Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

С опорой на стратегию

Развивать конкуренциюразвития транспортного машиностроения до 2030 года будут работать предприятия отрасли.

Развивать конкуренциюПредседатель Правительства РФ Дмитрий Медведев посетил ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод», где провел совещание о мерах по обеспечению устойчивого развития транспортного машиностроения.
Открывая совещание, Дмитрий Медведев отметил, что современный и безопасный транспорт – одна из основ любой экономики. От ситуации в этой сфере зависит состояние многих секторов промышленности. Минпромторг разрабатывает стратегию развития транспортного машиностроения на период до 2030 года. Надеюсь, сказал премьер, что представители отрасли, эксперты примут самое активное участие в подготовке этого базового документа.
Глава правительства подчеркнул, что перед отраслью стоит задача производства современного и, как принято говорить, инновационного подвижного состава. При этом ставку нужно делать на безопасность, максимальную рентабельность, оперативность перевозок.
«Транспортное машиностроение – это не только доставка грузов, это еще и услуги для пассажиров по их перевозке, – напомнил Дмитрий Медведев. – Конечно, в будущем не должно быть ни неудобных старых электричек, ни старых плацкартных вагонов. Естественно, это длительный процесс, это не одномоментное дело. Но очевидно, что пришла пора в целом отказываться от устаревших перевозочных средств. Люди в нашей стране ездят много. Расстояния у нас гигантские, измеряются тысячами километров. И, конечно, наша задача – создать все условия для комфортных и безопасных перевозок».
Премьер–министр подчеркнул, что правительство выделяет деньги на поддержку самых передовых технологий в отрасли. В конце прошлого года вагоностроителям было направлено около 700 млн руб. – в результате введены в эксплуатацию более 10 тыс. новых вагонов. Вместе с тем Дмитрий Медведев признал, что ситуация на рынке сейчас сложная, тем не менее нужно вкладываться в модернизацию предприятий.
«У нас есть и передовые разработки по вагонам, по локомотивам, – заявил Дмитрий Медведев. – На сегодняшний день несколько предприятий создают самые современные вагоны, в частности, Тихвинский завод. Одна же из основных проблем – избыточное количество старых вагонов и их износ. У нас практически каждый четвертый грузовой вагон (то есть около 300 тыс.) используется с превышением заводского срока эксплуатации. И, по всей вероятности, до 2020 года срок службы закончится еще у 100 тыс. вагонов. Естественно, это ведет к негативным последствиям, в том числе падению производства новых вагонов».
С докладом на совещании выступил глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Мы действительно готовим стратегию развития отрасли, – заявил министр. – Она необходима, поскольку сегодня мы живем по той, которая была принята еще в 2007 году, и она подразумевала создание около 100 тыс. единиц мощностей для производства единиц транспортного машиностроения. Мы этих целей достигли, и сегодня, конечно, придется существенным образом корректировать те параметры, которые мы закладывали еще в прошлом году, с учетом экономической ситуации. Но без понятной, внятной стратегии будет достаточно сложно существовать».
По словам Дениса Мантурова, за прошлый год произошло снижение выпуска локомотивов на 15%, за два месяца этого года снижение составило около 80%.
По пассажирскому подвижному составу похожая ситуация. На этот год Федеральная пассажирская компания снизила объем заказов. У Тверьвагонзавода заказ снизился на 90%, практически до 50 вагонов. Сумма, необходимая для решения данной проблемы через поддержку спроса, составляет порядка 6,5 млрд руб. Из них 3,5 млрд руб. планирует выделить РЖД за счет внутреннего перераспределения средств. Министерство обороны подтверждает выделение 1 млрд руб. на закупку 30 вагонов. В итоге у нас недостающая цифра составляет 2 млрд руб.
По словам министра, суммарный объем обязательств частных операторов по приобретенной технике составляет сегодня более 800 млрд руб., при этом 80% всех займов приходится на госбанки и их лизинговые компании. Выход из этой ситуации, по мнению Дениса Мантурова, – в сокращении парка за счет вывода из сети вагонов с превышением сроков. «Мы поддерживаем решение Федеральной грузовой компании, которая в этом году наметила уничтожение 33 тыс. грузовых вагонов, что улучшит операционную эффективность компании», – сказал министр.
Но для кардинального решения проблемы, по его мнению, необходим комплекс взаимосвязанных экономических и регуляторных мер.
Во–первых, чтобы операторы могли выйти хотя бы в ноль, обслуживать парк и выплачивать проценты по кредитам и лизинговым обязательствам, ставка должна быть не менее 830 руб. на вагон в сутки. Поэтому предлагается ввести повышенный коэффициент 1,48 на порожний пробег для универсальных вагонов, эксплуатирующихся за пределами назначенного срока службы. Эта мера стимулирует операторов избавляться от старых вагонов и поможет поднять объемы продаж новых до минимальной загрузки машиностроительных предприятий на уровне 40 тыс. в год.
Во–вторых. Необходимо внести корректировки в систему сертификации вагонов. Если раньше в России был один орган сертификации на железнодорожном транспорте, то сейчас законодательство позволяет практически любому юридическому лицу получить такую аккредитацию. В итоге сертификация как барьер для входа небезопасной техники, и в том числе иностранного производства, просто девальвируется. Предлагается лишить такого статуса организации, находящиеся под контролем участников рынка, и установить более высокие требования к аккредитации органов по сертификации.
В–третьих, нужно существенно изменить действующий механизм допуска вагонов на сеть. Сейчас государство не контролирует базу данных допущенных к эксплуатации вагонов, что открывает возможности для фальсификаций. Чтобы избежать злоупотреблений, необходимо создать базу данных допуска вагонов на сеть железных дорог Российской Федерации и передать функции ведения этой базы Росжелдору.
В–четвертых, в настоящий момент законодательство Таможенного союза о техническом регулировании распространяется на стадии разработки и изготовления подвижного состава и не затрагивает вопросы эксплуатации. При этом нормы безопасности за последние 30 лет существенно ужесточились, и подавляющее число старых вагонов им не отвечает. В связи с этим предлагается поручить Минтрансу и Минпромторгу разработать национальный стандарт безопасности эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
Выступивший на совещании генеральный директор ОАО «Научно–производственная корпорация «Уралвагонзавод» Олег Сиенко подробно рассказал о проблемах предприятия, истоком которых он назвал решение о продлении сроков службы вагона. Гендиректор выступил с предложением рассмотреть предоставление дополнительных госгарантий для реструктуризации кредитов основных производителей железнодорожной техники.
В свою очередь председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Дмитрий Бокарев отметил, что в сегодняшней ситуации принципиально важен доступ к дешевому и, самое главное, долгосрочному финансированию, которое позволит отрасли, очень успешно развивающейся в последние 10 лет, поддержать те темпы развития, которые были к определенному времени достигнуты, и сохранить в сегодняшних условиях свое производство.
Кроме того, Дмитрий Бокарев обратил внимание на еще одну важную проблему: «У нас на сегодняшний день отсутствует федеральный закон о регулировании пассажирского транспорта в целом, поэтому мы уже внесли свои предложения в РЖД по подготовке законопроекта о регулировании пассажирского движения в России. Чтобы для операторов эта деятельность стала эффективной, чтобы они могли в рамках своих программ предусматривать закупку подвижного состава, нужно на долгосрочной основе принять решение по нескольким направлениям. Прежде всего закрепить в этом законе нулевую ставку НДС по перевозкам пассажиров, в том числе и в пригородном сообщении, на бессрочной основе; рассмотреть возможность по установлению льготного коэффициента, который сегодня существует, 0,01, на услуги инфраструктуры, опять же на долгосрочной основе. И посмотреть финансирование субъектов Российской Федерации в рамках адресной поддержки по пригородным перевозкам. Самое главное, конечно, принять такой закон».
Дмитрий Медведев поблагодарил участников совещания и пообещал дать по его результатам правительственные поручения.

Подготовил Юрий ПОЛИКАРПОВ

26.03.2015


просмотры:

92

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться