Транспортной инфраструктуре Дальневосточного округа – системное развитие.
Во Владивостоке прошел Восточный экономический форум. В его рамках состоялась ключевая сессия «Транспорт: инфраструктура и логистика», на которой с докладом выступил министр транспорта РФ Максим Соколов.
Он подчеркнул, что Дальний Восток в настоящий момент является одним из ключевых регионов для реализации основных направлений транспортной политики государства, закрепленных в Транспортной стратегии. Дальний Восток находится на стыке международных транспортных коридоров, благодаря которым возрастает роль России в формировании транзитных грузо– и пассажиропотоков, связывающих Европу со странами Азиатско–Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, страны Азии с Северной Америкой, что в свою очередь стимулирует развитие межрегиональных рынков и способствует привлечению дополнительных инвестиций в экономику восточных регионов страны.
Министр отметил, что наиболее масштабными проектами в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) стали проекты реконструкции Байкало–Амурской и Транссибирской магистралей. Развитие БАМа позволит поддержать перспективные грузопотоки с вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке, а также угля в Центральную Россию и на экспорт в страны Азиатско–Тихоокеанского региона. Учитывая наращивание объема грузопотоков, пропускная способность Байкало–Амурской магистрали в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань будет доведена до 80–100 млн тонн к 2025 году. Частными инвесторами в этих портах будут построены новые морские перегрузочные комплексы.
Транспортной стратегией предусмотрено создание транспортных коридоров «Суйфуньхэ» и «Туманганский» – с российской стороны коридоров «Приморье–1» и «Приморье–2» от границы с Китаем до соединения с Транссибирским транспортным коридором и автомобильной магистралью Владивосток – Москва.
В настоящее время реализуется 1–й этап развития Восточного полигона сети ОАО «РЖД», в который входят мероприятия по развитию и обновлению ж/д инфраструктуры. Ведется строительство ж/д линии Беркакит – Томмот – Якутск.
Максим Соколов подчеркнул, что реализация этих мероприятий даст возможность создания в ДФО нового транспортного коридора на основе интермодального транспортного узла в Якутске, интегрированного внутренними водными путями с Северным морским путем.
Министр отметил активное развитие проекта Экономического пояса Шелкового пути, предусматривающего прежде всего развитие железнодорожных связей, в первую очередь таких, как реконструкция БАМа и Транссиба, а также развитие высокоскоростного пассажирского коридора «Москва – Пекин». Проект направлен на снятие барьеров в трансграничных и транзитных перевозках, а также формирование интермодальных транспортных связей. Шелковый путь позволит не только снизить издержки, но и увеличить скорость транспортировки грузов, а также конкурентные преимущества участников этого процесса, в первую очередь Российской Федерации.
Не менее важным проектом, по мнению Максима Соколова, является строительство автодорожного коридора «Европа – Западный Китай», проходящего по территории Китая, через Казахстан и далее Российскую Федерацию. По России проходит порядка 2200 км коридора. Прежде всего, это будет скоростная трасса Москва – Санкт–Петербург длиной 670 км, два участка которой введены в эксплуатацию в прошлом году, затем Центральная кольцевая автомобильная дорога длиной 330 км, и далее вниз вдоль территории Приволжского федерального округа, где формируются новые проекты государственно–частного партнерства на территориях Татарстана, Башкортостана, Оренбургской области.
Совместно с бизнес–сообществом реализуется проект развития транспортного узла Восточный – Находка, направленный на модернизацию круглогодично глубоководного морского порта.
Для формирования опорной магистральной дорожной сети проводится реконструкция автомобильной дороги «Уссури» (Хабаровск – Владивосток).
На внутреннем водном транспорте будут проведены реконструкция и уточнение состава водных путей, улучшение их эксплуатационных параметров. Потребуются техническое перевооружение целого ряда речных портов в регионе, а также развитие инфраструктуры арктических портов Тикси и Зеленый Мыс.
Инфраструктура воздушного транспорта на сегодняшний день во многом не соответствует текущим потребностям транспортного процесса. Наиболее востребованной в районах Дальнего Востока стала Программа субсидирования перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении.
«В 2015 году из средств федерального бюджета субсидируются 69 маршрутов Дальневосточного федерального округа на сумму 5,33 млрд руб., что на 26,8% больше, чем в 2014 году», – сказал Максим Соколов.
В рамках развития пассажирского, в т. ч. круизного, сообщения ведутся строительство морского вокзала в Петропавловске–Камчатском, реконструкция объектов инфраструктуры морского порта Петропавловск–Камчатский со сроком завершения работ в 2019 году. В настоящее время продолжается развитие Северного морского пути.
В заключение министр подчеркнул, что в последнее время наметилось восстановление баланса между интересами государства и частного бизнеса, чему способствует реализация проектов, в том числе и в транспортной сфере, на принципах государственно–частного партнерства.
В рамках ВЭФ Максим Соколов провел ряд рабочих встреч с представителями крупного бизнеса России, ОАЭ и стран Персидского залива.
Наш корр.
10.09.2015