Более восьмидесяти лет существует высшая награда отрасли – знак «Почетный железнодорожник».
В мае 1933 года вопрос о такой награде рассматривался в ЦИК СССР, который дал соответствующие поручения. В апреле 1934 года комиссия Президиума ЦИК утвердила образец знака, а уже в мае появилось положение о знаке, что фактически положило начало существованию награды.
За прошедшие годы неоднократно менялся внешний вид знака, обновлялось положение о нем. Но награда эта была и остается самой престижной для железнодорожников.
В настоящее время приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» (с изменениями от 20 июня 2007 года и 23 сентября 2013 года) утвержден нагрудный знак «Почетный железнодорожник». Основаниями для награждения являются наивысшие результаты в труде и другие особые заслуги перед железнодорожным транспортом.
Первым кавалером этой награды стал Семен Васильевич Кутафин.
Он родился 15 ноября 1902 года в станице Ладожской ныне Усть–Лабинского района Краснодарского края в семье станционного плотника. После окончания церковно–приходской школы и городского реального училища в 15 лет пошел работать на железную дорогу. Сначала учеником телеграфиста, затем – телеграфистом на станции Песчанокопская, что между Кавказской и Сальском.
В 1927 году Кутафин окончил Ростовские железнодорожные курсы, после окончания которых работал заместителем начальника станции Георгиевск. В 1930 году, после окончания Владикавказских курсов диспетчеров, был направлен диспетчером на станцию Грозный.
В отличие от коллег–диспетчеров, нередко предпочитавших руководить участками, не выходя из кабинетов, Семен Кутафин рано понял, как важно знать конкретные условия работы на подопечных станциях и возможности людей, призванных выполнять его указания. В свободное от дежурств время молодой диспетчер стал выезжать на перегоны.
Выезжая на участки со сборными поездами, Семен Васильевич интересовался всеми мелочами их приема и обработки, доходя до действий главных и старших кондукторов, поездных вагонных мастеров, смазчиков, сцепщиков, раздатчиков и других работников, проверял поездные документы, выяснял, где и какая предстоит отцепка и прицепка вагонов, составлял план работы с поездом, согласовывал его с дежурным диспетчером, копии плана давал машинисту и главному кондуктору, объясняя бригадам последовательность действий на каждой станции. Постепенно эти и другие приемы работы сложились в стройную систему, в только ему присущий метод работы.
Его главными составными частями он считал, во–первых, систематические рейсы со сборными поездами, что позволяло руководить движением не вслепую, а со знанием людей и обстоятельств; во–вторых, обучение главных кондукторов рациональному приему поездов на распорядительных станциях с нанесением на вагоны меловой разметки согласно документам; в–третьих, слаженную, по заранее намеченному плану работу паровозной и поездной бригад; в–четвертых, повышение ответственности железнодорожников за сборные поезда и тесную увязку их движения с другими поездами и, наконец, знание диспетчером профиля участка и возможностей локомотива, чтобы давать машинистам реальные задания по продвижению поездов. Остается добавить, что на каждый сборный поезд он составлял оперативный план и расписание движения.
При первой поездке со сборным поездом на участке Гудермес – Прохладная Кутафин ускорил его прибытие на конечную станцию на 4 ч 15 мин против установленного времени. Со вторым поездом сэкономил в пути 5 ч 25 мин. Обычное время хода на участке протяженностью 182 км было сокращено более чем в два раза.
Таким образом, он впервые разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов, позволившую в реальных условиях вдвое ускорить их продвижение. В историю вошло и то, что в дни работы XVII съезда партии в порядке эксперимента и передачи своего опыта новатор провел угольный маршрут из Донбасса в Ленинград за 5 дней и 10 часов, тогда как другие подобные составы находились в пути не менее 8–10 суток.
После этого события Кутафин был награжден значком «Почетному железнодорожнику».
Так Семен Васильевич стал первым почетным железнодорожником в стране.
На реверсе значка на пластине надпись: «Тов. Кутафину С.В. за социалистическое отношение к труду 1Д.Н.К. Н.К.П.С.» и дата награждения. Значок «малого» размера (22 х 33 мм) выполнен из серебра 916–й пробы. Накладные части – паровоз, знамя, ленточка, колосья, звездочка – золотые. Лишь с 1964 года он стал именоваться не значком, а знаком и был изготовлен уже из другого металла. На гайке видна надпись изготовителя значка «Всекохудож, Москва, № 11, Кузнецк. мост». Значок «Почетному железнодорожнику» № 1 и удостоверение к нему, подписанное лично наркомом А.А. Андреевым, хранились в Центральном музее революции СССР в Москве.
Первая командировка Кутафина в роли уже инспектора НКПС была на Донбасс. Там наиболее густая железнодорожная сеть и более многочисленный коллектив паровозников и движенцев. Следующим был Грозненский железнодорожный район, потом – Сибирь. Из Кузнецка в Магнитогорск он провел угольный маршрут. Затем распространял свой опыт в Самарканде. В 1935–1937 годах работал старшим ревизором–диспетчером при наркомате.
Затем началась его деятельность на руководящих должностях. В мае 1937 года Кутафин назначен заместителем начальника Орджоникидзевской железной дороги и в том же году переведен на ту же должность в Ростов. В августе 1938 года Семен Васильевич возглавил Южную железную дорогу. Именно в этой должности он встретил Великую Отечественную войну. Будучи начальником магистрали и впоследствии в качестве руководителя оперативных железнодорожных групп, создававшихся для ускорения продвижения воинских грузов в районы Сталинграда, Курской дуги и других крупных сражений, Кутафин попадал под бомбежки и обстрелы, работал бесстрашно и напряженно, много сделал для того, чтобы быстрее восстановить все, что разрушила война. На Курской дуге им предстояло ответственное задание – восстановление и эксплуатация освобожденных участков фронтовых дорог. В частности, было организовано движение поездов на участках Курск – Льгов, Льгов – Дмитровск, Курск – Поныри, Курск – Косторная, Курск – Ржава, Льгов – Готня. Причем почти вся поездная работа в районе Курской дуги осуществлялась силами работников Южной магистрали.
Когда был освобожден Харьков, Кутафин вместе с инженерами железнодорожных войск организовал восстановление разрушенных коммуникаций уже спустя неделю после освобождения, открыв сквозное движение через харьковский железнодорожный узел, считавшийся одним из самых сложных в СССР по причине большого количества мостов, путепроводов и пересечений.
За заслуги в обеспечении перевозок для фронта и в восстановлении железнодорожного хозяйства ему в ноябре 1943 года вместе с другими работниками транспорта было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
1 марта 1944 года Кутафина утвердили начальником Московско–Курской магистрали, присвоили звание генерал–директора движения 2 ранга. Позже в связи с образованием округов железных дорог С.В. Кутафин был переведен в аппарат Министерства путей сообщения и курировал службу движения по дорогам Средней Азии. В 1949 году его назначили главным ревизором–диспетчером по Донецкому округу железных дорог, а в 1951 году, после упразднения округов, он стал начальником отдела дорог Юго–Запада.
За самоотверженный труд Семен Васильевич был награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, рядом медалей.
Елена БУКРЕЕВА,
начальник отдела наград
Административного департамента
Минтранса России
15.10.15
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.