Восьмилетней Кате предстояла поездка в Словению. Бесплатную путевку на лечение и реабилитацию выделил департамент соцзащиты. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем (из–за врожденной мышечной дистрофии девочка не может ходить, а дышит с помощью аппарата искусственной вентиляции легких), Катя – бывалый авиапутешественник. Ее папа может разобрать и упаковать дочкину электроколяску в считанные минуты. Но в этот раз подняться на борт самолета Кате не удалось. В аэропорту Шереметьево ее коляску признали слишком тяжелой для полета, и в самолет словенской авиакомпании Adria Airways девочку не посадили. Проблема возникла из–за кресла: вместе с аккумуляторами оно весит около 170 кг. По словам российских представителей словенской авиакомпании, она выполняет полеты на небольших лайнерах, и такой вес для нее, возможно, был критичным. Но почему в таком случае пассажиры об этом узнали за полчаса до вылета?
Подобные истории с перевозкой людей с ограниченными возможностями, увы, все еще случаются. Это и побудило аспиранта ОмГУПСа Павла Ганина к исследованию проблемы. Насколько права маломобильных граждан, число которых составляет более 9% населения России, защищены законом? Все ли авиакомпании соблюдают положения Конвенции ООН о правах инвалидов?
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ определяет Федеральный закон № 181 от 24 ноября 1995 года (с последующими изменениями). Его цель – обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Статья 15 этого закона посвящена обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к различным объектам. Она велит всем организациям создавать условия инвалидам (включая колясочников) для беспрепятственного пользования воздушным и другими видами транспорта. В правовом акте говорится о том, что организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, должны обеспечивать оборудование средств передвижения специальными приспособлениями и устройствами для создания инвалидам условий беспрепятственного пользования ими.
В правовых аспектах воздушных перевозок долгое время не было должного регламентирования для людей с инвалидностью. Так, до 2013 года в законодательстве РФ не было четких инструкций по обслуживанию иивалидов–колясочников, инвалидов по зрению и других маломобильных групп граждан. В связи с этим авиакомпании были вправе отказать в перевозке пассажира в кресле–коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров. Решения принимали капитаны воздушных судов и другие сотрудники компаний, руководствуясь внутренними инструкциями и субъективной оценкой ситуации.
Вопрос о том, как регламентировать перевозку инвалидов–колясочников, в России назревал давно. Но обострился он еще больше со вступлением нашей страны в ряды подписантов Конвенции ООН о правах инвалидов. В документе, в частности, говорится о недопустимости ограничения прав и свобод граждан по причине инвалидности, в том числе и свободы передвижения.
В целях совершенствования российского законодательства в рамках ратификации Конвенции, а также подготовки транспортной инфраструктуры к проведению зимних Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году депутаты Госдумы и специалисты Минздравсоцразвития РФ подготовили поправки в Воздушный кодекс РФ. В июне 2013 года Президент России подписал закон, определяющий порядок перевозки инвалидов в самолетах.
В соответствии с законодательством авиакомпании стали обязаны оснащать самолеты техническими средствами и оборудованием для перевозки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Новый закон установил, что отсутствие такого оборудования не может являться причиной для отказа инвалиду в перевозке.
Нововведением стало использование нового термина «маломобильный пассажир», позволяющего перевозчику отнести к защищаемой категории пассажиров людей с явно выраженными дисфункциями зрения или опорно–двигательного аппарата, не требуя наличия справок или прохождения освидетельствования в медицинском центре аэропорта, что уже неоднократно признавалось общественными организациями как прямая дискриминация.
Кроме того, Воздушный кодекс дополнился новой статьей. Пассажир с ограниченными возможностями должен предупредить о своем состоянии перевозчика при покупке билета. При этом инвалидность и наличие ограничений жизнедеятельности не могут быть основаниями для требования от пассажиров документов, подтверждающих состояние здоровья в связи с их инвалидностью или ограничениями жизнедеятельности. В аэропорту и на борту самолета такие пассажиры могут рассчитывать на дополнительные бесплатные услуги.
В новой статье 106.1 Воздушного кодекса представлен полный перечень таких услуг. Во–первых, сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта, в том числе при посадке в транспортное средство и высадке из него, оформлении багажа и регистрации на рейс. Во–вторых, предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла–коляски), позволяющих осуществлять перемещение лиц с ограниченными возможностями по территории аэропорта.
В–третьих, обеспечение посадки не способного передвигаться самостоятельно пассажира на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта). Предусмотрены и другие услуги.
Поправки были разработаны, чтобы пресечь злоупотребления со стороны перевозчиков. Новый закон привел нормы Воздушного кодекса РФ в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов. Казалось бы, теперь маломобильные граждане нашей страны могут быть спокойны за свой полет. Однако стандарты авиакомпаний существенно различаются.
Так, в предполетной информации, размещенной на сайте авиакомпании «Трансаэро», пассажиры, физическое или умственное состояние которых может вызвать у перевозчика опасение за их здоровье, допускаются к воздушной перевозке лишь при предъявлении справки от лечебного заведения о том, что им не противопоказана перевозка воздушным транспортом. Но согласно Воздушному кодексу авиакомпания не вправе требовать от пассажиров медицинские документы такого рода. На официальном сайте Трансаэро указано, что пассажиры в сопровождении собаки–поводыря не могут лететь в бизнес–классе. Но разве это не дискриминация, с которой так упорно боролись депутаты, внося поправки в законодательство о воздушных перевозках?
В авиакомпании S7 Airlines приобрести билет для тяжелобольного пассажира, пассажира на носилках, в инвалидном кресле, с ограниченной подвижностью, а также с отсутствием слуха или зрения можно только в офисе продаж S7. Онлайн–покупка билетов для этой категории граждан запрещена, хотя в других компаниях существует такая возможность. При обращении в офис продаж S7 Airlines агент по оформлению авиабилетов уточнит все необходимые детали и сделает запрос о возможности такого перелета. Как считают в авиакомпании, в некоторых случаях она вправе отказать пассажиру этой категории в перелете.
Стоит отметить, что до внесения поправок в законодательство у инвалидов часто случались конфликты именно с S7 Airlines, а некоторые отказы в полетах перешли даже в судебные разбирательства.
В авиакомпании UTair до начала полета инвалидом должно быть предоставлено подписанное врачом медицинское заключение, содержащее разрешение на его перевозку воздушным транспортом, а также указаны специальные требования к условиям перевозки такого пассажира. Выданное свидетельство должно быть действительно на дату вылета рейсов. Эта компания также требует медицинские документы, что неправомерно.
На официальном сайте UTair сказано, что авиакомпания не имеет возможности оказать пассажиру следующие услуги: перемещение с кресла–каталки на пассажирское кресло во время полета, помощь в приеме пищи, посещении туалетной комнаты.
Широкий резонанс в СМИ получила история с ребенком–инвалидом, которого не пустили на рейс сотрудники этой авиакомпании. Мать с дочкой, у которой был диагноз ДЦП, летели стыковочным рейсом Львов – Москва – Мурманск. Они прибыли к самолету авиакомпании UTair на спецтранспорте. Однако в салон их не пустили, отправив назад в здание аэропорта на таможенный досмотр. Женщина утверждала, что ее не предупредили о необходимых таможенных проверках. Когда пассажирка с ребенком–инвалидом вернулась во Внуково, их самолет улетел.
В авиакомпании Red Wings Airlines пассажир, лишенный слуха или зрения, перевозится только с сопровождающим лицом. Однако по согласованию с компанией незрячий пассажир может лететь и в сопровождении собаки–поводыря. Хотя согласно Воздушному кодексу пассажир с отсутствием зрения или слуха принимается к перевозке с сопровождающим лицом либо без него, но под наблюдением сотрудников авиакомпании либо в сопровождении собаки–поводыря. В Red Wings Airlines всего два варианта перевозки, что явно идет вразрез с законодательством.
Изучив требования множества российских авиаперевозчиков к пассажирам с ограниченными возможностями, автор исследования Павел Ганин пришел к выводу, что только авиакомпания «Оренбургские авиалинии» полностью придерживается статей Воздушного кодекса и не привносит в свою практику пассажирских перевозок каких–либо дополнений, ущемляющих права маломобильных граждан.
Проанализировав ситуацию с обеспечением прав и свобод инвалидов при воздушных перевозках, обратимся теперь к инфраструктуре. В марте 2014 года в Сочи состоялись первые в истории нашей страны Паралимпийские игры. Россия продемонстрировала всему миру, что политика в отношении к инвалидам у нас изменилась.
В рамках проекта по обеспечению доступной среды для людей с ограниченными возможностями Сочи был оборудован для нужд инвалидов всех категорий. Особое внимание было уделено инвалидам–колясочникам, так как именно они сталкиваются с массой трудностей при обычном передвижении по городу.
В преддверии Игр новый аэропорт Сочи оборудовали с учетом всех потребностей для пассажиров с инвалидностью. Там даже установили оборудованную для маломобильных групп населения регистрационную стойку высотой 80 см. А привокзальную площадь оснастили специальной тактильной плиткой, которая позволяла проще ориентироваться слабовидящим гражданам.
Все задуманное получилось. Гостеприимство Сочи оценил глава Международного паралимпийского комитета Филипп Кравен, сам, кстати, передвигающийся в инвалидной коляске. По его мнению, Игры в России стали лучшими в истории.
Итак, Сочи назван городом без барьеров, в который теперь спокойно могут приезжать инвалиды–колясочники со всей страны. Но смогут ли они позволить себе перелет, не говоря уже о проживании и дополнительных услугах? После проведения Олимпиады город стал очень дорогим, билеты на самолет смогут приобрести далеко не все инвалиды. Цены перелета из регионов «зашкаливают». О каком отдыхе можно говорить, если человек с ограниченными возможностями должен потратить две–три месячные пенсии только на транспортировку к месту пребывания?
Лояльному отношению к инвалидам стоит поучиться у международных перевозчиков, например турецких. Так, авиакомпания Turkish Airlines предоставляет скидку маломобильным пассажирам в размере 25% по всем направлениям, из всех стран независимо от гражданства. Так как курорты Краснодарского края ведут борьбу за отдыхающих россиян в первую очередь с Турцией, необходимо и у нас создавать выгодные предложения для людей с инвалидностью.
К аэропорту Сочи немало и других вопросов. Как часто бывает в России, политика по отношению к инвалидам до Игр и после них изменилась. Ранее, например, автомобиль маломобильных граждан выпускали с парковки аэропорта бесплатно при предъявлении соответствующего удостоверения. Теперь же инвалида обязали подниматься на второй этаж здания аэропорта для снятия копии удостоверения и технического паспорта автомобиля. Подумали ли сотрудники о том, какие это трудности для инвалида–колясочника?
В период проведения Паралимпиады в медпункте аэропорта Сочи лица с ограниченными возможностями могли получить помощь. А уже летом 2014 года были зафиксированы случаи отказа в предоставлении медицинских услуг инвалидам. Как показала проверка, это было вызвано недобросовестностью медицинских работников, а не системными решениями. Тем не менее подобные случаи отношения к инвалидам имели место в самом инновационном аэропорту России. А что тогда говорить о региональных аэропортах?
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что в последние годы в нашей стране предпринимаются действенные шаги в обеспечении прав и свобод инвалидов. Это, безусловно, дает возможность к соблюдению положений Конвенции о правах инвалидов. Но, как показывает практика пассажирских перевозок авиакомпаний, в этой сфере по–прежнему остается еще много нерешенных проблем. Специалисты высказывают опасения, что после триумфа Паралимпиады, где Россия доказала миру, что оказывает всемерную поддержку лицам с ограниченными возможностями, все программы доступной среды впадут в стагнацию.
Компетентное мнение
Исключить дискриминацию
Депутат Государственной думы Сергей Тен:
– Зачастую попытки создать условия для людей с ограниченными возможностями заканчиваются фиаско. На пандусы и съезды, как правило, невозможно подняться даже женщине с коляской, не говоря об инвалидах. Так называемые маломобильные группы населения, а проще говоря, люди, не могущие самостоятельно передвигаться, порой вынуждены сидеть дома, поскольку просто не имеют возможности спуститься по лестнице. К примеру, в Приангарье проживают почти 3 тыс. людей с ограниченными возможностями. Если, скажем, в Иркутске, еще возможно найти специально оборудованные учреждения, то в небольших городах области о подобном чаще всего не задумываются.
Безусловно, властями и частными организациями предпринимаются различные попытки создания безбарьерной среды. Однако, на мой взгляд, мы должны подходить к этой проблеме комплексно, при этом нововведения, особенно касающиеся создания условий доступной среды, должны вводиться дифференцированно: отдельно для маломобильных групп населения, отдельно для инвалидов по слуху, по зрению и так далее.
Хорошо известны случаи, когда человека в инвалидной коляске попросту не пускают в самолет, – это недопустимо! Мы должны исключить любую дискриминацию по принципу инвалидности. Люди с ограниченными возможностями могут и должны получать все положенные гражданам России услуги.
2.04.2015
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.