Встреча началась после торжественного награждения тех, кто подарил стране незабываемый праздник – Белую олимпиаду. С ее эмоциями, рекордами, медалями.
Теперь пришел его черед. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени он положил перед собой. Да, за заслуги. Но не только его, но и всей возглавляемой им Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Разглядывая награду, отметил точность девиза, начертанного на ней: «Польза, честь и слава». Фактически идеальный график выстраивания образцовой биографии!
Кругом в природе ходит не только вода. Закольцованными случаются и человеческие судьбы.
* * *
Его прадед по столыпинской реформе отправился в Казахстан осваивать новые земли. Отец родился в год начала Первой мировой войны, ему довелось полной чашей хлебнуть и в Великой
Отечественной. Сталинград, Кенигсберг, Прага. После тяжелого ранения год пролежал в госпитале.
На Украину отправился реализовывать свою мечту – стать железнодорожником. Там и познакомился с мамой. (Потом выяснилось, что и ее дед работал на железной дороге).
После войны, по окончании курсов, работал поездным диспетчером на Юго-Западной железной дороге. Когда началась вторая кампания по освоению целинных земель, по переводу отправился в Казахстан.
* * *
Сознательное детство и юность Александра прошли в мечтах об авиации, в сборах макетов планеров и радиоприемников. Пришло время получать аттестат зрелости.
Железные дороги испытывали тогда кадровый голод. Не хватало специалистов высшего звена. Его класс попал в поле зрения Кокчетавского отделения железной дороги. Была сформирована группа из 17 человек и по целевому набору отправлена в Уральский электромеханический институт железнодорожного транспорта.
«Ну что я один поеду в Омск, в авиатехникум?» Коллективизм победил, и Александр за компанию отправился с одноклассниками в теперешний Екатеринбург.
* * *
Диплом и путевка в жизнь вместе с радостью породили и массу вопросов. Главный из них – где жить? В семье уже родилась дочь.
Спасительную соломинку протянули «покупатели» с Восточно–Сибирской железной дороги. «Приезжай к нам. Будешь хорошо работать – будет в течение года крыша над головой».
* * *
В Иркутске, в управлении кадров ВСЖД, начальник был предельно лаконичен: «Отправляйся в Ужур, набирайся опыта».
Только потом Александр Касьянов узнает, что в этом бывшем хакасском селе главной достопримечательностью было имя писателя Аркадия Гайдара, проходившего в 1922 году там военную службу. Подойдя к карте, он ахнул: «Это же на второстепенной линии между Абаканом и Красноярском. Нет, туда я не поеду».
– То есть как – не поедешь? Это же приказ!
– Ну что там делать, я там с ума сойду. Всего два поезда в сутки ходят.
– А ты работу ищешь? Ну, поезжай в Тайшет.
* * *
Строительство железной дороги Абакан – Тайшет тогда уже стало историей. У всех на слуху был БАМ.
От Тайшета к Абакану
Не кончаются туманы.
По туманам до Тайшета
Тянем мы дорогу эту.
Это бард–романтик Юрий Визбор. Молодой специалист Александр Касьянов сразу окунулся в реальность. Тайшет – это узловая станция, крупнейшая в стране. Работала в четырех направлениях. Первое, что увидел – улицы, залитые грязью. БАМовские самосвалы периодически устраивали местным жителям «грязевые ванны».
* * *
Его первая пятилетка стала погружением в профессию и приобретением необходимого опыта. Дежурный по путям, по станции, станционный диспетчер, старший помощник начальника, зам. начальника станции Тайшет по оперативной работе. И это уже был не университетский предмет. Это была наука познания психологии человека. Наука выстраивания системы управления.
До сих пор вспоминается первая самостоятельная смена в качестве дежурного по путям. Всех обеспечил, обделил только мелькомбинат – не выделил пары вагонов под муку. На планерке начальник станции такой разнос устроил, что с полчаса потом вздыхал и охал: лесорубам под пни подал, а тем, кто хлеб печет, – нет.
* * *
Говорят, что Россия всегда стоит на перепутье. Запад чтит закон. Восток уважает традиции. Россия выбирает свой путь в зависимости от обстоятельств.
Вместе с карьерным ростом судьба уводила его все дальше на Восток. Тайшет – Иркутск – Улан–Удэ. Начальником отделения в Улан–Удэ он стал в 33 года. Целый полигон с 50 станциями, порядка 40 хозяйствующих субъектов, 17 тыс. подчиненных.
* * *
Особняком всегда стояла задача по медицинскому обслуживанию. Здоровье машиниста – залог безопасности в пути. В 1988 году построен профилакторий «Солнечный» на 100 мест, который и сегодня открыт для сотрудников и ветеранов дороги. Позже был создан центр реабилитации и комнат отдыха локомотивных бригад. Гордостью санатория стала единственная в регионе спелеоклиматическая камера из природных блоков соляных пещер Уральских гор.
* * *
Одной из главных проблем было жилье: в 1989 году около трети всех работников коллектива стояли в очереди. Поэтому за стройку было решено взяться «всем миром». За год сдали в эксплуатацию 144 благоустроенные квартиры. А еще теплосети, пешеходный мост и даже плавательный бассейн в пионерском лагере. Развивали и подсобное хозяйство в Тибельти. В это же время появилась детская поликлиника, детские сады, школа–интернат. Удалось реализовать идею: человеку должно быть хорошо там, где он работает.
* * *
Школу жизни Александр Касьянов получил хорошую. Ему повезло с наставниками и учителями. До сих пор добрым словом он вспоминает начальника станции в Тайшете В. Рожкова, С. Скрыпина и многих других. С огромным уважением рассказывает о министре путей сообщения Николае Аксененко и его вкладе в развитие железных дорог России. Давняя дружба связывает с Геннадием Комаровым, которого чтит, любит и уважает.
Геннадий Павлович долгое время шел впереди своего ученика. Тянул его за собой. Злопыхатели шептались за спиной: «Уж не родственники ли они?»
На 70–летие наставника ученик приехал с сыном. Александр Касьянов–младший познакомился с внучкой юбиляра. Теперь они муж и жена. Ждут пополнения.
* * *
Закольцованными случаются и человеческие судьбы.
* * *
90–е годы – время серьезных испытаний для страны, ее экономики. Заместитель начальника ВСЖД отвечал в тот период именно за сбор выручки. Дорога была зарабатывающая. Благодаря ее финансовым потокам функционировали БАМ, Красноярская, Забайкальская и Дальневосточная железные дороги. Лес, уголь, алюминий, нефтепродукты – их перевозка давала неплохую выручку.
Задышали, зафункционировали и придорожные хозяйства. Плата за электроэнергию, покупка топлива – все это требовало недюжинной смекалки и разворотливости. Тогда на ВСЖД впервые выстроили систему, при которой отказались от бартера, начали расчеты с Пенсионным фондом.
Все это привело к обратному перевалу через Уральский хребет по приглашению Николая Аксененко. В трудовой книжке появилась запись «Принят на должность заместителя министра путей сообщения».
* * *
Эта трудовая книжка довольно пухлая. В основном от занесенных в нее благодарностей. Одна из них гласит, что за работу по снижению задолженности в бюджет на сумму свыше 200 млрд руб. ему причитается премия в размере двух должностных окладов.
* * *
После двух лет работы в министерстве он снова вернулся на Восточно–Сибирскую железную дорогу, начальником. И это было условие Геннадий Комарова: его переводили на Октябрьскую железную дорогу, и он согласился оставить свой пост только проверенному человеку. За четыре года сделано было немало: окончено строительство Северомуйского тоннеля, подъездного пути от станции Чара. Реконструированы локомотивные депо, построен центр управления перевозками. Установлен памятник императору Александру III, восстановлена Николо–Иноккентьевская церковь в Иркутске, построена детская железная дорога.
* * *
Однажды раздался звонок от министра транспорта Игоря Левитина.
– Слушай, есть должность в Ространснадзоре, по железнодорожному транспорту, – прозвучал в трубке знакомый голос. – Приезжай.
* * *
Затишье первых дней на новом месте закончилось перестройкой. Железнодорожных ревизоров, привыкших выискивать замечания технического характера, пришлось переучивать. Потому что не в этом их работа. А в том, чтобы следить, как исполняется законодательство. Проштудировав КоАП, начали заниматься административной практикой. И наказывать нерадивых. Вот статистика: с 80 млн руб. штрафов в год до-
шли до полумиллиарда.
* * *
Он остался верен себе – не любит сидеть в кабинетах. Если есть возможность – то в дорогу. Последние командировки: Улан–Удэ (Морская коллегия) – Новосибирск (заседание президиума Госсовета) – Санкт–Петербург (совещание с начальниками территориальных управлений) – Крым (проверка работы нового территориального управления) – Улан–Удэ. (Кругом в природе не только вода ходит…)
* * *
Сибирь научила не только ценить время, но и пользоваться ее богатствами. Еще тогда, в Тайшете, в тайге собирал грибы, ягоды, в речке Бирюсе ловил хариуса. Как потопаешь, так полопаешь. Первые яблоки тогда видел только в июне. Узбекские, маленькие. Хоть в ружье заряжай. А последние – в ноябре. Так что без запасов было не обойтись.
Сибирь не отпускает. В отпуск – на Саяны, на Байкал. А сейчас любит прогуляться по осеннему лесу. С десяток километров. А потом почитать научную фантастику. Потому что ему и сегодня, в 60–летний юбилей, по–прежнему интересно, как будут люди жить дальше.
Виктор ЧИРКИН
23.10.2014
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.