В рамках четвертого Международного форума «Морская индустрия России», прошедшего в Москве, состоялось расширенное заседание президиума Морской коллегии при Правительстве РФ. Предметами обсуждения стали, в частности, ход выполнения поручений Президента РФ по модернизации отечественного гражданского судостроения и перспективы его развития. В работе президиума приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин и заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.
Председатель президиума Сергей Шишкарев во вступительном слове отметил, что ровно год назад Президент России провел совещание о состоянии и перспективах развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Президиуму необходимо дать оценку тому, какие поручения президента выполнены, и подумать, что нужно предпринять для ускорения решения проблем, связанных с развитием гражданского судостроения.
Что касается своевременного выполнения указаний главы государства в области модернизации судостроительного комплекса, Сергей Шишкарев признал: «Мы пока исполнительностью не блещем». И напомнил, что в сентябре прошлого года на совещании Морской коллегии был рассмотрен проект стратегии развития ОСК на период до 2030 года. С большим трудом, после неоднократных переработок, этот документ был утвержден, однако, по словам Сергея Шишкарева, приходится констатировать, что до настоящего времени он так и не стал действенной программой развития корпорации.
На совещании Морской коллегии в Комсомольске–на–Амуре отмечалось, что недопустимо медленно развивается процесс создания дальневосточного судостроительного кластера, затягиваются высвобождение промышленной площадки для производства морской техники в интересах ОАО «НК Роснефть» в Мурманской области, разумная реструктуризация ОАО «ОСК» в интересах повышения эффективности системы корпоративного управления и внутреннего финансового контроля.
Камнем преткновения, в частности, стал вопрос изменения границы ЗАТО «Большой камень». Вопрос до сих пор не решен. По мнению Сергея Шишкарева, ясно, что в этой ситуации превалируют узковедомственные и корпоративные интересы, превращающие процесс согласования нормативных актов в бег по кругу. А заказы на строительство судов и морской техники тем временем продолжают уходить за границу, а значит, уходят средства, которые можно было бы вложить в развитие регионов, в их социально–экономический прогресс.
Директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Леонид Стругов в своем докладе отметил, в частности, что Минпромторг считает перспективным развитие трех верфей Крыма. По его словам, речь идет о заводах «Залив» (Керчь), «Море» (Феодосия) и «Севастопольский морской завод» (Севастополь). При этом министерство уже работает над вопросом модернизации и загрузки верфи «Залив», где предстоит восстановить крановое хозяйство, усилить стапель в сухом доке и провести другие работы.
ОАО «Судостроительный завод «Залив» специализируется на коммерческом судостроении, строительстве судов для нефтегазового сектора, изготовлении офшорных конструкций и продукции судового машиностроения.
«Море» – судостроительный завод в Крыму, на восточном побережье Феодосийского залива. Основная продукция – суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке различного назначения.
ОАО «Севастопольский морской завод» – судостроительная компания, занимающаяся кораблестроением и ремонтом уже существующих судов.
В целях планирования загрузки отечественных предприятий, в том числе с учетом локализации производства на шельфовых объектах, сообщил Леонид Стругов, разработан и утвержден перспективный сводный план деятельности предприятий отрасли до 2030 года. Размещение заказов на строительство гражданских судов и морской техники за счет как средств федерального бюджета, так и инвестиций компаний с госучастием осуществляется на конкурсной основе.
Если говорить о Северо–Западном регионе, ОАО «82–й судоремонтный завод» планируется перебазировать на «35–й судоремонтный завод» (Мурманская область). При этом с ОАО «НК «Роснефть» достигнута договоренность об использовании дока, расположенного на территории 82–го судоремонтного завода и находящегося в собственности ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Там будет вестись ремонт судов до тех пор, пока не будет завершена модернизация дока на 35–м судоремонтном заводе.
Ряд «болевых точек» затронул в своем выступлении заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. В частности, он сообщил, что строительство ледокола мощностью 25 МВт отстает от графика. В целом, по словам замминистра, техническая готовность четырех строящихся по госконтракту ледоколов на 12 мая 2014 года составляла: ЛК–25 – 13,61%; ЛК–16 – 62%; ЛК–16 – 40% и ЛК–16 – 35%.
В настоящее время почти нет проблем с Выборгским заводом, где строятся ледоколы мощностью 16 МВт. Однако есть определенные проблемы по строительству ледокола мощностью 25 МВт. Правда, отметил Виктор Олерский, найдены возможности завершить строительство ледокола, хотя и с отставанием на 1,5 года.
К слову, закладка ледокола проекта 22 600 мощностью 25 МВт «Виктор Черномырдин» состоялась 10 октября 2012 года в Санкт–Петербурге. ФГУП «Росморпорт» планирует использовать ледокол для проводки судов в ледовых условиях, в качестве вспомогательного ледокола в составе сложных караванов на трассе Северного морского пути, а также для самостоятельной проводки судов на мелководных арктических участках и в устьях рек. Ледокол можно также использовать для обеспечения выгрузки грузов на припай, буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, оказания помощи судам и выполнения аварийно–спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде, совершения экспедиционных рейсов, выполнения функций пожарного судна при тушении пожаров на судах, буровых и нефтедобывающих платформах.
Другая беда, на которую указал Виктор Олерский: ОАО «Амурский судостроительный завод» не способно сдать аварийно–спасательное судно мощностью 7 МВт до июля 2014 года. По мнению замминистра, необходимо рассмотреть возможность передачи заказа другому исполнителю. Во второй декаде апреля 2014 года в Росморречфлоте уже состоялась рабочая встреча по данному вопросу с представителями иностранной верфи.
В ходе заседания президиума Морской коллегии высказывалось мнение, что для усиления контроля за выполнением контрактов необходимо включить в состав совета директоров ОАО «ОСК» представителей компаний–заказчиков. Речь идет, например, о главнокомандующем ВМФ России, представителях от Росатома, Роснефти, Совкомфлота и Новатэка.
Мера вполне оправданная, если учитывать, что ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» – крупнейшая судостроительная компания России. Создана в соответствии с указом Президента России в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входят около 60 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно–конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 80% отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок – основной для госкорпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
29.05.2014
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.