Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

По труду и почет

1_s.jpg
Семен Кутафин – первый ударник железнодорожной отрасли.
1.jpg

Более восьмидесяти лет существует высшая награда отрасли – знак «Почетный железнодорожник».
В мае 1933 года вопрос о такой награде рассматривался в ЦИК СССР, который дал соответствующие поручения. В апреле 1934 года комиссия Президиума ЦИК утвердила образец знака, а уже в мае появилось положение о знаке, что фактически положило начало существованию награды.
За прошедшие годы неоднократно менялся внешний вид знака, обновлялось положение о нем. Но награда эта была и остается самой престижной для железнодорожников.
В настоящее время приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» (с изменениями от 20 июня 2007 года и 23 сентября 2013 года) утвержден нагрудный знак «Почетный железнодорожник». Основаниями для награждения являются наивысшие результаты в труде и другие особые заслуги перед железнодорожным транспортом.
Первым кавалером этой награды стал Семен Васильевич Кутафин.
Он родился 15 ноября 1902 года в станице Ладожской ныне Усть–Лабинского района Краснодарского края в семье станционного плотника. После окончания церковно–приходской школы и городского реального училища в 15 лет пошел работать на железную дорогу. Сначала учеником телеграфиста, затем – телеграфистом на станции Песчанокопская, что между Кавказской и Сальском.
В 1927 году Кутафин окончил Ростовские железнодорожные курсы, после окончания которых работал заместителем начальника станции Георгиевск. В 1930 году, после окончания Владикавказских курсов диспетчеров, был направлен диспетчером на станцию Грозный.
В отличие от коллег–диспетчеров, нередко предпочитавших руководить участками, не выходя из кабинетов, Семен Кутафин рано понял, как важно знать конкретные условия работы на подопечных станциях и возможности людей, призванных выполнять его указания. В свободное от дежурств время молодой диспетчер стал выезжать на перегоны.
Выезжая на участки со сборными поездами, Семен Васильевич интересовался всеми мелочами их приема и обработки, доходя до действий главных и старших кондукторов, поездных вагонных мастеров, смазчиков, сцепщиков, раздатчиков и других работников, проверял поездные документы, выяснял, где и какая предстоит отцепка и прицепка вагонов, составлял план работы с поездом, согласовывал его с дежурным диспетчером, копии плана давал машинисту и главному кондуктору, объясняя бригадам последовательность действий на каждой станции. Постепенно эти и другие приемы работы сложились в стройную систему, в только ему присущий метод работы.
Его главными составными частями он считал, во–первых, систематические рейсы со сборными поездами, что позволяло руководить движением не вслепую, а со знанием людей и обстоятельств; во–вторых, обучение главных кондукторов рациональному приему поездов на распорядительных станциях с нанесением на вагоны меловой разметки согласно документам; в–третьих, слаженную, по заранее намеченному плану работу паровозной и поездной бригад; в–четвертых, повышение ответственности железнодорожников за сборные поезда и тесную увязку их движения с другими поездами и, наконец, знание диспетчером профиля участка и возможностей локомотива, чтобы давать машинистам реальные задания по продвижению поездов. Остается добавить, что на каждый сборный поезд он составлял оперативный план и расписание движения.
При первой поездке со сборным поездом на участке Гудермес – Прохладная Кутафин ускорил его прибытие на конечную станцию на 4 ч 15 мин против установленного времени. Со вторым поездом сэкономил в пути 5 ч 25 мин. Обычное время хода на участке протяженностью 182 км было сокращено более чем в два раза.
Таким образом, он впервые разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов, позволившую в реальных условиях вдвое ускорить их продвижение. В историю вошло и то, что в дни работы XVII съезда партии в порядке эксперимента и передачи своего опыта новатор провел угольный маршрут из Донбасса в Ленинград за 5 дней и 10 часов, тогда как другие подобные составы находились в пути не менее 8–10 суток.
После этого события Кутафин был награжден значком «Почетному железнодорожнику».
Так Семен Васильевич стал первым почетным железнодорожником в стране.
На реверсе значка на пластине надпись: «Тов. Кутафину С.В. за социалистическое отношение к труду 1Д.Н.К. Н.К.П.С.» и дата награждения. Значок «малого» размера (22 х 33 мм) выполнен из серебра 916–й пробы. Накладные части – паровоз, знамя, ленточка, колосья, звездочка – золотые. Лишь с 1964 года он стал именоваться не значком, а знаком и был изготовлен уже из другого металла. На гайке видна надпись изготовителя значка «Всекохудож, Москва, № 11, Кузнецк. мост». Значок «Почетному железнодорожнику» № 1 и удостоверение к нему, подписанное лично наркомом А.А. Андреевым, хранились в Центральном музее революции СССР в Москве.
Первая командировка Кутафина в роли уже инспектора НКПС была на Донбасс. Там наиболее густая железнодорожная сеть и более многочисленный коллектив паровозников и движенцев. Следующим был Грозненский железнодорожный район, потом – Сибирь. Из Кузнецка в Магнитогорск он провел угольный маршрут. Затем распространял свой опыт в Самарканде. В 1935–1937 годах работал старшим ревизором–диспетчером при наркомате.
Затем началась его деятельность на руководящих должностях. В мае 1937 года Кутафин назначен заместителем начальника Орджоникидзевской железной дороги и в том же году переведен на ту же должность в Ростов. В августе 1938 года Семен Васильевич возглавил Южную железную дорогу. Именно в этой должности он встретил Великую Отечественную войну. Будучи начальником магистрали и впоследствии в качестве руководителя оперативных железнодорожных групп, создававшихся для ускорения продвижения воинских грузов в районы Сталинграда, Курской дуги и других крупных сражений, Кутафин попадал под бомбежки и обстрелы, работал бесстрашно и напряженно, много сделал для того, чтобы быстрее восстановить все, что разрушила война. На Курской дуге им предстояло ответственное задание – восстановление и эксплуатация освобожденных участков фронтовых дорог. В частности, было организовано движение поездов на участках Курск – Льгов, Льгов – Дмитровск, Курск – Поныри, Курск – Косторная, Курск – Ржава, Льгов – Готня. Причем почти вся поездная работа в районе Курской дуги осуществлялась силами работников Южной магистрали.
Когда был освобожден Харьков, Кутафин вместе с инженерами железнодорожных войск организовал восстановление разрушенных коммуникаций уже спустя неделю после освобождения, открыв сквозное движение через харьковский железнодорожный узел, считавшийся одним из самых сложных в СССР по причине большого количества мостов, путепроводов и пересечений.
За заслуги в обеспечении перевозок для фронта и в восстановлении железнодорожного хозяйства ему в ноябре 1943 года вместе с другими работниками транспорта было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
1 марта 1944 года Кутафина утвердили начальником Московско–Курской магистрали, присвоили звание генерал–директора движения 2 ранга. Позже в связи с образованием округов железных дорог С.В. Кутафин был переведен в аппарат Министерства путей сообщения и курировал службу движения по дорогам Средней Азии. В 1949 году его назначили главным ревизором–диспетчером по Донецкому округу железных дорог, а в 1951 году, после упразднения округов, он стал начальником отдела дорог Юго–Запада.
За самоотверженный труд Семен Васильевич был награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, рядом медалей.


Елена БУКРЕЕВА, 

начальник отдела наград

Административного департамента

Минтранса России

15.10.15 



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться