Развитие транспортных артерий России в интересах ее граждан
Главная задача Федеральной Целевой Программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» – это создание транспортных условий для инновационного развития Российской Федерации и повышения качества жизни ее граждан. Она является неотъемлемой частью общенациональной системы целей, направленных на ускорение темпов социально–экономического развития страны. Такова позиция разработчиков ФЦП. Но насколько это соответствует действительности? Реально ли совпадают чаяния простых пассажиров и грузоотправителей и основные посылы программы?
Программа народных инициатив, которую уже давно в СМИ и обществе назвали Народной, – это не результат кабинетной работы столичных экспертов и чиновников. Ее основой стали боли и проблемы, мысли, идеи, надежды миллионов наших соотечественников со всех уголков России – от Чукотки и Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Махачкалы. Программа народных инициатив и наказов – не набор благих пожеланий, а конкретный план первоочередных действий по обустройству жизни россиян.
Программа народных инициатив определяет основные направления и приоритеты законотворческой деятельности Государственной Думы нового созыва на ближайшие пять лет и задает вектор развития России. Коррелируется ли Программа народных инициатив в части развития транспортных артерий России с Федеральной Целевой Программой «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)»? То, что они совпадают в своих основных направлениях и во многом дополняют друг друга, наиболее отчетливо просматривается по каждому конкретному виду транспорта.
Автомобильные дороги России давно являются предметом пристального общественного интереса, прежде всего, относительно стоимости и качества их строительства. Закономерно, что одной из главных задач Программы народных инициатив является существенное снижение стоимости строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог за счет применения инновационных технологий, высококачественных строительных материалов, законодательного совершенствования механизма проведения тендеров, обеспечивающих допуск к строительству только квалифицированных фирм.
Подпрограммой «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» как раз и предусмотрены мероприятия по научно–техническому и инновационному обеспечению дорожных работ, созданию принципиально новых материалов, конструкций и технологий, влияющих на увеличение межремонтных сроков службы автодорог и дорожных сооружений. Насколько успешно выполняется эта задача?
В Федеральном дорожном агентстве принят ведомственный документ, определяющий порядок внедрения новых материалов и технологий. И теперь ежегодно утверждается и реализуется план НИОКР, в котором предусмотрены и вопросы разработки современной нормативной базы в дорожном хозяйстве, и оптимизация технологий проведения дорожных работ, используемых строительных материалов. С каждым годом объемы НИОКР растут.
В последнее время более широко стали применяться геосинтетические материалы, улучшающие технические характеристики дорожных конструкций и искусственных сооружений. Особое внимание уделяется разработке и внедрению различных добавок в асфальтобетоны для повышения качества и увеличения срока службы дорожных покрытий. Освоены новые виды добавок к битуму, повышающие его адгезионные свойства и сроки службы. Большую перспективу имеет применение композиционных материалов, из которых выполнены конструкции введенных в эксплуатацию первых надземных пешеходных переходов. Это гарантирует значительное снижение затрат на материалы и сокращение сроков строительства.
В применении технических новшеств заметных успехов достигли российские мостостроители. Благодаря этому стало возможным строительство сложных мостовых сооружений во Владивостоке и Сочи к проведению мероприятий глобального значения.
Строительство железнодорожных линий в «точках» экономического роста – такова на сегодняшний день народная инициатива. В этом пожелании властям учтено использование при строительстве государственно–частного партнерства: например, частный бизнес строит завод, а государство ведет к нему транспортную инфраструктуру. А согласно подпрограмме «Железнодорожный транспорт» Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», именно строительство железнодорожных линий в районах нового освоения позволит практически полностью устранить недостатки пропускной и провозной способности на сети железных дорог общего пользования, сделать ее более рациональной и эффективной. А также обеспечить освоения природных ресурсов в восточных и северных районах страны.
И такие проекты уже успешно реализуются. Например, железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, которая строится в рамках ФЦП, имеет огромное значение для России. Якутия – это одна из самых богатых российских территорий. В местных недрах сосредоточены и алмазы, и золото, и нефть, и газ, и уголь. Здесь фигурирует чуть ли не вся таблица Менделеева. Республика является самым крупным (в территориальном отношении) субъектом федерации. Она занимает пятую часть России. При всей своей уникальности, Якутия всегда была одной из самых бездорожных территорий страны. Поэтому строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск снимает множество проблем, связанных с естественной, природной изоляцией территории. «Золотое звено» магистрали уложили в ноябре прошедшего года. А сдать линию в рабочую эксплуатацию планируется до конца 2012 года.
Цель инвестиционного проекта «Развитие участка Тобольск–Сургут» Свердловской железной дороги – обеспечить вывоз прогнозируемого уровня углеводородного сырья из Ямало–ненецкого и Ханты–Мансийского АО за счет поэтапного увеличения пропускной и провозной способностей этого участка до 66 пар поездов в сутки. В конце 2011 года ряд нефтегазовых и нефтехимических компаний столкнулись с проблемой вывоза грузов по железной дороге со своих заводов, расположенных в Уральском федеральном округе. В частности, «НОВАТЭК» планирует вдвое увеличить переработку газового конденсата. Поэтому «НОВАТЭК» подписали соглашение с ОАО «РЖД» по совместному финансированию проекта.
В интересах пассажиров сегодня – ускорить развитие сети внутрироссийских узловых аэропортов (хабов), которые смогут заменить Москву в качестве промежуточных пунктов на пути из одного региона в другой. Поэтому в Программе народных инициатив говорится о необходимости восстанавливать региональные и местные аэродромы. Подпрограмма «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010 – 2015 годы)» также в первую очередь нацелена на решение именно этой задачи.
В бюджете на 2012–2015 годы на развитие наземной инфраструктуры региональных аэропортов предусмотрено 23 млрд 740 млн рублей, что позволит провести реконструкцию в 33 аэропортах, включая реконструкцию ВВП. Кроме этого, подпрограммой «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010–2015 годы)» предусмотрено 19 млрд 589 млн рублей на реконструкцию 28 аэропортов, включая реконструкцию ВВП. А в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» заложено почти 428 млн рублей на реконструкцию еще четырех аэропортов.
Возрождение региональной авиации в течение 5–6 лет в общей сложности обойдется государству в 400 млрд рублей: из них 100 млрд рублей необходимо направить на обновление авиапарка (к 2015 году потребности авиационного рынка составят 220 самолетов, к 2025 году – 710 машин); 250 млрд рублей – на подъем инфраструктуры; 45 млрд рублей – на новые системы управления воздушным движением; 5 млрд рублей – на информационные системы. Это затронет интересы 15 млн человек, проживающих в 28 тыс. населенных пунктов, расположенных на площади, занимающей 60% территории страны.
Программа народных инициатив считает необходимым ликвидировать препятствия, ограничивающие пропускную способность водных путей, модернизировать гидротехническую инфраструктуру, восстановить Единую глубоководную систему европейской части России. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010–2015 годы)» уже заложены необходимые ресурсы на осуществление крупных инвестиционных проектов по устранению участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части России (ЕГС). А также на обновление обслуживающего флота, обеспечение надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях. Законодательством приняты меры по поддержке российского судостроения и судоходства, реализация которых обеспечит ускорение обновления транспортного флота в ближайшие 15 лет и повышение конкурентоспособности речных перевозок.
Принимаемые меры способствовали тому, чтобы навигация–2011 на внутренних водных путях России в целом прошла успешно. Речники отправили грузов получателям на 20,7% больше по сравнению с 2010 годом. Общий объем перевозок достиг 126,6 млн т, в том числе во внутреннем сообщении – 108,6 млн т (+23,6%), в заграничном сообщении – 18 млн т (+5,8%). В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности отправлено более 19,4 млн т социально значимых грузов (+7,7%). Грузооборот увеличен на 8,4% и составил 59,6 млрд ткм. Переработано более 184,3 млн т грузов (+29%), в том числе в международном сообщении – 14,1 млн т (+24,9%). Сухогрузы – 171,6 млн т (+30%), нефтеналивные – 12,6 млн т (+15%). Отправлено более 14,1 млн пассажиров во всех видах сообщения.
В части развития морских артерий России Программа народных инициатив предлагает особо отмечает необходимость обеспечения национальной безопасности в области морских перевозок. Это соответствует мировым тенденциям: в последние годы именно безопасность морских путей находится под большим сомнением. В подпрограмме «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010–2015 годы)» учтены эти крайне важные вопросы.
В частности, создана и продолжает развиваться современная интегрированная система безопасности мореплавания в основных морских бассейнах РФ (восточная часть Финского залива, залив Петра Великого, Кольский залив, Азово–Черноморский бассейн). Она включающает подсистемы Глобальной системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), системы управления движением судов (СУДС), автоматические идентификационные системы (АИС), дифференциальные подсистемы Глобальной навигационной спутниковой системы (ДГНСС). Также начато внедрение Системы дальней идентификации и контроля за местоположением судов (СДИ).
Резюмируя приведенные выше сравнения, стоит отметить, что в отличие от принимаемых регулярно стратегических документов, в которых лишь задается вектор движения, ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» рассчитана на конкретные проекты. А главной ее целью является скоординированное развитие всех видов транспорта в стране на основе региональных схем стратегического планирования. Этот факт уже является залогом того, что конечным результатом ее реализации станет повышение качества транспортных услуг и элементарной транспортной доступности для граждан России.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.