Скандал в аэропорту Внуково с разоблачением группы воров – грузчиков и сотрудников зон досмотра, регистрации и службы авиационной безопасности – разгорелся накануне сезона отпусков. За год пассажиры, у которых вытащили вещи из багажа, подали в полицию более 200 заявлений, и это только те случаи, когда человек был уверен, где именно украли.
Немало фактов, когда люди не обращаются за помощью, считая это безнадежным. Например, мало кто поднимает шум из–за спиртных напитков и сувениров, которые весьма часто испаряются из чемоданов и сумок. Но и 200 – цифра не маленькая, даже учитывая, что пассажиропоток аэропорта за год составил более 15 миллионов человек. По подозрению в кражах задержаны 50 человек.
От всего увиденного и услышанного за последние дни становится грустно. Российские власти призывают сделать нашу страну привлекательной для туризма и бизнеса, но при этом как–то забывают о том, что практически для любого иностранца, чем бы он ни занимался, Россия и Москва, в частности, начинаются с аэропорта. И пока эти своего рода въездные ворота выглядят, мягко говоря, не лучшим образом и уж явно не способствуют созданию привлекательного образа нашей страны. О каком авторитете «въездных ворот» можно говорить после таких разоблачений, как во Внуково?
Наивно полагать, что кражи в аэропорту совершают какие–то посторонние личности. Потрошат багаж пассажиров непосредственно работники аэропортов. А ведь туда на работу, что называется, берут не с улицы. Досье потенциального грузчика, сортировщика, водителя и уж тем более сотрудника службы безопасности долго рассматривают, психологи проводят несколько собеседований и только потом дают добро. Но, несмотря на жесткий контроль, то во Внуково, то в Шереметьево, то в Домодедово регулярно разоблачают целые преступные группировки. И хотя за последние годы количество подобных преступлений значительно сократилось, хищение багажа по–прежнему остается большой проблемой для аэропорта. Любая кража накладывает негативный отпечаток на имидж и авиакомпании, и аэровокзала, и на общественное мнение о работе сотрудников правоохранительных органов в аэропорту.
Как уверяют стражи порядка, к кражам в воздушных гаванях причастны не одиночки, а целые криминальные сети. Сначала пассажиров побогаче высматривают таксисты, которые, как и большинство работников различных служб в аэропортах, – из соседних населенных пунктов. Это логично, потому что люди стараются устраиваться на работу поближе к дому. А там пошла цепочка: кто–то с кем–то учился вместе, кто–то живет по соседству, а уж о родственниках и говорить нечего…
Таксисты передают информацию об «интересном клиенте» «смотрящему», которые дежурят у стоянок такси. Те уже ведут пассажира до стойки регистрации. Номер рейса и внешние признаки сданной в багаж сумки сообщают грузчикам. А дальше уже дело техники: кража происходит, как правило, во время перегрузки багажа с транспорта в самолет, ведь камер видеонаблюдения в этот момент рядом практически нет.
На события во Внуково откликнулось множество людей.
«Обслуга аэропортов еще с советских времен потрошила багаж. Пора бы уже правоохранительным органам этим всерьез заняться, ведь если что–то могут извлечь из сумки, значит, могут и подложить…»
«В Домодедово такая же история, воруют не слабее. И там мафия. Кстати, все они местные, живут рядом».
«Сын летел из Израиля в отпуск через Москву, так во Внуково украли всю косметику Мертвого моря, которую я заказала».
«Это мафия, хорошо организованная и скоординированная. От наводчиков, стоящих на таможенных терминалах, до любого служащего аэропорта. Был потерян мой чемодан в российском аэропорту, и не какой–нибудь, а именно с новыми вещичками, хорошо упакованный. Сразу стало понятно, что тот, кто просматривал его на входе, и сообщил по цепочке. Там имеет свой откат каждый. Мутные сейчас аэропорты, очень мутные».
«Имею горький опыт. Летела из Венгрии с посадкой во Внуково. С приличного чемодана сорвали замок и рылись в вещах».
«Весной 2005 года летел из Германии в Якутск с пересадкой в Москве. Естественно, набрал хороших вещей для родственников. Чемоданы были на специальных замках, их просто нагло взломали и взяли то, что посчитали нужным. Стыд и позор!»
Внуково – не единственная воздушная гавань, где грузчики потрошат чемоданы и сумки пассажиров. В свое время много писали о четверых грузчиках аэропорта Шереметьево, которые вытаскивали из сумок пассажиров технику и золото.
– Оказывается, они занимались этим довольно долго, – рассказала инспектор по связям со СМИ линейного УВД в аэропорту Шереметьево Елена Старкова. – Даже видеокамер, которыми оборудованы все залы аэропорта, не боялись.
Схема была проста. Воры открывали сумки, которые не были упакованы в целлофан. И вытаскивали оттуда технику – ноутбуки, фотоаппараты, сотовые телефоны, плееры, золотые украшения. А пару раз не погнушались взять женские сапоги и мужские рубашки.
Произвол остановили пассажиры, которые стали массово бить тревогу. Проверив все видеозаписи, полиция ахнула: ну и наглость! Сразу же выяснилось, что все воры–грузчики проживали в Долгопрудном и друг друга знали много лет. Правда, наказание они отбывают в разных колониях.
Еще два грузчика Шереметьево уже отбывают срок за кражу мобильников на 400 тыс. руб. Химкинский городской суд определил им по шесть лет лишения свободы.
Авиакомпании и аэропорты усиленно борются с кражами, стараются везде установить камеры, проверяют всех работающих с багажом на выходе с территории. Иногда это помогает. Так, в Домодедово видеокамеры помогли выявить двух сотрудников, которые обворовывали пассажиров, присваивая вещи из забытого в терминале багажа. «Четкие цветные изображения, на которых видно, как именно сотрудники похищали сумки, а затем копались в них, не оставили злоумышленникам ни единого шанса на оправдание», – подчеркнула подполковник полиции Татьяна Агапова.
Когда в полицию аэропорта Пулково стала поступать оперативная информация об исчезновении из багажа пассажиров косметических средств, элитной алкогольной продукции, мобильных устройств и компьютерной техники, следователи также по видеозаписям выявили виновных. Ими оказались грузчики, которые совершали преступления по отработанной схеме прямо во время своего дежурства. Они вскрывали некоторые дорожные сумки и чемоданы, а потом извлекали оттуда ценности.
Еще несколько грузчиков Пулково задержаны за кражу планшетников из почтовых отправлений. Сотрудники линейного отдела МВД России в аэропорту Пулково раскрыли кражу портативных компьютеров, которые доставлялись в Россию почтой из–за рубежа. Установлено, что после разгрузки багажного отделения самолета рейса Амстердам – Санкт–Петербург грузчики повезли товары на склад. В пути они вскрыли один из мешков с почтовыми отправлениями и похитили мобильный телефон, а также четыре планшетных компьютера известных марок. Добычу спрятали в служебной раздевалке.
Благодаря предоставленным администрацией аэропорта записям с камер видеонаблюдения сотрудникам правоохранительных органов удалось оперативно задержать работников службы обработки багажа, отметили в пресс–службе аэропорта. В настоящее время работники, в отношении которых возбуждены уголовные дела, уволены.
Эксперты считают, что в случае, если аэропорт не может стопроцентно защитить груз, его должны защитить сами пассажиры, в частности, обмотав скотчем. Это увеличивает время вскрытия сумки, а возиться с ней воришке, как правило, не хочется, плюс к тому упаковка просто защищает от грязи. Эксперты не советуют оставлять в сдаваемом багаже ничего ценного, ведь как только пассажир расстается с багажом, его вещи оказываются на огромном рынке для воров. …А тем временем в Сети появились объявления о наборе грузчиков во Внуково, написанные от имени компании «ЮТиДжи», сотрудники которой погорели на кражах. Основные требования к кандидатам: хорошее здоровье, образование не ниже среднего, гражданство России или Беларуси, порядочность. Зарплата от 32 тыс. до 45 тыс. руб. в месяц.
Интересно: о порядочности для красного словца или серьезно?
Владимир ГОНДУСОВ
26.05.2016
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.