Каждый день, пока состав от станции метро «Выхино» идет по поверхности, несколько минут невольно приходится смотреть на причудливые иероглифы, которыми исписаны гаражи и заборы вдоль одноименной железнодорожной станции. Подобных диких и примитивных росписей, в которых порой попадаются нецензурные выражения, в мегаполисе немало. Что хотят до нас донести неизвестные «творцы» – непонятно.
Еще недавно такое мы видели только в зарубежных фильмах. Оттуда и шагнуло к нам граффити как вид уличного искусства со своими стилями и направлениями. Во многих странах граффити давно перешло в разряд жестко регламентированного жанра. Роспись «недозволенных» мест чревата уголовной ответственностью, при этом приветствуется уличная живопись на поверхностях, которым необходимо придать эстетичный вид. В Париже и Лондоне, например, целые районы украшены пейзажами, экзотическими животными и т. д. Все больше радующих глаз рисунков и в Москве, власти которой намерены использовать творческий потенциал художников этого направления для украшения столицы.
К сожалению, цветной мазни в Москве, да и в других городах – с избытком, чему свидетельством исписанные нелепыми «произведениями» стены домов, трансформаторные будки, электрощиты, двери подъездов! В последние годы рисунки все чаще стали появляться на электричках и станционных ограждениях, виадуках и путепроводах. «Картинные галереи» плодятся, как грибы после дождя, являясь предметом раздражения не только властей, но и жителей, которые пишут об этом на различных форумах:
«Однотонные стены, согласитесь, это скучно, но когда они изрисованы непонятными и тем более нецензурными фразами, это уже совсем возмутительно! Да, нужно облагораживать город, делать его красивее и наряднее, но не таким же методом»
«Уже загадили почти все стены и фасады многоэтажек, гаражей, предприятий, заборы и остановки. Мне интересно, вы у себя дома тоже так рисуете на стенах, на обоях? Нужно же иметь какую–то культуру поведения, совесть, в конце–то концов!»
«Бездари, не умеете – не беритесь! Или учитесь рисовать!»
Примеров того, что делают эти «бездари», предостаточно. Из наиболее громких, – разрисованная в Подмосковье пригородная электричка Лесной Городок – Москва. Десятки подростков остановили электропоезд Лесной Городок – Москва на платформе Мичуринец Киевского направления и, принудительно удерживая состав с помощью стоп–кранов, за 12–15 минут раскрасили все вагоны краской из баллончиков в стиле граффити, после чего скрылись.
Электричку потом больше недели оттирали в депо ацетоном. На 12 вагонов пришлось вылить реки растворителя. Другого способа очистки состава нет. Впрочем, первоначальный вид ему придать не получилось: тусклые разводы краски из баллончиков все равно видны на корпусе. Требуется дорогостоящая покраска, а ведь электричку только год назад покрыли специальным составом, и гарантия у той покраски – шесть лет. Ущерб от того набега на электропоезд, в котором, между прочим, находились пассажиры, составил полмиллиона рублей. К сожалению, поиски исполнителей акции оказались безуспешными.
А вот двух молодых людей, разрисовавших электричку на станции Бородино Белорусского направления, поймать удалось. Изуродовав за несколько минут три вагона, попытались уехать на заранее припаркованной машине. Не успели. «Ночью на станции Бородино сотрудниками отделения транспортной полиции задержаны двое молодых людей, которые разрисовывали вагоны электропоезда, – сообщил представитель транспортной полиции Николай Демьяненко. – Задержанными оказались москвичи 21–22 лет. Орудия вандализма – баллончики с краской – у них конфискованы». Молодые люди по решению суда ныне выплачивают крупные штрафы, которые должны покрыть убытки депо станции Лобня.
Но «художников» от слова «худо» не только штрафуют. С реальными сроками за разрисованный поезд покинула скамью подсудимых группа молодых людей, которых взяли с поличным на станции Сосново, что в 90 км от Петербурга. Их «мольбертом» стала пригородная электричка. На запасные пути графитчики пришли с баллончиками краски и разукрасили составы за считанные минуты. Но и этого времени хватило полиции, чтобы взять молодых людей с поличным. Задержаны были шесть человек, которые успели разукрасить три вагона. Такое художество в транспортной полиции расценили как вандализм, а суд отправил их за решетку на сроки от полутора до трех лет лишения свободы.
Сурово? Возможно. Однако из–за вандалов, к которым относятся и самодеятельные «художники», Октябрьская железная дорога ежегодно несет немалые убытки. По данным руководства дороги, все направления – Финляндское, Балтийское, Витебское – давно поделены между разными командами подпольных художников. Это серьезные группировки, которые не только находят возможность проникать в пункты отстоя вагонов, но и останавливают вагоны по ходу движения и успевают буквально за несколько минут раскрасить достаточно большие площади. На преступления, признаются, толкают азарт или жажда адреналина. Об этой проблеме в транспортной полиции знают, но поставить у каждого вагона по сотруднику невозможно. Сейчас, правда, охрану на железной дороге усилили. Вместе с полицией все чаще несут службу военнослужащие внутренних войск МВД.
Но более всего, что вполне объяснимо масштабом перевозок, страдает от графитчиков Московская железная дорога. Примерно раз в неделю на составах появляются «веселые картинки». Современные маркеры и краска в баллончиках имеют такой химический состав, что вывести их очень сложно, вот и приходится тратить на очистку вагонов немалые суммы. Самые криминогенные с точки зрения вандализма – электрички Ярославского направления, которыми часто пользуются футбольные болельщики. Ущерб, нанесенный вандалами за полгода, только в депо Москва–2 превысил 9 млн руб. В «лидерах» и Киевское направление МЖД: в депо Апрелевка материальный ущерб от вандализма приблизился к 8 млн руб. В депо Куровская, как и в депо Раменское, он составил по 4,3 млн руб. Немало средств израсходовано на восстановление пригородных электропоездов, приписанных к депо Железнодорожная, Лобня и Перерва. За полгода железнодорожникам от разноцветной мазни пришлось очистить 12,5 тыс. вагонов.
Если брать данные по стране в целом, то издержки на перекраску вагонов, замену изрисованных и исцарапанных окон ежегодно составляют сотни миллионов рублей ежегодно.
Дерзкая выходка вандалов на станции Мичуринец в свое время вынудила депутатов подумать об ужесточении наказания за разрисовывание поездов и железнодорожных контейнеров. В таком подходе к ползущей по стране разноцветной мазне есть рациональное зерно. Как установила группа голландских исследователей, этот вид «искусства» совсем не безобиден, более того – он подталкивает людей к нарушению признанных норм общественного поведения. Ученые провели серию экспериментов с целью выявить, как граффити влияет на юные умы. Например, вдоль аллеи установили два забора. Один был добротно покрашен светлой краской и сиял чистотой. Второй расписали граффити, и вскоре именно у него появились горы мусора – окурки, бумажки, пустые банки. У светлого забора было чисто. Как отмечают ученые, далеко не невинная тяга расписывать стены и заборы из баллончиков с яркими красками провоцирует людей на антиобщественное и даже преступное поведение. Говорят, что еще в конце 80–х годов американская полиция, понимая это, повела борьбу с граффити в нью–йоркском метро и добилась снижения числа мелких преступлений в подземке. Сейчас многие города и муниципалитеты по всему миру стараются избавиться от примитивных художеств, чтобы сдержать рост правонарушений.
…На сленге этого рода художников рисовать означает «бомбить». И вот они «бомбят» с энергией, достойной лучшего применения. Почему они это делают? На условиях анонимности мне удалось спросить об этом одного из ночных «живописцев». Сказал так: «Ночью надеваю рюкзак на плечи – и в путь. Не забуду первые ощущения, хотя они уже в прошлом, которые получил от нелегального рисования. Это был кайф! И сейчас мне интересно то, чем занимаюсь. Это уже как болезнь. Проезжая по улицам и глядя на дома или заборы, вижу только одно: как там можно было бы порисовать, сколько бы там вошло кусков, как много нужно краски, чтобы закрасить этот фасад, и так далее. Мои друзья часто слышат от меня: «О, какая стеночка!». Да, это диагноз!».
Об отношениях с полицией, местными жителями и «хозяевами» стенок сказал так: «Гоняли, ловили, сажали в «обезьянник», штрафы выписывали. До жителей мне не было никогда никакого дела, что там говорят, что кричат, могут высказывать любое свое мнение, главное, чтобы руки не распускали».
Что же касается отношения к этому направлению «живописи» экспертов, то на этот вопрос хорошо ответил президент Союза московских архитекторов, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай Шумаков: «Я знаю одно – искусство должно быть высокопрофессиональным. Оно должно быть качественным. Таким должно быть и граффити».
Владимир ГОНДУСОВ
Фото Ольги Щвейцер
26.11.2015
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.