В последние дни марта ГК «Автодор» организовала пресс–тур по трассе М–4 «Дон» с целью демонстрации работы объектов придорожного сервиса.
Известно, что эта дорога – одна из самых загруженных. Интенсивность движения объясняется тем, что она соединяет столицу с югом страны и заканчивается на Черноморском побережье. Кроме того, «Дон» проходит по центральным – самым густонаселенным регионам. Идет по Черноземью и главной житнице России Краснодарскому краю. По этой дороге автокараваны везут грузы из новороссийского порта. Поэтому движение по трассе «Дон» остается напряженным буквально круглогодично. Однако своего пика трафик достигает, конечно же, в летние месяцы. К грузоперевозчикам добавляются многочисленные отпускники, которые на личных автомобилях двигаются к морю. Плюс еще дачники, массово выезжающие на свои «фазенды».
Чтобы справиться с такими нагрузками, дорога должна отвечать необходимым требованиям. В пути, особенно если он занимает не один день, водители и пассажиры автотранспорта должны иметь возможность не только заправиться качественным топливом, но и отдохнуть в нормальных человеческих условиях, возможно, даже принять душ и постирать что–то из одежды, поесть горячей пищи и переночевать в чистых номерах, пребывая в полной уверенности, что с оставленной на охраняемой стоянке машиной и грузом ничего не случится. Времена, когда из придорожного сервиса предлагались только автозаправочные станции с непонятного качества топливом, хочется верить, безвозвратно проходят.
Во всяком случае, ГК «Автодор», в чью компетенцию входят развитие, строительство и эксплуатация платных и федеральных дорог, разработала концепцию придорожного сервиса. Согласно принятому плану вдоль дорог будут создаваться многофункциональные зоны дорожного сервиса, включающие в себя помимо заправки еще и оборудованные охраняемые стоянки, кафе, рестораны, магазины, мотели, станции технического обслуживания. Концепция сводится к тому, чтобы предоставить водителям и их пассажирам, передвигающимся по трассе на дальние расстояния, в одном месте весь комплекс необходимых в дороге услуг.
Строительство такого многофункционального комплекса требует значительных инвестиций, исчисляемых десятками, а то и сотнями миллионов рублей. Для их привлечения необходимо создать условия, гарантирующие, что вложенные деньги окупятся.
По словам начальника отдела дорожного сервиса ООО УК «Автодор» Евгения Лунева, планируется создавать такие центры на трассе через каждые 40–60 км. Чаще не имеет смысла, потому что не хватит клиентов, которые смогут оплатить работу сразу двух многофункциональных сервисных зон, стоящих рядом. В то же время расстояние между ними в полсотни километров позволит создать необходимую конкурентную среду и удовлетворить спрос со стороны водителей на необходимые им услуги.
Многофункциональные зоны сервиса готовы обслужить самых разных клиентов. Предполагается, что в их число войдут и пассажиры межрегиональных автобусов, и дальнобойщики, и автолюбители. Однако основная ставка делается все–таки на автовладельцев, предпочитающих путешествовать на своих машинах. Такие предпочтения объясняются просто. Согласно приведенным маркетинговым исследованиям люди, выбирающие в качестве средства перемещения на дальние расстояния автобусы, меньше всего склонны «сорить» деньгами. В среднем они готовы потратить в дороге не более 10% от стоимости билета на межрегиональный автобус, то есть порядка ста – ста пятидесяти рублей.
Не любят тратиться в дороге и дальнобойщики. Они предпочитают обслуживать себя сами. Но дальнобойщики создают основной спрос на топливо. За одну заправку они, как правило, заливают в свои баки порядка тонны соляры. Заправочные станции в них заинтересованы. Поэтому, чтобы привлечь их, на заправках многофункциональных центров оборудуются бесплатные стоянки для автофур, а также бесплатные души и прачечные. То есть дальнобойщикам бесплатно предлагается то необходимое, без чего они в дороге обойтись не могут.
Но наибольший интерес для многофункциональных центров представляют автовладельцы, путешествующие на своих автомобилях. На трассе М–4 «Дон» это, как правило, отпускники, отправляющиеся летом на отдых. Вот эта категория клиентов является самой ценной и желанной. Именно их обслуживанию в многофункциональных центрах уделяется наибольшее внимание. Все объясняется просто. Люди целый год ждут отпуска, специально откладывают на него деньги, поэтому, когда им, наконец, удается вырваться на отдых, то они уже не особо экономят и готовы платить за качественное обслуживание. По словам сотрудников многофункциональных сервисных центров, средний чек в придорожных ресторанах и магазинах таких автовладельцев составляет до 300% от стоимости их заправки.
Появление каждой такой многофункциональной зоны сервиса на дороге – результат тесного взаимодействия ГК «Автодор» с региональными администрациями и бизнесом. От местных властей зависит выделение под будущее строительство земельного участка, изменение его целевого назначения, выдача всевозможных разрешений на подключение к коммунальным сетям. ГК «Автодор» в свою очередь на первом этапе нередко выполняет функции девелопера. То есть организует выкуп земли под объект, занимается получением лицензии на строительство. Затем, на следующем этапе, наступает очередь инвестора, который готовит проект, подыскивает застройщика и т. д. Также от ГК «Автодор» зависит обеспечение примыкания сервисного объекта к дороге в соответствии со всеми действующими требованиями безопасности. В дальнейшем в ходе эксплуатации центра госкомпания осуществляет контроль за тем, чтобы его деятельность и оказываемые услуги отвечали всем стандартам качества.
В основном к созданию подобных центров проявляют интерес брендовые компании, занимающиеся в том числе и заправочным бизнесом. Но при этом они сталкиваются с проблемами, которые ранее были им незнакомы. О чем речь? Им приходится осваивать науку управления несвойственным им ресторанным, гостиничным и магазинным бизнесом.
Каждый решает эту проблему по–своему. Например, крупная топливозаправочная компания «ЕКО», построившая сервисный центр на 43–м км трассы «Дон», привлекла к организации ресторанного бизнеса «Макдоналдс». Она построила по проекту этой ресторанной сети специальное помещение, которое потом сдала ей же в аренду. Таким же путем развивает свои многофункциональные зоны «Лукойл». Так, во время пробега удалось посетить заправочные станции этой компании на 129–м и 496–м км. Их сейчас активно готовят к реконструкции. Уже в ближайшем будущем рядом с заправками должны появиться рестораны и мотели.
Для управления ресторанным бизнесом «Лукойл» собирается привлечь московскую сеть, которой принадлежат рестораны «Шоколадница» и «Кофе хауз». Однако не все готовы делиться своим бизнесом. А может, не видят для этого и возможностей. Например, такие нефтяные гиганты, как «Роснефть» и «Татнефть», собираются осваивать науку управления ресторанами, кафе и мотелями на своих станциях самостоятельно.
В ходе поездки удалось посетить несколько многофункциональных зон, принадлежащих этим корпорациям. Менеджмент продемонстрировал работу своих ресторанов и мотелей. Надо сказать, что они не сильно уступают, если уступают вообще, тем объектам мотельного и ресторанного бизнеса, которые находятся в управлении компаний, для которых этот бизнес является профильным.
Ситуация со строительством мотелей вообще выглядит не просто. Это очень специфический бизнес, на успешность которого влияет множество факторов, в том числе такие, как сезонность, обеспечение безопасности посетителей и их имущества. Специалисты утверждают, что прибыльным и одновременно высококачественным он может быть только в случае создания сети мотелей. Одиночными объектами управлять невыгодно. Вывести их в прибыль очень сложно. Однако пока такие сети еще не появились, а потому инвесторы не торопятся вкладываться в этот бизнес. В итоге строительством и содержанием мотелей приходится заниматься или отдельным частникам на свой страх и риск, или компаниям, чей бизнес – автозаправочные станции.
Особо необходимо отметить, что появление в регионах таких крупных объектов, как многофункциональные зоны дорожного сервиса, благотворно влияет на развитие экономики на местах. Они создают рабочие места с достойным для глубинки уровнем оплаты, формируют спрос на строительные товары, на продукцию местных фермеров. Кроме того, к обслуживанию водителей на трассе ГК «Автодор» планирует привлечь малый бизнес. Именно с этой целью в марте этого года между госкомпанией и Корпорацией поддержки малого бизнеса «ОПОРА» было подписано специальное соглашение о сотрудничестве.
По словам начальника отдела дорожного сервиса ООО УК «Автодор» Евгения Лунева, проблему создания многофункциональных сервисных центров, можно считать, удалось сдвинуть с мертвой точки. Они постепенно создаются вдоль трассы М–4 «Дон». Теперь стоит вопрос выработки критериев оценки качества их работы. В настоящее время Автодор этим занимается. К работе привлечены многочисленные общественные организации, профессиональные ассоциации автоперевозчиков и автозаправщиков, предприятия малого и среднего бизнеса. Все нацелено на то, чтобы сделать критерии оценки работы монофункциональных сервисных зон прозрачными, понятными и объективными.
Автодор регулярно осуществляет контроль работы и оказания услуг объектов сервиса, расположенных вдоль трасс, находящихся в управлении компании. По итогам выносятся предписания об устранении выявленных нарушений. Раз в полгода осуществляется проверка их исполнения. Все силы компании направлены на то, чтобы в России появился, наконец, сервис, отвечающий всем современным требованиям.
Михаил МАКАРОВ
21.04.2016 г.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.