В конце ноября в Санкт–Петербурге прошла VII Международная конференция «Кадровая политика». В обсуждении насущных вопросов развития кадрового потенциала отечественной транспортной отрасли приняли участие около 300 делегатов, среди них представители Министерства транспорта РФ, профильных ведомств, органов государственной власти, а также эксперты стран ближнего и дальнего зарубежья.
Вопросы государственной политики в области подготовки кадров для транспортной сферы и восполнения дефицита квалифицированных кадров были центральными темами двухдневной работы конференции. Как отметил статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, значение кадрового потенциала для транспортной отрасли трудно переоценить.
Тенденции рынка
Пленарное заседание открыл вице–губернатор Санкт–Петербурга Василий Кичеджи. Он отметил, что город является одним из ведущих образовательных центров России, где осуществляется подготовка кадров для транспортной сферы – образовательные программы реализуются в 13 вузах и 7 сузах. Правительство города намерено и далее развивать научно–образовательный потенциал Санкт–Петербурга. По мнению вице–губернатора Василия Кичеджи, для реализации этой задачи необходима разработка комплекса мер, а также тесная координация с федеральными органами власти. Так, сейчас началась работа по созданию образовательных кластеров, в том числе – через укрупнение существующих учебных заведений и создание вертикально интегрированных структур. Это позволит консолидировать ресурсы, а также сделать более управляемыми образовательные структуры.
Не менее важным для развития потенциала города является создание системы подготовки и переподготовки кадров для реализации масштабных проектов. В частности, это развитие автомобильного кластера, создание транспортного узла Санкт–Петербург – Ленинградская область. По мнению вице–губернатора, для этого необходимо использовать международные образовательные стандарты, привлекать к подготовке кадров иностранных специалистов. Также необходимо сосредоточить усилия на подготовке кадров в сфере экологической безопасности и безопасности перевозок, в том числе разработать новые образовательные стандарты. Эта работа нашла отражение в Транспортной стратегии Санкт–Петербурга до 2025 года.
В свою очередь, заместитель руководителя Административного департамента Министерства транспорта РФ Ольга Щегловская подчеркнула, что задачи развития транспортной системы России, изложенные в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, могут быть решены только при наличии достаточного количества квалифицированных специалистов. Одними из основных направлений работы Минтранса России должны стать совершенствование программ подготовки и повышения квалификации персонала, совершенствование системы государственного контроля качества, а также широкое применение специализированных тренажеров. Также министерство среди прочих задач видит сохранение целевой формы обучения студентов, развитие государственно–частного партнерства между работодателями, учебными учреждениями и органами власти.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Александр Бисеров сообщил, что с 2015 года ведомство планирует значительно усилить систему государственного контроля за качеством отраслевого образования. Он предложил профессиональному сообществу рассмотреть целесообразность получения заочного образования в транспортных вузах. По словам Александра Бисерова, отдельные программы в сфере транспорта не могут быть усвоены в форме заочного обучения. Отказ от заочного образования – это мировой тренд, направленный на повышение качества подготовки специалиста.
Состояние и тенденции отраслевого рынка труда участники конференции обсудили в рамках рабочих сессий, разбитых по тематическим секциям. Эксперты и представители авиационной, водной, железнодорожной и автомобильной отраслей поделились опытом и обозначили конкретные шаги по стабилизации кадровых проблем.
Дефицита нет!
Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Сторчевой отметил положительную динамику в области подготовки авиационных кадров:
– В прошлом году Московский и Санкт–Петербургский университеты гражданской авиации и их филиалы прошли госаккредитацию сроком на 6 лет с установлением государственного статуса – «университет», подтвердив тем самым высокий уровень организационной, преподавательской работы и состояния материально–технической базы. Объективной оценкой высокого профессионализма подготовки специалистов в учебных заведениях гражданской авиации являются отзывы о выпускниках, поступающие в вузы из разных регионов страны, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
Кроме того, по мнению Олега Сторчевого, весьма показательными являются результаты ежегодного мониторинга эффективности деятельности вузов, проводимого Минобр-
науки России. Все учебные заведения, подведомственные Росавиации, показывают высокую эффективность образовательной деятельности в системе обучения РФ. Однако специалисты учредителя (то есть Росавиации) не участвуют в проведении процедуры лицензирования вузов, подавших заявку на ведение образовательной деятельности по подготовке авиационного персонала. Это приводит к получению лицензий образовательными организациями, не способными к данному виду подготовки, что является недопустимым.
По словам замглавы Росавиации, все больше возрастает интерес молодежи к получению образования в учебных заведениях ГА по авиационным специальностям. В 2014 году в профильные учебные заведения по программам высшего и среднего профессионального образования приняты 5480 студентов и курсантов (4511 человек на очную форму обучения и 969 человек – на заочную). В этом году средний общий конкурс на бюджетные места в вузах гражданской авиации превышал 10 человек на место.
Целевой набор на летную специальность в учебные заведения ГА решает вопрос трудоустройства выпускников, дает возможность проведения дополнительной подготовки студентов во время их обучения на конкретный тип воздушного судна за средства авиакомпании, позволяет авиакомпаниям решать кадровый вопрос на перспективу 4–5 лет.
Положительное влияние целевого приема на подготовку кадров с высшим образованием очевидно. Однако в целях обеспечения кадрами авиакомпаний в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока необходимо дополнение к Федеральному закону № 273 «Об образовании» в части восстановления целевого приема в средних училищах гражданской авиации.
– Но в целом на сегодняшний день в России нет дефицита пилотов, и мне непонятен ажиотаж вокруг этой темы. Потребность авиакомпаний составляет 600 пилотов в год, мы выпускаем 780 ежегодно, и эта цифра растет, – сказал Олег Сторчевой, акцентировав внимание на том, что большое количество абитуриентов отсеиваются на этапе медкомиссии.
Он также подчеркнул, что все учебные заведения, которые готовят кадры для авиации, сохранены, их материально–техническая база улучшается. В вузах ГА в процессе подготовки авиаспециалистов используются самые современные диспетчерские тренажеры. Студенты проходят практику в центрах ОрВД в реальных производственных условиях, что позволяет говорить о высоком уровне подготовки специалистов.
По мнению Олега Сторчевого, отрицательным фактором, оказывающим негативное влияние на подготовку кадров, является призыв студентов и курсантов учебных заведений гражданской авиации в Вооруженные силы РФ как во время учебы, так и после окончания учебного заведения. Для реализации новых подходов в системе военной подготовки студентов в учреждениях высшего образования с февраля 2014 года начата работа по возобновлению военной подготовки студентов по программам подготовки офицеров запаса.
Проректор по учебной и научной работе Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА) Сергей Косачевский обратил внимание еще на одну проблему – необходимость дополнительной подготовки пилотов в авиакомпаниях после выпуска (продолжительностью около года). Связано это, по его мнению, с тем, что отсутствует единая для всех видов и уровней профессиональной подготовки пилотов нормативная база.
– Если обучение в учебных заведениях осуществляется по программам, разработанным на основе федеральных государственных образовательных стандартов, то дальнейшая профессиональная подготовка пилотов регламентируется отраслевыми нормативными документами и документами, разработанными авиакомпаниями на основе рекомендаций зарубежных производителей авиационной техники. В результате выпускник, приступая к работе в авиакомпании, сталкивается с целым рядом проблем, включая требования к уровню подготовки, – пояснил Сергей Косачевский.
Изучение зарубежного опыта показывает, что для решения этой проблемы необходима разработка профессиональных стандартов, которые должны лежать в основе образовательных и нормативных документов, регламентирующих процесс обучения и подготовки пилотов на всем протяжении профессиональной деятельности. Таким образом, на основе профессиональных стандартов должна строиться система непрерывной профессиональной подготовки пилотов.
Эти проблемы в полной мере проявились в процессе подготовки группы выпускников 2014 года на самолет Airbus 320 для работы в авиа-
компании «Аэрофлот». Были отобраны 6 лучших выпускников, авиакомпания обеспечила их всей необходимой документацией, организовав дополнительные занятия. Тренажерная подготовка проводилась под руководством летно–инструкторского состава авиакомпании в тренажерном центре института. В результате продолжительность дополнительной подготовки сократилась с 1 года до 4 месяцев, и сейчас все 6 выпускников приступили к работе в авиакомпании в качестве вторых пилотов самолета Airbus 320.
По словам Сергея Косачевского, в 2015 году с учетом полученного опыта авиакомпания «Аэрофлот» планирует подготовку из числа выпускников УВАУ ГА 20 вторых пилотов самолета Airbus 320, рассматривается возможность подготовки пилотов на самолеты Boeing 737 и SSJ–100. Проявляют интерес к такой подготовке и другие авиакомпании.
Причина – низкая зарплата
А вот директор специализированного кадрового агентства Engineering People Кирилл Семенов далек от оптимистичных оценок. По его мнению, состояние рынка кадров авиационной отрасли в России – одна из самых острых проблем. Ежегодно выпускаются молодые и талантливые специалисты из таких специализированных технических образовательных учреждений, как МАИ, МГТУ ГА, МАТИ, МГТУ им. Баумана и других учебных заведений, готовящих специалистов для авиационной промышленности. Но по факту идут туда работать только 30% выпускников. Основная причина этого – крайне низкий уровень заработной платы, отсутствие перспектив, системное понижение престижа работы в
авиапроме.
Необходимо пристальное внимание государства к развитию авиационной и космической науки и техники, грамотное пополнение этой отрасли молодыми и перспективными инженерами. Правильная профессиональная ориентация выпускников–инженеров должна быть приоритетной стратегической задачей государства в молодежной политике, отметил Кирилл Семенов.
Он напомнил, что созданная в 2006 году Объединенная авиастроительная корпорация (OAK) должна была выработать единую политику сотрудничества по вопросам кадрового резерва для авиационной промышленности. OАК нацелена на создание и разработку новых революционных проектов. Но это останется пустыми словами, если не будет грамотной и профессиональной кадровой преемственности на авиационных заводах и в конструкторских бюро. Для этого необходимо сформировать четкую и продуманную, реально работающую стратегию подготовки молодых кадров, систему грамотной адаптации молодых специалистов, политику удержания талантливых инженеров–специалистов – через социальную поддержку, перспективы профессионального и карьерного роста
В 2014 году заметно повысился интерес работодателей авиационной промышленности к молодым специалистам. Компании приглядываются к наиболее талантливым студентам профильных вузов и стремятся заинтересовать их еще во время учебы. Появились специальные HR–программы для привлечения студентов–старшекурсников на предприятия авиационной промышленности для прохождения практики. Создаются специализированные отделы по привлечению молодых специалистов при корпоративных университетах крупных авиационных производств. И, конечно же, ведется более тесная работа с кадровыми агентствами.
– Все больше предприятий авиапромышленного производства выбирают стратегию привлечения в качестве инженерно–технического персонала студентов еще во время учебы, – констатировал Кирилл Семенов. – Чтобы после окончания учебного заведения самые перспективные получили приглашение остаться работать по профессии, а не ушли в другие сферы деятельности, предприятия ОАК в рамках совместных с муниципальными образованиями программ осуществляют дополнительную социальную поддержку молодых специалистов в авиационной промышленности.
По данным кадрового агентства Engineering People, в 2014 году в два с половиной раза увеличилось количество вакансий для молодых специалистов профильных вузов без опыта работы. Почти в два раза поднялся спрос в авиационном производстве на главных инженеров. Если в 2013 году на главных инженеров приходилось 3% от всех технических и инженерных вакансий в авиационной промышленности, то в 2014 году – почти 6%. Увеличился спрос на инженеров–программистов, в текущем году это 4,5% от всех инженерных и технических вакансий в авиационной промышленности. В середине этого года количество вакансий в авиапромышленности было на 30% больше, чем на тот же период 2013 года.
Обеспечить преемственность
Вице–президент ОАО «РЖД» по управлению персоналом и социальным вопросам Дмитрий Шаханов заявил о необходимости поддержки молодых ученых отраслевых вузов. По его словам, с этой целью преподавателям, осуществляющим подготовку диссертации на соискание ученой степени доктора наук, в следующем году будут выделены пять грантов по 3,5 млн руб. каждый.
– В условиях старения работников вузов и уменьшения числа докторов наук в железнодорожной сфере необходимо обеспечить плановую преемственность поколений и передачу знаний, – сказал Дмитрий Шаханов. По его словам, ежегодные гранты будут стимулировать молодых преподавателей к научной деятельности. Предполагается, что сумма гранта распределится следующим образом: стипендия – 1,75 млн руб., подготовка диссертации – 1,25 млн, единовременная выплата после получения диплома доктора наук – 0,5 млн.
Проректор по связям с производством МИИТа Любовь Васина убеждена, что целевой прием и целевое обучение студентов позволяют обеспечивать профессиональными кадрами основного заказчика – ОАО «РЖД». Крупнейшая железнодорожная компания предоставляет в свою очередь студентам возможность прохождения практики по специальности с перспективой последующего трудоустройства. По словам проректора вуза, в целях повышения качества подготовки специалистов в МИИТе внедряется сетевая форма реализации образовательных программ. Суть такой формы обучения заключается в следующем. Работодатель предоставляет свои центры повышения квалификации, определяет базовые предприятия для студентов в рамках учебных программ для освоения ряда профессий в условиях, приближенных к реальным.
Ежегодно партнеры вуза (ОАО «РЖД», Московский метрополитен и другие компании) сообщают о потребности в специалистах ВПО и СПО для целевого приема по всем специальностям. Такой расчет подготовки специалистов соответствует потребности в них на 5 лет вперед, то есть МИИТ прогнозирует целевой прием заранее. Однако, по мнению Любови Васиной, для дальнейшего повышения качества подготовки специалистов необходимо сохранить специалитет по ряду эксплуатационных специальностей – это связано с обеспечением требований безопасности на транспорте.
Проблемные вопросы, напомнила она, связаны с определением критериев мониторинга эффективности российских вузов, не учитывающих роль и специфику отраслевого образования, отсутствием стимулов (налоговых преференций) для бизнеса, участвующего в подготовке кадров, а также с недостатком государственного финансирования программ развития вузов транспорта.
Роль плавательной практики
Заместитель начальника административного управления Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Назаров поднял на конференции тему кадрового потенциала водного транспорта РФ. Вопросы организации подготовки плавсостава неразрывно связаны с выполнением требований федеральных государственных образовательных стандартов, международных конвенционных требований (в частности, требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года), а также национальных требований в области торгового мореплавания, отметил представитель Росморречфлота.
– Структура образовательных комплексов позволяет эффективно реализовывать систему подготовки высококвалифицированных специалистов. Это касается как подготовки по рядовым профессиям и обучения по программам среднего профессионального образования на базе колледжей и речных училищ, так и фундаментальной подготовки специалистов с высшим образованием на базе институтов, а также кадров высшей квалификации научно–педагогического и научного персонала на базе научных школ и исследовательских центров, – сообщил Александр Назаров. – Подготовка кадров осуществляется для всей инфраструктуры водного транспорта: флот, порты, судоремонтные предприятия, учебные заведения, научно–исследовательские институты, управляющие структуры.
В то же время существует ряд системных проблем кадрового обеспечения морского транспорта. Основная состоит в том, что темпы развития отечественного и мирового флота, его техническое совершенствование, особенно в сегменте современных судов нового поколения и плавучих установок, добывающих на Арктическом шельфе углеводороды, значительно опережают темпы изменения содержания подготовки квалифицированных командных кадров плавсостава и специалистов всей инфраструктуры морского транспорта.
Спецификой подготовки специалистов флота является обязательное прохождение курсантами плавательной практики на протяжении всего периода обучения на учебных судах и судах судоходных компаний. Для оптимизации расходов на проведение плавательной практики и обеспечения равных условий для ее прохождения курсантами всех подведомственных образовательных учреждений созданы центры организации учебных практик. Подобные центры успешно функционируют, к примеру, на базе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова или на базе Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, позволяя заключать договоры с судоходными компаниями о прохождении курсантами производственной (в том числе преддипломной) практики.
Александр Назаров напомнил, что с учетом международных конвенционных и национальных требований к стажу плавания выпускника общая продолжительность плавпрактики должна составлять не менее 12 месяцев, что примерно втрое превышает продолжительность производственной практики неплавательных специальностей. При этом установленная Минобрнауки России величина составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам для плавспециальностей и остальных специальностей примерно одинакова. Росморречфлот предлагает рассмотреть возможность установления повышающего коэффициента к расходам на производственную практику для следующих плавательных направлений подготовки: «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».
Привитие навыков морякам достигается также проведением эффективных практических занятий. Усиление практической подготовки специалистов, широкое внедрение информационных технологий в образование будут способствовать выходу системы подготовки на более высокий уровень. Уже сегодня новые технологии позволяют создавать интерактивные учебники и учебные пособия. А тренажерные системы дают возможность многократно повторять упражнения и моделировать нештатные ситуации.
По словам Александра Назарова, активное привлечение абитуриентов для поступления в вузы, совершенствование профориентационной работы и развитие системы целевого приема и целевого обучения также являются первостепенной задачей отраслевой системы образования. К примеру, во время приемной кампании 2014 года впервые применялись новые механизмы целевого приема и целевого обучения. Реализация мер по привлечению абитуриентов становится ключевой, и эту работу необходимо проводить совместно с работодателями.
Но система целевого приема ориентирована только на государственные организации либо организации с государственным участием и только по программам высшего образования. В отрасли же большое количество компаний без госучастия, что делает невозможным их фигурирование в системе целевой подготовки.
Так что целесообразно рассмотреть вопрос о выработке и закреплении норм, обеспечивающих распространение законодательства о целевом приеме и целевом обучении на среднее профессиональное образование и на компании всех форм собственности, считают в ведомстве.
В целях совершенствования учебно–методической деятельности Росморречфлотом проводится работа по внесению соответствующих изменений в федеральные государственные образовательные стандарты в отношении плавательных специальностей.
Одного диплома мало
Заместитель декана факультета навигации и связи ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова Олег Соляков в своем выступлении уделил внимание вопросам эффективности подготовки кадров для плавания по Северному морскому пути и внутренним водным путям Северной Сибири. По словам Олега Солякова, плавание на внутренних водных путях страны регламентируется национальными нормативными документами России, поэтому международных профессиональных дипломов для членов экипажей судов на ВВП недостаточно. Требуются специальное образование и соответствующая подготовка, подтвержденные национальным речным дипломом. По этой причине члены экипажей судов смешанного (река–море) плавания должны иметь два профессиональных диплома: морской и речной.
Благо ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова имеет многолетний опыт подготовки членов экипажей судов смешанного плавания. И, кстати, выпускники этой специализации в процессе итоговой аттестации дипломируются на два профессиональных диплома: морской и речной. Оказывается, эта категория специалистов одна из самых востребованных на рынке труда. Более 90% выпускников–универсалов вуза трудоустраиваются по специальности.
По словам Олега Солякова, совершенствовать квалификацию выпускников можно за счет повышения качества практической подготовки, которую, считают в вузе, лучше всего проводить на учебно–производственных судах.
– Порой складывается ситуация, когда студенты и курсанты идут на практику в индивидуальном порядке в должностях практиканта или матроса. Отработка практических навыков будущего вахтенного помощника оставляет желать лучшего, – утверждает Олег Соляков. – Это вынужденный вариант, связанный с отсутствием специализированных учебно–производственных судов. При их наличии штурманскую практику можно было бы организовать на борту под руководством преподавательского состава и тем самым существенно поднять эффективность подготовки.
Практиканты возвращаются
Директор по персоналу ОАО «Северо–Западное пароходство» (СЗП) Павел Мартынов поделился опытом сотрудничества компании с профильными вузами: число практикантов, прошедших производственную практику на судах пароходства, с начала 2014 года составило 78 человек (в 2013 году – 85 человек).
– Как правило, практиканты, прошедшие производственную практику на наших судах, с большим удовольствием возвращаются в СЗП работать на новом флоте компании, – рассказал представитель пароходства. По его словам, СЗП уделяет большое внимание обучению и повышению квалификации плавсостава. На своевременное обучение, сертификацию и дипломирование компания выделяет достаточно много средств: 2–2,5% от фонда заработной платы.
Главным итогом работы конференции «Кадровая политика» стала резолюция с предложениями и рекомендациями, которая направлена в профильные комитеты верхней и нижней палат Федерального собрания РФ, министерства и ведомства для совершенствования законодательства и государственного регулирования в сфере решения кадровых проблем транспортного комплекса и смежных отраслей.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
4.12.2014
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.