Стартовал новый учебный год. Новоиспеченные студенты спешат занять свои места в лекционных аудиториях. Переживания и страхи перед поступлением в учебные заведения теперь позади. Словно страшный сон вспоминают они, как всего несколько недель назад волновались до дрожи в коленках, выискивая свои фамилии в заветных списках поступивших.
Приемная кампания в Московском государственном университете путей сообщения
(МИИТе) продлилась до середины августа. Несмотря на в целом невысокие результаты ЕГЭ по стране у нынешних абитуриентов, конкурс в железнодорожный вуз в этом году был традиционно высок. По словам ответственного секретаря приемной комиссии университета Андрея Пушкина, только на бюджетную форму обучения головного вуза были выделены 1396 мест, на которые были поданы 13 150 заявлений. А если присовокупить всех целевиков и платников, то получится, что супервуз принял в свои объятия более 3000 студентов.
…Когда на время школьных каникул Алиса Бойчук отправлялась погостить к своей бабушке в город Братск (что в Иркутской области), то всегда просила родителей брать билет на нижнюю «боковушку» в плацкарте, откуда девчушке удобнее всего было смотреть в окно. Поездом из родной Читы до Братска добираться около суток. Глядя, как перед тобой проплывают бескрайние просторы: сибирские леса, могучая Ангара и необъятный Байкал, понимаешь, насколько жизненно необходима железная дорога в этих краях.
В старших классах Алиса посещала практические занятия для школьников при Читинской детской железной дороге, где функционируют несколько десятков кружков «Юный железнодорожник». Вместе с другими школярами знакомилась с профессиями проводника, стрелочника, кондуктора, диктора, инспектора по технике безопасности…
В общем, когда этим летом девушка приехала поступать в московский вуз, гордо представила членам приемной комиссии свое внушительное «портфолио».
Зато в нынешний прием абитуриент мог подавать документы сразу на три направления в один вуз. Алисе хватило баллов на специальность «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Конкурс здесь был сравнительно невысок – на 218 бюджетных мест были поданы 814 заявлений. Но понервничать пришлось изрядно: до последнего было неизвестно, каковы шансы на успех.
Алиса получила место в общежитии. Для провинциалов это, безусловно, вопрос первостепенный. Плату за съем жилья в столице редкие родители потянут. Не говоря уже об обучении на контрактной основе.
– Сами посудите, заработная плата моей мамы 20 тыс. руб. в месяц, а стоимость обучения на выбранную специальность составляет порядка 70 тыс. руб. в семестр, – рассказала Анна Трегубова из Твери, поступавшая в Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС) МИИТа. Впрочем, Аня набрала достаточно высокий балл по результатам трех экзаменов, так что без места в общежитии точно не останется.
Александр Афанасьев приехал поступать в вуз из города Уварово Тамбовской области. Подавал документы на «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» в Институт пути, строительства и сооружений. Саша объясняет свой выбор тем, что это одно из немногих направлений, где сохранен специалитет. По итогам трех ЕГЭ парень набрал 184 балла. У Александра похвальная мечта – закончить вуз, устроиться на престижную работу и помогать родителям материально.
– Я буду очень переживать, хоть он у меня и самостоятельный, – сказала, вздыхая, мама абитуриента, Светлана Борисовна.
Москвич Александр Козлов подал документы в Институт транспортной техники и систем управления МИИТа на новую специальность, связанную с защитой компьютерной информации. Для него мальчишеское увлечение «железом», то есть компьютерами, вылилось в нечто большее. В итоге в старших классах даже консультировал учителей информатики и писал для них программы. На перспективную специальность выделены всего 12 бюджетных мест. По ЕГЭ парень набрал 197 баллов. Считает, для его реального уровня слабовато. Кстати, отец Александра также заканчивал МИИТ.
В этом году в университете большой спрос на специальности, связанные с эксплуатацией железных дорог, а также строительные специальности. Роману Ефимову, к примеру, в МИИТ на специальность «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» рекомендовал поступать отец, строитель по профессии. Однако многие абитуриенты до последнего не могли определиться с выбором не только специальности, но и вуза. Так, москвич Михаил Мищенко признался: подавал документы сразу в пять вузов, правда, все они связаны с транспортом. А Нигора Гулямова, приехавшая из Прокопьевска, что называется, мимо проходила и зашла в МИИТ.
– Конечно, подобная неопределенность абитуриентов с окончательным выбором добавляла нам мороки, – посетовала доцент кафедры систем автоматизированного проектирования ИПСС МИИТа Маргарита Гуркова. По ее словам, далеко не все столичные вузы, в отличие от МИИТа, предоставляли информацию о количестве бюджетных мест на ту или иную специальность. Во избежание стрессовых и конфликтных ситуаций сотрудники приемной комиссии
МИИТа в этом году проделали колоссальный объем работы: начиная от информационной, разъяснительной и заканчивая моральной и психологической поддержкой. Иногда даже приходилось обзванивать абитуриентов. Это было необходимо во избежание путаницы, потому что далеко не все из них подавали оригиналы документов, объяснила Маргарита Гуркова. А значит, приняв решение поступать в иной вуз, они, конечно же, не удосужились предупредить сотрудников приемной комиссии. В результате такие «мертвые души» могли занимать лишние места.
Доцент кафедры химии и инженерной экологии Института управления и информационных технологий МИИТа Юрий Боровков акцентировал внимание не столько на организационных моментах, сколько на проблемах снижения уровня подготовки современных абитуриентов в области технических наук. Изменилась даже учебная программа, и теперь преподавателям вуза приходится объяснять химию первокурсникам с самых азов.
О новых правилах и особенностях приема в университет рассказал ответственный секретарь приемной комиссии МИИТа Андрей Пушкин. Например, прием документов для обучения на платной основе в этом году был продлен до середины августа. Так что если абитуриент не смог поступить на бюджет, он успевал подать документы на платное обучение. Кроме того, в этом году молодые люди, поступающие на железнодорожные специальности, должны были пройти медицинскую комиссию. Несколько изменились правила приема для победителей олимпиад, проводимых вузом. Если раньше победителям и призерам олимпиад засчитывались 100 баллов ЕГЭ по предмету олимпиады, то в этом году победители и призеры олимпиад получили льготы при поступлении, только если единый государственный экзамен по предмету олимпиады был сдан на 65 и более баллов.
Еще одна особенность этого года: в вузе появились дополнительные бюджетные места для абитуриентов из Крыма. Крымчане поступали в особом порядке, они сдавали не ЕГЭ, а вступительные экзамены по математике, русскому языку и профильным предметам.
По данным Андрея Пушкина, более 60% поступающих в
МИИТ составляют приезжие из регионов. Ответсек приемной комиссии напомнил также еще об одной важнейшей задаче МИИТа – подготовке студентов по целевому направлению обучения. Как известно, целевой прием – это не только льготы при поступлении, но и определенные обязательства. В соответствии с договором выпускник должен отработать на предприятии, которое платит за его обучение, несколько лет.
Уезжать назад в провинцию, как правило, хочется не всем. Специалисты отмечают, что в условиях демографического спада принцип зачисления в вузы по результатам ЕГЭ для Сибири и Дальнего Востока в определенном смысле стал пагубным. Многие выпускники школ из этих регионов теперь стремятся поступить в вузы Москвы и Санкт–Петербурга и остаться в столицах жить. Для них такое стремление естественно, а для периферийных, малонаселенных районов, где есть транспорт, железная дорога, оно оборачивается острой нехваткой кадров. Туда возвращаются только те, кто поступает в МИИТ по целевому набору. Конечно, зачастую у них результаты ЕГЭ не самые высокие. Но таких абитуриентов вузу тоже приходится принимать, иначе через несколько лет в глубинке некому будет работать на железной дороге.
Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»
Фото Владимира БУРНОВА
4.09.14
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.