных и спортивных, может осуществляться только при наличии страхового полиса или финансового обеспечения гражданской ответственности, что потребует от судовладельцев более строгого и ответственного подхода в процессе эксплуатации судов внутреннего водного транспорта», – подчеркнул заместитель министра.
После вступления закона в силу дополнительно были застрахованы полторы тысячи судов. Преобладающее большинство судовладельцев, оформивших страховое покрытие, имеют в своем составе восемь и более судов. В период навигации 2013 года в ходе проверок было выявлено 943 судна, владельцы которых не застраховали гражданскую ответственность. Многие судовладельцы не приобретали страховое покрытие в 2013 году отчасти и потому, что за это нарушение не было предусмотрено штрафных санкций. Тем не менее, по информации страховых компаний, в 2014 году ожидается увеличение объема данного сегмента на 20% за счет судовладельцев, отложивших страхование на год.
Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Алексей Бакирей остановился на изменениях в ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предусмотренных ФЗ № 131. По его словам, данная статья обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения, которое должно пройти в установленном порядке аттестацию на право замещения указанной должности, но сам порядок не разработан, следовательно, эта норма не может быть реализована.
В настоящее время подготовлен проект федерального закона, который предусматривает наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно–правовое регулирование в сфере транспорта, полномочиями по утверждению этого порядка. Законопроект проходит процедуру согласования и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.
Кроме того, подготовлен проект приказа, наделяющий Минтранс полномочиями по утверждению квалификационных и профессиональных требований в соответствии с профессиональными стандартами.
Министерство труда и социальной защиты РФ занимается разработкой пяти профессиональных стандартов для водителей легковых автомобилей, грузовых автомобилей, троллейбусов, трамваев и автобусов. При этом вне правового регулирования остаются диспетчеры, работники, ответственные за безопасность дорожного движения, и т. д. Соответствующие предложения о необходимости разработки дополнительных стандартов направлены в Минтруда.
Пока остается открытым вопрос, связанный с проведением предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, так как в законодательстве и в подзаконных правовых актах нет четкого определения этого понятия.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Касьянов подчеркнул, что действующая нормативная база не отвечает в полной мере потребностям рынка транспортных услуг, особенно в сфере безопасности.
«У нас есть понятие «перевозка опасных грузов», но нет понятия «перевозка людей». И этим пользуются все, кто хочет заработать деньги. Перевозка людей – это прямые деньги, это часто прямая неучтенка, это «серый» бизнес, это неуплата налогов и прочее. Пока будет сохраняться эта ситуация, всегда найдутся перевозчики, которые будут заниматься незаконным бизнесом», – подчеркнул Александр Касьянов.
По оценкам Ространснадзора, из 900 тыс. автобусов только 40% имеют лицензии, все остальные перевозят людей по «серым» схемам. «До тех пор, пока не будет четкого и понятного требования для юридического или физического лица для выхода на рынок, так оно и будет», – убежден руководитель Ространснадзора. По его словам, «ни одной прямой статьи по наказанию в автомобильном транспорте у Государственной службы по надзору в сфере транспорта не существует».
Силами 6 тыс. инспекторов служба осуществляет надзор за 500 тыс. юридических лиц. В 2013 году были проведены около 100 тыс. проверок, выявлены 182 тыс. нарушений, выданы 45 тыс. предписаний. В бюджет поступило 347,3 млн руб. Штраф в среднем составляет 2,5 тыс. рублей, которые можно «отбить» за полдня работы на маршрутке. Понятно, что перевозчику легче заплатить его, чем заботиться о соблюдении требований безопасности. Чтобы переломить ситуацию, необходимо ужесточить правила допуска на рынок транспортных услуг, убежден Александр Касьянов.
Замначальника Управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Генпрокуратуры Александр Русецкий проинформировал присутствовавших о деятельности ведомства в сфере надзора за исполнением законов о безопасности дорожного движения. В 2009 году по решению Генерального прокурора РФ был создан специальный отдел по безопасности дорожного движения. «За пять лет не было ни одной проверки, где бы мы не нашли нарушений. Везде, на всех предприятиях, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов, действует основной принцип – заработать больше денег, а здоровье граждан приоритетом не является. Повсеместно на предприятиях не соблюдается режим труда и отдыха водителей, не проводятся предрейсовые медицинские осмотры, о техническом состоянии транспортных средств, которые допускаются к перевозке, и говорить не приходится», – резюмировал Александр Русецкий.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Борис Ефимов подчеркнул, что комитет впервые в таком формате проанализировал правоприменительную практику принятых законов. Все замечания и предложения будут изучены рабочей группой и направлены в профильные министерства и ведомства.
Кроме того, депутаты в апреле намерены посетить один из субъектов РФ, чтобы на месте оценить ситуацию в сфере обеспечения безопасности на транспорте.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
27.03.2014
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.