– Борис Петрович, на II Форуме ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая, который проходил в начале сентября в Пекине, вас избрали сопредседателем этой весьма авторитетной организации. Что это за ассоциация и чем она занимается?
– Это неправительственная организация, созданная в прошлом году на добровольной основе. Учредительное собрание состоялось в Петербургском госуниверситете путей сообщения. Тогда членами ассоциации стали два десятка ректоров транспортных вузов. Сейчас она объединяет 60 ректоров транспортных вузов Китая и России. Работает ассоциация под патронажем министра транспорта РФ Максима Соколова.
Цель деятельности ассоциации транспортных вузов России и Китая в рамках содействия реализации международных договоров – объединение усилий по интеграции высших учебных заведений страны в мировое образовательное и научное сообщество, повышение рейтингов вузов двух стран на международном рынке образования, содействие экспорту образовательных услуг, развитие транспортных отраслей.
На форуме была принята Пекинская декларация, а также разработан и утвержден конкретный план действий, включающий ряд направлений сотрудничества. В первую очередь – это кадровая работа. Мы планируем объединить «Базу привлечения талантов» китайского Управления по делам иностранных специалистов с базой данных ученых, находящихся в кадровом резерве транспортных вузов России. И таким образом создать специальный фонд обмена специалистами высшего уровня Китая и России. Есть отдельные пункты, посвященные обмену преподавателями, аспирантами и студентами. В Китае есть интересная программа «Отличник–бакалавр» Государственного комитета КНР по управлению фондом обучения за границей. Мы договорились проводить политику взаимного освобождения от платы за обучение в вузах именно этой категории студентов.
Второе не менее важное направление – научные исследования. В Китае целый ряд министерств: науки, транспорта, просвещения, а также госкомиссия по управлению фондом естественной науки – выделяют гранты на проведение научных исследований. Приоритет будет отдаваться совместным проектам китайских и российских ученых. Для этого будут создаваться центры совместного исследования по отраслям транспорта. Мы договорились начать работу по стратегии права на интеллектуальную собственность. Это предполагает создание правовых основ для совместного использования права на интеллектуальную собственность. В плане записано: создание платформы обмена технологиями и патентами между вузами и предприятиями. Задача – воплощение инновационных технологий в производство.
Отсюда третье важное направление – практическое применение научных разработок в сфере транспортной индустрии. Ключевым элементом в этом деле должен стать Китайско–российский центр исследования транспортной стратегии, призванный вырабатывать экспертные предложения для политического руководства КНР и РФ. Следующий элемент этой серьезной деятельности – создание китайско–российского института для исследования работы транспортных отраслей. Это будет мощный консалтинговый центр для предприятий России и Китая, участвующих в реализации совместных глобальных транспортных проектов. А таких проектов немало!
Только глобальный проект возрождения Великого шелкового пути в новом формате есть не что иное, как проект организации глобальных трансмодальных перевозок. Здесь работы хватит всем заинтересованным сторонам. К слову, интересный доклад на эту тему был сделан министром транспорта РФ Максимом Соколовым в Пекинском транспортном университете.
Форуму транспортных вузов России и Китая было уделено большое внимание со стороны китайского руководства. На встречу с ректорами приезжал заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Китая.
– Вы являетесь почетным профессором Технологического университета города Нинбо. Вам, наверное, часто приходится бывать в Китае, общаться с представителями высших учебных заведений этой страны?
– В Китае мне доводилось бывать довольно часто в самом начале 90–х годов прошлого века. Как юрист участвовал в переговорах с китайскими торговыми партнерами, занимался лизингом авиационной техники. Спустя десять лет, работая в ОАО «Аэрофлот», решал производственные вопросы авиакомпании в Пекине, Гонконге и Сингапуре. Не скрою, я всегда пытался уловить настроения в китайском обществе.
Когда пять лет назад наш вуз устанавливал контакты с Политехническим университетом провинции Сиань, я обратил внимание на ироничные слова одного из проректоров: «Мы побывали в нескольких, в том числе аэрокосмических университетах России (не хочу называть). Везде принимали очень хорошо. Показывали достопримечательности, устраивали обильные застолья, затем песни пели, а дальнейшего развития не было. Только ваш университет откликнулся на приглашение приехать в Китай». Итогом встречи был договор о сотрудничестве.
Но мы не оставляли попыток установить деловые и рабочие контакты с китайскими коллегами. Два года назад по нашему приглашению делегация Технологического университета Нинбо побывала в Москве и Санкт–Петербурге. После этого визита к нам посыпались настойчивые предложения приехать в гости и обсудить вопросы сотрудничества. Китайская сторона любезно согласилась взять на себя расходы по пребыванию, предварительно подготовила документы на получение очередного гранта. Кроме того, китайскими коллегами весьма оперативно был рассмотрен и согласован проект договора о сотрудничестве. Это и послужило толчком к моему очередному визиту в Поднебесную.
– Известно, что китайские коллеги – люди весьма прагматичные. Как же МГТУ ГА удалось добиться значимых результатов?
– Целенаправленной работой. Совместно с китайскими коллегами из Технологического университета Нинбо были оформлены документы на получение гранта. И уже во время очередного визита я узнал о том, что в сентябре 2014 года в Пекине состоялось очередное заседание подкомиссии по научно–техническому сотрудничеству при Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств КНР и РФ, где сторонами был утвержден ряд новых совместных проектов в научно–технической области на 2015–2016 годы. Наш университет, единственный из более 40 аэрокосмических и транспортных вузов России, получил грант на исследование производственной деятельности авиапредприятия.
В 2015 году под редакцией ректоров МГТУ ГА и Технологического университета Нинбо вышла монография «Мониторинг производственной деятельности авиакомпаний для создания системы качества». В работе формулируются научные рекомендации по выработке управленческих решений, направленных на повышение эффективности авиакомпании на основе анализа динамики основных показателей производственной деятельности.
Есть еще одно очень интересное и перспективное направление сотрудничества – совместная реализация изобретений, воплощенных в патентах, правообладателем которых является наш вуз. Приказом ректора создана специальная группа, которая этим занимается. В нее входит и преподаватель–экономист, прекрасно владеющий китайским языком. До конца года коллегам предстоит не раз побывать в Китае. А сейчас ждем специалистов из Поднебесной.
Убежден, что у сотрудничества в научной и образовательной сферах между МГТУ ГА и Технологическим университетом Нинбо большие перспективы и возможности для решения практических задач стратегии развития транспортных систем наших стран. А после встреч на форуме таких партнеров будет больше. На очереди подписание договора с Университетом гражданской авиации КНР, который находится в Тяньцзине.
– В чем состоит специфика современного китайского вуза? Чем отличаются китайские студенты от российских? Как в КНР организован процесс обучения, прохождения практики?
– Поступить в Китае в высшее учебное заведение для молодого человека – огромная удача. Конкуренция весьма высокая, но процедура поступления максимально упрощена. Сдав национальный экзамен (вроде нашего ЕГЭ), абитуриент имеет право направить документы в три вуза. В один из них да поступит! Отношение к учебе исключительно ответственное, о пропусках занятий по неуважительной причине не может идти речи. Дисциплина – как в военном училище. Китайский студент все силы приложит для получения заветного диплома. Это для него не просто «корочка» о высшем образовании, а уверенный шаг вперед и вверх по социальной лестнице.
Да и система оценок здесь иная. Максимально это 100 баллов, что равно пяти баллам в России. Основная форма промежуточного контроля знаний – тестирование, но очень много занятий проводится в мини–группах. Такие коллоквиумы и семинары приучают работать в команде, совместно находить то или иное оптимальное решение. Вообще, в вузах Китая упор делается на совершенствование системы управления учебным процессом, оптимизацию ее элементов. В этом участвуют и студенты. Таким образом, на производство приходят люди, не только знающие специальность и умеющие работать коллективно, но также обладающие определенными элементами навыков руководителя.
Платят студенты за обучение и проживание. Суммы невеликие. Зато получают дотации на питание, полноценный обед стоит 6 юаней, это около 70 рублей. В общежитии запрещено готовить пищу, пользоваться микроволновками, электрочайниками и
т. п. Да и живут студенты в спартанских условиях. В комнатах площадью 20–22 квадратных метра проживают по 6 человек, спят на двухъярусных кроватях.
Условия же для учебы созданы отличные. Аудитории, лаборатории оснащены современным оборудованием. Когда я осматривал кампусы вузов в Пекине, Сиане и Нинбо, то позавидовал своим китайским коллегам. На охраняемой территории сосредоточена вся инфраструктура: учебные корпуса, общежития, спортивные сооружения, огромный комбинат питания и даже отдельная улица, где расположены магазины, кафе, салоны связи. Эти малые предприятия создаются и управляются студентами – экономистами и маркетологами. Вуз выделяет помещение, оплачивает накладные расходы и засчитывает такой бизнес в качестве производственной практики! Если студенческий бизнес начинает приносить стабильную прибыль, администрация вуза может договориться с городскими властями о выведении этого предприятия за территорию университета в «свободное плавание».
– А как в Китае работают профессора и преподаватели? Какова связь китайской науки с производством?
– Отмечу, что почасовая нагрузка на профессора не такая высокая, как в отечественных вузах. Основная часть зарплаты профессора составляет 24 тысячи долларов в год, а доцента – 22 тысячи. Это без учета участия в научных и коммерческих проектах под эгидой университета. К слову, такая «коммерческая» активность только приветствуется администрацией вуза. Профессор, занимающийся работой над научным проектом за вознаграждение и привлекающий к этому аспирантов–учеников, всегда в почете. Следует отметить, что вуз в Китае помимо основной учебно–педагогической функции выполняет роль отраслевого НИИ, обслуживающего предприятия транспортной отрасли города или провинции.
Например, специалисты Технологического университета Нинбо обслуживают всю логистическую цепочку морского торгового порта Бейлунь, готовят программный продукт, совершенствуют систему управления. А понадобилось городским властям Нинбо разработать эффективную систему управления дорожным движением в городе, рассчитать интервалы движения по магистралям и периферийным улицам – разработали соответствующую систему и внедрили ее. «Зеленая волна» эффективно работает в городе с интенсивным движением автомобильного транспорта. В одной из лабораторий вуза за работой по управлению дорожным движением можно наблюдать он–лайн. Сюда поступает информация с видеокамер, установленных на улицах и перекрестках города. То есть система постоянно совершенствуется специалистами вуза. В университете 16 исследовательских лабораторий, которые работают над проектами национального уровня, проводят исследования по заданию провинциальных властей. Результаты исследований – основа научных публикаций.
– Вам удалось уловить изменение настроения в китайском обществе, особенно в среде интеллигенции, с которой вы общаетесь?
– Ответ начну словами известного китайского писателя Мо–Янь: «В 50–е годы люди были достаточно чисты, в 60–е – абсолютно фанатичны, в 70–е – довольно малодушны, в 80–е – прислушивались к речам, пытаясь понять, что за этим стоит, а в 90–е – стали крайне злобными и порочными». Так характеризует общество в романе «Устал рождаться и умирать» этот лауреат Нобелевской премии.
Из своих поездок по Китаю и общения с вузовской интеллигенцией и студентами я вынес одно. В КНР стали очень бережно относиться к управленческим кадрам. После перенесенных социально–экономических трагедий в виде «культурной революции» и «большого скачка» там уже никогда не будут устраивать бессмысленные люстрации. Ректор Лю Джонда, например, бывший кадровый работник КПК, руководил горкомом партии в Нинбо. Инженер–строитель, в свое время руководивший строительством нескольких мостов на юге Китая. Немало бывших партийно–хозяйственных работников среди административного аппарата и преподавателей в других вузах. И учебный процесс от этого не страдает.
Но погоду в современном китайском обществе все активнее начинает делать молодежь. Еще в Сианьском политехническом университете я встречался с молодыми преподавателями, которых специально направляли в Европу и США на целевые стажировки. Это было одним из элементов подготовки КНР к вступлению в ВТО. Молодые люди во время стажировки изучали не только правовые и социально–экономические вопросы. Они активно адаптировались к условиям работы в Германии, Франции, Бельгии, а затем все вернулись в высшие учебные заведения и стали там преподавателями.
Это весьма эрудированные, энергичные и целеустремленные люди. Они беззаветно любят Поднебесную и не сомневаются в мудрости решений, принятых правительством.
Сейчас дверь в Китай в очередной раз открыта. На встречах многие подчеркивали, что в настоящее время сложились уникальные условия для сотрудничества между Россией и Китаем. Важно не упустить этот момент.
– Много говорят о китайском экономическом чуде. Вы на протяжении двух десятилетий бывали в КНР и, наверное, воочию убедились в стремительном развитии страны?
– Один из моих визитов был в администрацию свободной экономической зоны в г. Сяншань. Она находится на расстоянии 140 километров от г. Нинбо, на побережье Восточно–Китайского моря, изрезанного островами. Зона образована совсем недавно. Пока здесь в изобилии разводят моллюсков и рыбу. В администрации зоны мне пояснили, что для развития необходимы новые технологии, а финансовых средств недостаточно. Проведены первые переговоры с инвесторами, и есть интересные предложения. Потенциальные инвесторы готовы строить здесь заводы и необходимую инфраструктуру, ведь законодательство гарантирует налоговые льготы для предприятий. Работа по развитию свободной экономической зоны предполагает строительство новых дорог, взлетной полосы для бизнес–джетов, вертолетных площадок, причалов для гидросамолетов, жилья и прочей инфраструктуры.
Судя по аргументированному рассказу заместителя генерального директора свободной экономической зоны Люй Минзи (он, бывший военный летчик, с удовольствием вспоминал, как много лет назад будучи курсантом осваивал учебный самолет Як–18), на территории СЭЗ планируется развивать и авиационный кластер, производство запасных частей для самолетов. К слову, в провинции быстрыми темпами идет развитие двух аэропортов. В свободной экономической зоне будет третий. Утвержден проект и выделены государственные инвестиции. Китайские коллеги из Технологического университета крайне заинтересованы в подготовке специалистов эксплуатационного профиля для гражданской авиации.
Вообще, город Нинбо окружен локальными зонами свободной торговли, толчок для развития которых дала в свое время свободная экономическая зона Шанхая. Два года назад в Нинбо были зарегистрированы 160 тысяч частных предприятий. Экономика развивается в режиме «нон–стоп». Прошел период, когда здесь массово шили одежду, в том числе поставляемую в Россию. Подходит к концу этап развития сборки автомобилей по лицензии.
Зато здесь активно развивается мультимодальный транспортный узел. Нинбо уже сейчас по объему перевозки грузов входит в десятку мировых морских торговых портов. Научные работники Технологического университета Нинбо разрабатывают модель развития этой свободной экономической зоны. Планируют создать здесь филиал университета.
– Борис Петрович, вы были в Пекине, когда там отмечалось 70–летие окончания Второй мировой войны. Каковы ваши впечатления о том, что удалось увидеть?
– Конечно, было очень интересно видеть прямую трансляцию парада Победы. Практически по всем каналам телевидения транслировались документальные фильмы, повествующие об ужасах военных лет, выступали ученые–историки. Разумеется, было много художественных фильмов. Не скрою, некоторые из них вызывали легкую иронию. Китайские партизаны громили полчища отлично вооруженных и подготовленных японских солдат. Но ведь это элемент патриотического воспитания масс. Вообще говоря, в Китае последовательно проводится политика очень бережного и взвешенного отношения к собственной истории. Именно это мы, ректоры транспортных вузов, увидели в Мемориальном музее антияпонской войны китайского народа 1937–1945 годов. К слову, в одной из экспозиций музея весьма объективно представлена роль СССР в победе над японскими милитаристами. Особенно интересным был стенд, посвященный советским военным летчикам, воевавшим в Китае с 1937 года.
– И когда состоится очередной форум ректоров транспортных вузов России и Китая?
– Осенью следующего года в Москве. Он пройдет на базе МИИТа. Уверен, что к этому времени учеными МГТУ ГА будут реализованы несколько интересных проектов с китайскими коллегами.
Беседу вел Артем СЕРГЕЕВ
8.10.2015
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.