Инвалиды постоянно сталкиваются на транспорте со множеством подчас непреодолимых преград.
На базе Института международных транспортных коммуникаций МИИТа создается отраслевой центр по подготовке персонала для работы с инвалидами и маломобильными группами населения на пассажирском транспорте. Эту новость озвучил заместитель директора Департамента программ развития Министерства транспорта РФ Сергей Егоршев на первой отраслевой научно–практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения доступности услуг пассажирского транспорта для инвалидов и маломобильных групп населения».
Обучат персонал
Руководители и преподаватели отраслевых образовательных учреждений, представители организаций пассажирского транспорта, профессиональных сообществ и общественных организаций, а также ученые и специалисты, занимающиеся проблемами обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг пассажирского транспорта, собрались, чтобы обсудить широкий круг вопросов, связанных с реализацией мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Как сообщил Сергей Егоршев, за пять лет действия этой программы на ее реализацию было выделено из федерального бюджета 163 млрд руб., однако на транспортный сегмент пришлось всего 17 млн руб. Почти все эти деньги были потрачены на создание методологии оценки доступности транспортной системы с учетом потребностей инвалидов.
Как отметил Сергей Егоршев, проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствуют критерии оценки транспортных объектов с точки зрения их доступности для инвалидов. Методологический документ за несколько лет согласовали со всеми федеральными органами, он прошел оценку регулирующего воздействия. Однако министерству пришлось столкнуться с сопротивлением некоторых перевозчиков.
– В ряде компаний, например, считают, что оценка транспортных объектов и услуг по этой методологии означает вторжение в их коммерческую деятельность, – сказал представитель Минтранса. – Некоторые из перевозчиков не заинтересованы в том, чтобы создавать доступную среду, полагая, что инвалидов в общем пассажиропотоке немного и возникающие проблемы можно решать в индивидуальном порядке.
По мнению заместителя главы департамента Минтранса России, в этой связи субъектам РФ необходимо увеличить расходы на транспорт с целью улучшения доступности для маломобильных групп населения, так как большинство объектов находится либо в региональной, либо в муниципальной собственности. Сейчас, по оценке Минтранса, выделяется лишь около 30% необходимых средств. Кроме того, Министерство транспорта РФ предлагает создать курс для студентов транспортных вузов по оказанию ситуационной помощи инвалидам.
– Недавно был проведен конкурс научно–исследовательских работ по тому, каким образом на всех видах транспорта построить процесс дополнительного образования работников транспортной сферы для работы с маломобильными гражданами. Есть подобные наработки и у ОАО «РЖД», но для системного обучения работников всех видов транспорта для оказания ситуационной помощи инвалидам нам необходима методическая поддержка и единый центр компетенции, – сказал Сергей Егоршев.
По его словам, необходимо разработать программу дополнительного образования для работников транспорта, добиться, чтобы эта образовательная деятельность была поставлена на поток. То есть чтобы все работники транспортной сферы, которые принимают участие в обслуживании инвалидов, умели это делать. Поэтому сейчас ставится вопрос о введении курса для студентов транспортных вузов по оказанию ситуационной помощи при работе с инвалидами на всех видах транспорта.
Грустный парадокс. Инвалиды–колясочники из числа участников конференции не смогли без посторонней помощи подняться по ступенькам лестницы на второй этаж здания института, в помещении которого проходило в этот день мероприятие. Видимо, не случайно на открытии пленарного заседания по формированию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения проректор по развитию материально–технической базы МИИТа Игорь Колесников затронул вопросы образовательной деятельности инвалидов. По данным проведенного университетом анализа, лишь 20% зданий всех транспортных вузов частично приспособлены для проживания и обучения инвалидов. Ключевое слово здесь – частично. Между тем создание условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями напрямую связано с возможностью сохранения вузом государственной аккредитации образовательной деятельности.
– Эта проблема затрагивает большинство учебных заведений страны. Отдельные корпуса университетского комплекса МИИТа, к примеру, были возведены в дореволюционное время, перестроить их невозможно технически, – сказал Игорь Колесников.
По его мнению, в связи с дефицитом финансовых ресурсов у российских вузов необходимо заняться организацией специализированных учебных центров для обучения лиц с ограниченными возможностями. Что и будет осуществляться, в частности, на базе МИИТа. Проректор отметил, что вопросы методического обеспечения учебного процесса для инвалидов также нуждаются в решении. Для их реализации необходимо заняться созданием межвузовских объединений по методической работе с привлечением действующих отраслевых специалистов.
Столичный опыт
Не секрет, что опыт Москвы в плане обеспечения доступности социально значимых объектов для маломобильных граждан является передовым в России. Более того, как заявил представитель столичного департамента транспорта Александр Грачев, для ведомства вопросы создания без-
барьерной среды первостепенны. Так, 400 остановок, приспособленных для маломобильных граждан, появятся в Москве до конца 2015 года. Для сравнения: на сегодняшний день ГУП «Мосгортранс» имеет 200 остановок, приспособленных для всех категорий граждан. Таким образом, к концу года в Москве будут насчитываться уже 600 подобных объектов.
– Важной является работа по замене устаревших павильонов ожидания транспорта на приспособленные для всех категорий граждан. Модернизированные павильоны будут оборудованы системами видеонаблюдения, здесь предусмотрены места для инвалидных колясок и пассажиров с детьми, для слабовидящих пассажиров встроено освещение, а также установлены новые схемы и информационные табло с увеличенным шрифтом. Для удобства посадки и высадки павильоны ограждены антипарковочными столбиками, – рассказал Александр Грачев.
Начальник службы обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями здоровья международного аэропорта Шереметьево Анна Ионова сообщила, что в Шереметьево может появиться тактильный путь для слабовидящих пассажиров от входа в здание аэропорта до стоек регистрации. Также запланировано размещение тактильно–звуковых мнемосхем с информацией о местонахождении пассажира, возможных маршрутах движения по территории терминалов, продублированной шрифтом Брайля и звуковым сопровождением.
По словам Анны Ионовой, в настоящий момент в рамках совершенствования безбарьерной среды в аэропорту проведен целый комплекс мероприятий. В частности, выделены дополнительные парковочные места для пассажиров, оборудованы кнопкой экстренного вызова туалетные комнаты, переоборудованы стойки общественного пользования, оборудованы залы повышенной комфортности как в зоне дополнительных режимных ограничений для пассажиров, вылетающих международными рейсами, так и для пассажиров федеральных рейсов.
Барьерная среда
И все–таки, несмотря на столь похвальные инициативы, на практике даже в столице инвалиды сталкиваются со множеством подчас непреодолимых преград. Об этом рассказал координатор общественной организации «Союз пассажиров» Сергей Попов. По его словам, проблема заключается в том, что закупка низкопольных автобусов столичными организациями общественного транспорта, по сути, не гарантирует, что колясочник или другой инвалид сможет спокойно попасть в салон. Водители зачастую нарушают правила подачи автобуса к остановке, согласно которым расстояние до бордюра не должно превышать 30 см. Но и в случае соблюдения регламента на остановке автобуса, троллейбуса или трамвая между полом и тротуаром может остаться большой вертикальный зазор, даже если водитель подъедет вплотную к бордюру. Этим недостатком страдают не только старые модели транспорта, но и новые, низкопольные. В итоге на такую высоту колясочнику и инвалиду на костылях самостоятельно не подняться, нужна помощь водителя или добросердечных пассажиров.
Генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп», член Общественного совета Министерства транспорта РФ Сергей Ваньшин напомнил о необходимости обсуждения вопросов адаптации турникетов в электричках и метро для слепых и слабовидящих пассажиров, а также инвалидов–колясочников.
– В то время как Россия присоединилась к международной Конвенции о правах инвалидов, которая нацеливает на борьбу с физическими барьерами, эти самые барьеры возникли перед слепыми на перронах пригородного сообщения, – отметил Сергей Ваньшин.
По его словам, главная трудность заключается в непростой процедуре оформления проезда у инвалидов по зрению для прохода через турникеты.
В общем, условия для инвалидов на транспорте в нашей стране пока трудно назвать приемлемыми. Участники конференции отмечали целый ряд проблем. Технические регламенты и стандарты по транспорту и транспортной инфраструктуре во многом несовершенны и не отвечают современным требованиям. Невнятно прописана мера ответственности за несоблюдение требований по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и транспорту. Да и сама инфраструктура, мягко говоря, далека от совершенства. Инвалиды пожаловались на то, что возникают многочисленные трудности при пользовании услугами московской службы «Социальное такси» и некоторых других социальных организаций.
В этой связи специалисты считают, что финансирование программы «Доступная среда» на следующий период времени в части обеспечения доступности транспорта для инвалидов необходимо увеличить. С этим выводом согласились многие участники развернувшейся дискуссии. Рефреном звучала мысль: все эти проблемы нуждаются в комплексном и системном решении.