В Новосибирске под председательством Президента России Владимира Путина состоялось заседание президиума Госсовета.Заседание было посвящено вопросу совершенствования сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий страны.
Перед началом заседания Владимир Путин осмотрел выставку достижений и современных технологических решений в области дорожного хозяйства, а также принял участие в открытии нового мостового перехода через реку Обь – Бугринского моста.
Открывая совещание, Президент России отметил, что развитие и обустройство автомобильных дорог тема вечная, актуальная всегда, везде, а для России – тем более.
По мнению главы государства, в сфере дорожного хозяйства сделано немало. Принят закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, сформирована нормативно–правовая база для привлечения внебюджетных инвестиций в автодорожную отрасль. Созданы федеральный, региональные и муниципальные дорожные фонды, что позволило за неполных четыре года удвоить финансовые ресурсы отрасли, а значит – увеличить объемы строительства, реконструкции и ремонта дорог всех уровней.
Построены сложнейшие дорожные объекты для Олимпийских игр в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани. Завершена программа достройки шестнадцати так называемых внеклассных мостов через крупные реки России. До конца 2018 года предстоит реализовать еще один сложнейший проект – переход через Керченский пролив.
Вместе с тем, по словам президента, в дорожной отрасли еще немало проблем. А решение задачи сделать ее опережающей, новаторской, прорывной отраслью – еще впереди. И для этого нужно еще очень много сделать.
«Федеральные, региональные, муниципальные, сельские дороги должны строиться в единой логике, чтобы транспортная инфраструктура была рациональной и удобной, надежно связывала всю огромную территорию России, наши города, поселки общим транспортным каркасом», – подчеркнул Владимир Путин.
Он напомнил, что в 2012 году в Послании Федеральному собранию была поставлена задача – удвоить в предстоящее десятилетие объем строительства и реконструкции дорог, и просил правительство и руководителей регионов ориентироваться на эту цель.
Далее президент остановился на тех направлениях, которые требуют, на его взгляд, особого внимания.
Прежде всего, это соотношение цены и качества объектов дорожного строительства.
По словам Владимира Путина, государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна. Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам, быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок.
По мнению президента, необходимо принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной документации дорожных работ. Многие методики здесь явно устарели. В итоге сохраняются «черные дыры», где исчезают выделенные средства. Из года в год ремонтируются одни и те же дороги вместо того, чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства.
Владимир Путин отметил при этом важную роль заказчиков, проектировщиков и государственной экспертизы, которые обязаны нести ответственность за прочность, качество и сроки эксплуатации дорог. «Считаю, что Главгосэкспертиза должна стать активным проводником технического прогресса в дорожном хозяйстве. Внедрение инновационных решений пока упирается в бюрократические стены, что абсолютно не стимулирует проектировщиков и подрядчиков на использование новых, экономически целесообразных, долговечных материалов и строительных технологий», – сказал президент.
По его мнению, очень медленно решается одна из актуальных проблем дорожного строительства – увеличение срока службы дорожных одежд. По ряду правил в этой области дорожники все еще ориентируются на нормы тридцатилетней давности. Но ведь тогда и транспортные нагрузки были совершенно другими, не говоря уже о материалах и технологиях, которые применяются сегодня во всем мире, а у нас пока нет или очень мало распространены.
Глава государства попросил заинтересованные ведомства проанализировать все эти вопросы и сформировать согласованные решения по продвижению и внедрению инноваций в дорожном хозяйстве.
По мнению президента, огромное значение имеет сохранность автодорог. Большой урон им наносят большегрузные автомобили. Очевидно, что необходимо упорядочить их движение по дорогам общего пользования. Это вопрос непростой, но его необходимо решать.
Еще одна проблема – необоснованный рост цен на инертные дорожно–строительные материалы – проще говоря, гравий, песок, щебень и так далее. О строительстве или реконструкции дорожного объекта даже еще порой официально не объявляли, есть только планы – а оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены, и в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены. По мнению президента, надо в каждом конкретном случае проверять, с кем аффилированы эти предприниматели, которые ведут себя таким образом. А правительству следует обратить внимание на эту проблему и разработать соответствующие механизмы.
Владимир Путин привел цифры: рост цен на щебень за последние 5 лет составил 46%, на песок – 79,7%. «Это что такое, это что, инфляция, что ли, у нас такая? О чем мы говорим вообще? При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20–30%, на песок – до 90%. В общей стоимости стройматериалов щебень составляет от 20 до 40%. Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей», – высказал озабоченность президент.
Важное направление, по словам главы государства, – развитие скоростных автомагистралей. «Мы добились здесь определенного прорыва, прогресса благодаря использованию механизма государственно–частного партнерства, и уже введены первые участки таких трасс. Полагаю, что Правительству РФ нужно подумать о разработке специальной программы развития скоростных магистралей и о механизмах поддержки таких проектов на региональном и муниципальном уровне. Вы знаете, что начато строительство Центральной кольцевой дороги с использованием на возвратной основе средств Фонда национального благосостояния. Планируется выделить на эти цели из ФНБ 150 млрд руб. Гибкие условия их предоставления и возврата позволили кардинально снизить долю прямого бюджетного финансирования с 70 до 25%. Создан прецедент, открывающий большие возможности для тиражирования практики государственно–частного партнерства в дорожном хозяйстве. При этом необходимо более настойчиво и энергично развивать конкуренцию в этой сфере, привлекать в отрасль как можно больше предпринимателей, в том числе – малый и средний бизнес. Правительству нужно провести комплексный анализ условий выбора подрядчиков и заключения контрактов, выделить лучшие практики проведения конкурсов и рекомендовать их регионам», – сказал Владимир Путин и попросил руководителей субъектов Федерации активно включиться в эту работу.
Еще одна тема, на которую обратил внимание президент, – безопасность на дорогах. Смертность при авариях остается еще высокой. Да, есть определенный прогресс, и тем не менее ежегодно около 27 тыс. человек страдают, погибают. Зачастую из–за того, что помощь приходит слишком поздно.
«Для немедленной передачи сигнала о дорожно–транспортном происшествии создана система «ЭРА–ГЛОНАСС»,
ее промышленный запуск планируется в январе 2015 года, – сообщил президент. – Это не только планируется – это будет сделано. Мы занимались созданием этой системы в течение трех лет, истратили на это 3,5–4 млрд руб., но на 2015–2016 годы на эксплуатацию, содержание этой системы денег пока не выделено. Но я обращаюсь к своим коллегам из правительства: знаю все бюджетные ограничения, принимал участие с самого начала в вашей тяжелой работе по подготовке бюджета на следующий и последующие два года. Работа действительно очень сложна, но такие вещи, на которые уже затрачены миллиарды, мы не можем бросить на полпути, это совершенно не по–государственному. Так что я прошу обратить на это внимание и проработать данный вопрос. Для эффективной работы этой системы нужна устойчивая сотовая связь. Недавно на трассе Чита – Хабаровск докладывали, что связь установлена на всем ее протяжении, я уже не говорю про другие регионы, где эта связь традиционно работает устойчиво в течение многих лет. Эту работу необходимо продолжать, чтобы все дороги нашей страны были обеспечены бесперебойной мобильной коммуникацией».
Затем Владимир Путин предоставил слово президенту Татарстана Рустаму Минниханову.
Глава республики отметил, что сегодня существует огромный разрыв между федеральными и региональными дорогами, прежде всего, в части их финансирования. Так, федеральный норматив на содержание и ремонт дорог четвертой категории, которых в субъектах более 60%, составляет 1 млн 300 тыс. руб. за 1 км в год. Фактические затраты в регионах не превышают 200 тыс. руб., это лишь 15% от норматива.
«Безусловно, все это приводит к ухудшению состояния дорог. В этой связи приоритетом в нашей работе должно стать сохранение существующей региональной и муниципальной сети дорог. Это наша главная задача», – подчеркнул Рустам Минниханов.
Отдельно он остановился на вопросе формирования регио-
нальных дорожных фондов. По мнению главы республики, снижение акцизов на нефтепродукты в рамках существующего налогового маневра, предусматривающего 100%–ное поступление средств в региональные фонды, приведет к тому, что субъекты недополучат 91 млрд руб. Для компенсации выпадающих доходов Минфином России предусмотрены межбюджетные трансферты. Однако все эти меры лишь сохранят текущий уровень финансирования и не позволят увеличить региональные дорожные фонды. Кроме того, на данный момент поступление акцизов на нефтепродукты по регионам идет ниже прогнозов. Что касается Татарстана, то в этом году могут быть недополучены 2 млрд, в Самарской области – 1,5. То есть прогнозы и цифры были взяты завышенные. А все эти цифры были заложены в программу дорожного строительства. Вот такая проблема.
Рустам Минниханов предложил направить в региональные дорожные фонды средства, полученные от взимания платы за проезд по федеральным дорогам транспорта массой свыше 12 тонн. И в дальнейшем рассмотреть вопрос взимания платы со всех грузовых транспортных средств.
По мнению президента Татарстана, сегодня остро стоит вопрос оптимизации стоимости строительства и реконструкции дорог. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в нормативно–правовые акты. В республике разработан региональный стандарт проектирования сельских дорог, рассчитанный на дороги с интенсивностью менее 100 автомобилей в сутки. Это ниже пятой технической категории с облегченным типом покрытия, с максимальным использованием местных строительных материалов. Изменение ширины проезжей части с 6 до 4,5 м с разъездными карманами с использованием двух видов покрытия – облегченного автобетона или щебня – позволяет значительно снизить стоимость строительства дорог. Если километр дорог пятой категории стоил 16,5 млн руб., то в первом случае это 9,5 млн, а если делать щебеночные дороги – 4,5 млн. Если там меньше 100 машин, строить какие–то сложные дороги нет никакой необходимости.
Для решения социальной задачи по соединению сельских населенных пунктов дорогами с твердым покрытием целесообразно разработать подобные стандарты в каждом регионе. «Данные подходы уже одобрены Минтрансом России и требуют согласования с госавтоинспекцией, – добавил Рустам Минниханов. – Это в том числе позволит решить проблемы подвоза детей к сельским школам. Сегодня мы без согласования
госавтоинспекции не можем использовать эти дороги».
Затронул глава республики и другую проблему: государственная экспертиза не принимает проекты, разработанные по местным стандартам. Для ее решения необходимо закрепить право выбора экспертизы за заказчиком и застройщиком и разрешить использование местных стандартов для строительства сельских дорог по федеральной целевой программе.
Тревогу президента Татарстана вызывает и еще одна проблема. Усилия по строительству новых и поддержанию существующих автомобильных дорог сводятся на нет бесконтрольными перевозками тяжеловесных грузов. Из специализированных перевозок они превратились в массовые случаи намеренного перегруза. Это ведет к разрушению дорог, сокращению межремонтных сроков и создает опасность для искусственных сооружений. По оценке Росавтодора, ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам, уже сегодня составляет примерно 2,5 трлн руб. Через год, с 15 ноября 2015 года, вступает в силу положение по взиманию платы с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу 12 тонн, двигающихся по федеральным дорогам. Необходимо распространить действие данного закона и на региональные дороги, считает Рустам Минниханов. Если только по федеральным дорогам будет принято это решение, то весь этот транспорт пойдет по региональным дорогам, и это будет катастрофа.
С докладом на заседании выступил министр транспорта РФ Максим Соколов.
Он отметил, что в ходе решения поставленных в последние годы задач в дорожном хозяйстве страны наметились значительные позитивные сдвиги. Это рост объемов и темпов строительства дорог, содержание дорог в соответствии с нормативами, развитие сельских дорог, внедрение механизмов государственно–частного партнерства. Во многом это связано с принятием решений по развитию дорожного хозяйства на самом высшем уровне. Улучшение качества автомобильных дорог за последний год отметили более 40% опрошенных граждан.
Однако при всех положительных изменениях в стране усиливается дисбаланс между ускоренным ростом автомобилизации населения и объемом автомобильных перево-
зок, считает министр. За четверть века количество автомобилей в стране выросло более чем в 4 раза, почти до 48 млн единиц. И сегодня их такое количество, что если они все одновременно выйдут на дороги, то займут половину сети региональных и федеральных дорог, а в крупных городах современники скоро вообще перестанут понимать Гоголя с его тезисом о любви русских к быстрой езде.
Неравномерность развития дорожной сети регионов России сдерживает сближение уровней их социально–экономического развития, а плотность дорог с учетом плотности населения в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральном округах в 3–5 раз ниже, чем в Центральном федеральном округе, и это без учета Москвы, и в 2 раза ниже, чем в Белоруссии. Тут есть к чему стремиться, и в первую очередь с точки зрения выполнения поручения президента по удвоению объемов строительства дорог.
Министр отметил, что для достижения одной из основных целей Транспортной стратегии по формированию единого транспортного пространства страны усилия Минтранса направлены на обеспечение комплексного развития территорий, укрепление связей между регионами путем устранения диспропорций на транспорте и вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, для чего на первом этапе предполагается обеспечить строительство и реконструкцию основных направлений автомобильных дорог с учетом приоритетов деятельности в части развития дорожного хозяйства на ближайшую перспективу.
Особую обеспокоенность Максим Соколов высказал по поводу функционирования муниципальных дорожных фондов, которые с этого года введены в обязательном порядке в соответствии с законодательством. «Трудностей много, о части из них известно и уже говорилось, – сказал министр. – Наверное, по первым годам можно будет сделать конкретные выводы по поводу эффекта от их деятельности, но основная проблема, конечно, – это ограниченная финансовая база, поскольку сегодня эти муниципальные дорожные фонды формируются в основном из 10% отчислений от общей суммы, зачисляемой в региональные дорожные фонды. Конечно, нам необходимо добиться направления в муниципальные дорожные фонды всего необходимого объема полагающихся средств. Еще одна проблема – это управление муниципальными дорогами и дорожными фондами. Мы поддерживаем предложение Рустама Минниханова, что для повышения эффективности использования этих средств целесообразно формировать дорожные фонды только в муниципальных районах и городских округах, чтобы эффективнее управлять собранными средствами».
Говоря об исполнении поручения президента об удвоении в ближайшее десятилетие объемов строительства и реконструкции дорог, Максим Соколов отметил, что в части федеральных дорог была стойкая уверенность в обеспечении в установленные сроки этой задачи, то есть строительство не менее 7,5 тыс. км дорог, необходимых для выполнения поручения. Однако экономика диктует свои условия, при которых сокращаются объемы финансирования дорожного хозяйства. За два предстоящих года сокращение составит почти 36 млрд руб., сокращена существенно и государственная программа развития транспортной системы. Пока такое уменьшение не критично, но продолжение снижения темпов финансирования может создать риски для достижения удвоения объемов по федеральным дорогам, а вот по региональным и местным дорогам уже сейчас есть понимание трудностей. «Минтранс, проведя совещания во всех федеральных округах, докладывал о нынешней ситуации, – сказал министр. – Однако пока мы так и не вышли на решения в части дополнительных финансовых ресурсов».
Остроту проблемы финансового обеспечения, по мнению главы Минтранса, можно снизить за счет улучшения организации исполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ по оптимизации стоимостных параметров строящихся дорог. «Считаем целесообразным в целях оптимизации расходов на строительство и реконструкцию дорог уточнить требования к проектированию, дорогам общего пользования, объектам улично–дорожной сети в зависимости от их функционального назначения, в том числе от дифференциации требований к расчетным нагрузкам и геометрическим характеристикам объектов», – сказал министр.
По его мнению, в целях повышения достоверности определения сметной стоимости дорожных работ необходимо разработать комплекс мер, который бы предусматривал формирование единой общероссийской систематизированной базы данных объектов, аналогов и стоимости ресурсов. Министр сообщил, что Минтранс совместно с Минстроем уже начал такую работу, в этом году разработаны и утверждены укрупненные нормативы цены конструктивных решений для автомобильных дорог.
Остановился Максим Соколов и на возможных дополнительных источниках наполнения дорожных фондов.
«Сегодня субъекты не очень охотно используют свое право по освобождению от уплаты налога на имущество с автомобильных дорог регионального и местного значения с учетом регионального характера этого налога, он как раз зачисляется в региональные бюджеты. В результате средства из дорожных фондов субъектов плавно перетекают в доходы общего покрытия и направляются на другие, понятно, тоже очень важные цели, но не относящиеся непосредственно к дорожной деятельности. Казалось бы, объем этого перераспределения не очень велик – чуть больше 7 млрд по стране в целом, но, к слову, он сопоставим с годовым объемом сельских субсидий из федерального бюджета. Представляется, что субъектам стоит проанализировать свои возможности и рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по уплате налога с автодорог. Впрочем, его можно уплачивать и не из регионального дорожного фонда, а за счет других источников. Это касается также и земельного налога на земли, занятые местными автомобильными дорогами», – сказал министр.
По его мнению, на государственную поддержку дорожной деятельности на региональном и муниципальном уровне целесообразно направить доходы Федерального дорожного фонда, которые будут получаться с конца следующего года от работы системы взимания платы в счет возмещения ущерба, наносимого федеральным автомобильным дорогам большегрузами массой свыше 12 тонн. «Как раз в прошлом месяце было подписано соответствующее концессионное соглашение по созданию указанной системы и вводу ее в эксплуатацию с конца 2015 года. Считаем, что доходы от взимания платы можно было бы направить в виде целевых субсидий или иных трансфертов бюджета непосредственно на стимулирование региональных и муниципальных концессий в дорожном хозяйстве, ремонт и содержание внеклассных и больших мостов и искусственных сооружений, четверть которых сегодня находится в предаварийном или неудовлетворительном состоянии, а также на строительство и реконструкцию крупных и важных объектов, снимающих в регионах инфраструктурные ограничения. Считаем также важным и в дальнейшем, основываясь на мнениях субъектов, распространить действие этой системы взимания платы с 12–тонников на региональную сеть дорог», – сказал Максим Соколов.
Далее министр остановился на программе Госкомпании «Автодор», которая в том числе ведет строительство региональных автомобильных дорог в условиях государственно–частного партнерства. В 2020 году протяженность платных участков дорог, находящихся в доверительном управлении госкомпании, достигнет почти 2 тыс. км, то есть половины длины всех дорог компании. За счет сбора платы за проезд будут собираться почти 60 млрд руб., это около половины годового объема субсидий госкомпании. И здесь дорожная отрасль во многом является пионером и флагманом развития института ГЧП в нашей стране.
«Полагаю, что накопленная Автодором положительная прецедентная практика должна получить развитие и на региональном уровне, а также в рамках государственной контрактной системы. Сегодня на региональном уровне проекты ГЧП, к сожалению, пока еще не получили широкого распространения, в том числе в связи с отсутствием финансирования и квалифицированных кадров. Реально строительство таких объектов осуществляется пока в Республике Татарстан, Удмуртии, Санкт–Петербурге, Рязанской области, а проработка и подготовка проектов ведется в Москве, Республике Карелия, Башкортостане, Пермском и Хабаровском краях и здесь, в Новосибирске», – сказал Максим Соколов.
На заседании также выступил гендиректор ОАО «ДСК «Автобан» Алексей Андреев.
Он подробно остановился на инновационном подходе к реализации проектов. «Без инноваций в дорожном строительстве, понятно, не обойтись, но при существующей системе разработки проектов, их рассмотрении экспертизой применение новых технологий, материалов, конструкций либо становится невозможным, либо проходит с большим трудом и не так скоро, как хотелось бы», – убежден гендиректор.
По его словам, сегодня еще применяются устаревшие нормативы и типовые конструкции, а неизменные задачи экспертизы – максимальное удешевление строительства. Поэтому если какие–то инновации предусмотрены нормативом – они применяются, а если нет – Главгосэкспертиза их отвергает. Даже если это и остается в проекте, то при переходе в стоимостную оценку берутся типовой аналог, устаревшие нормы. Соответственно, реализация этой инновации уже невозможна.
По мнению Алексея Андреева, инновации смогут широко применяться тогда, когда основным критерием проекта станет эффективность проектных решений с учетом определения затрат по приведенным показателям, то есть затрат на период жизненного цикла. Бизнес видит свою задачу по внедрению инноваций в том, чтобы добиться большей продолжительности жизни объекта без ухудшения его эксплуатационных свойств, а также увеличить межремонтные сроки и за счет этого – получить экономию затрат в период эксплуатации объектов.
С докладом на заседании также выступили губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, руководитель Ространснадзора Александр Касьянов, руководитель Росавтодора Роман Старовойт и другие.
Подводя итог совещания, Владимир Путин сказал: «Мы обсудили большой перечень вопросов, жизненно важных практически для каждого гражданина Российской Федерации и для страны в целом, для ее экономики. Но на самом деле проблем и нерешенных вопросов гораздо больше. У нас, знаете, как в народе говорят, «глаза боятся, а руки делают». Это тот самый случай. Нужно двигаться дальше, и мы будем это делать».
Подготовил
Юрий НИКИТСКИЙ
Фото ИТАР-ТАСС
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.