Перевозчики–теневики стараются уйти из поля зрения контролирующих организаций
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
За последние годы ситуация с безопасностью дорожного движения в Дагестане существенно поменялась. И особенно это заметно на пассажирском транспорте. Скажем, в несколько раз сократилось число дорожно–транспортных происшествий по вине лицензиатов, в прошлом году не было погибших в этих ДТП. Увеличилось количество юридических и должностных лиц, привлеченных к ответственности за нарушения транспортного законодательства.
По данным территориального отдела Госавтодорнадзора по Республике Дагестан, 90% ДТП происходят в республике по вине так называемых перевозчиков–теневиков, то есть тех водителей и индивидуальных предпринимателей, которые стремятся свести свои контакты с правоохранительными и контролирующими органами к минимуму, а еще лучше – вовсе исключить.
И тем не менее ситуация в этой сфере действительно меняется. Об этом мы беседуем с заместителем начальника межрегионального территориального управления по Северо–Кавказскому федеральному округу – главным государственным транспортным инспектором по Республике Дагестан Муртузали МУРТУЗАЛИЕВЫМ.
– Муртузали Бибалаевич, как удалось этого добиться? Какие меры вы предпринимаете, чтобы добиться нужного результата?
– Секрета никакого нет. Нужно всего лишь вести работу всем заинтересованным сторонам, причем вести ее постоянно и системно. Мы связываем положительные результаты нашей деятельности в последнее время с тем, что удалось наладить совместную работу с другими контролирующими органами республики. У всех этих структур одна задача. Раньше все занимались своими делами сами по себе. Мы заключили соглашение со всеми – МВД, минтрансом республики, Управлением ФНС РФ по РД и т. д. На основании его разрабатываем ежеквартальный план рейдовых мероприятий. Идет постоянный обмен информацией.
Кроме этого, заключили отдельное соглашение с управлением ГИБДД городов Махачкала, Дербент, а также с временной оперативной группой МВД на федеральных дорогах. Там стоит не полиция Дагестана, там следят за порядком полицейские, командированные из других регионов.
Мы работаем совместно с налоговой инспекцией. Когда повысили налоги для ИП, занимающихся перевозками, они начали массово уходить в тень. За один год около 900 предпринимателей прекратили свою деятельность. Мы проводили совместную работу, теперь уже около 700 лицензиатов вернулись. Раньше они работали в тени, но там очень большие штрафы за нарушения законодательства, и они вернулись.
– Однако вести работу последовательно и системно – это, наверное, самое трудное. Особенно если в этой работе участвуют несколько структур…
– Согласен. Да, сначала было непонимание. Но потом мы нашли общий язык. Поняли, что в одиночку мы эти проблемы транспортной безопасности если и будем решать, то это займет и много времени, и отнимет много сил. Возьмем, к примеру, автостанции. Ими пользовались в основном незарегистрированные перевозчики. Заехал на территорию, уплатил 500 руб., забрал пассажиров – и уехал. Никого не интересовало, есть ли у него лицензия, страховой полис, другие документы. Всех интересовала экономическая составляющая. К тому же не хотели тратить время и деньги на получение всех этих документов. Но мы действовали системно и упорно. У каждого автовокзала дежурили постоянно, не давая автомашинам въезжать туда, все время бомбардировали их руководство письмами о ситуации и требовали навести порядок. И многие поняли, что проще, что называется, легализоваться, чем постоянно платить штрафы. И сегодня они нам благодарны. Только с Северного автовокзала, куда таким образом заезжали сотни машин, в течение месяца пришли и зарегистрировались около 200 человек. Сейчас такая же ситуация на Южной автостанции.
– Но у вас в республике, насколько я знаю, весьма распространены так называемые заказные перевозки, которые трудно контролировать…
– Действительно, пока не удается взять их полностью под контроль. Они только называются заказными, а на самом деле автобусы регулярно ходят в Москву, Ростов, Баку, Тюмень и другие города. И как правило, работают в круглосуточном режиме. То есть ДТП главным образом происходят в других регионах из–за переутомления водителей. Мы неоднократно говорили, что необходимо запретить ночные перевозки.
Благодаря совместным с ГИБДД действиям удалось как–то смягчить эту проблему, но решить ее до конца не получилось. Пока этот вид деятельности не будет лицензирован, контролировать его будет достаточно сложно.
– Во многих регионах, где нам приходилось работать, мы слышали жалобы ваших коллег на то, что местные власти порой относятся к проблемам транспорта как к чему–то второстепенному и необязательному. Хотя это их прямая обязанность – наладить транспортное обслуживание населения. Как обстоят дела в Дагестане?
– И у нас были такие проблемы. Но руководство республики твердо взяло курс на наведение порядка в транспортном комплексе и того же требует от руководителей муниципалитетов. Хотя, конечно, дело идет непросто. Как показала аттестация руководителей органов по безопасности движения, которую мы проводили, среди аттестуемых всего 15% имеют специальное образование. И тем не менее положение стало меняться. Теперь, к примеру, руководители муниципальных образований Кизляра, Дербента, Акушинского, Кайтагского, Табасаранского и других районов сами стали инициаторами проведения контрольно–надзорных мероприятий с целью вывода из тени незаконных автоперевозчиков на своей территории.
С начала прошлого года к административной ответственности привлечены свыше 7,5 тыс. автоперевозчиков. Из них за незаконную предпринимательскую деятельность на автомобильном транспорте – более 200. За этот период лицензии получили 650 человек, трудо-
устроены 1400 человек. А ведь раньше многие из них занимались перевозочной деятельностью незаконно, местный и республиканский бюджеты теряли немалые деньги от невыплаченных налогов.
– Можно конкретный пример?
– Пожалуйста. Возьмем, к примеру Дербент. Здесь проделали большую работу по наведению порядка в сфере транспорта: утвердили положение об организации пассажирских перевозок, сформировали комиссию, которая ими занимается, создали положение об отборе участников на право осуществления перевозок, утвердили маршруты, создали паспорта маршрутов и т. д.
Но этого мало. Муниципалитеты не имеют права ограничивать незаконно действующих перевозчиков и составлять на них административные материалы. Поэтому обратились за помощью к нам и управлению ГИБДД: необходимы регистрация перевозчиков в налоговом органе, получение лицензии на перевозку, страхование пассажиров, наличие договоров с автостанциями конечных пунктов маршрутов и т. д. Сейчас мы этим занимаемся.
Но главное, подчеркну еще раз, инициатива идет от глав муниципальных образований.
– Понятно, что сделано уже немало. А какие проблемы предстоит совместно решить в ближайшее время?
– Да, проблем еще хватает. Например, наши индивидуальные перевозчики эксплуатируют автобусы 25–30–летнего возраста. А существующая законодательная база не позволяет нам ограничивать выдачу лицензий в зависимости от срока эксплуатации автобусов.
Во многих городах имеются несанкционированные пункты отправки автобусов. Мы выдаем предписания об их ликвидации, однако они продолжают действовать. На наш взгляд, было бы целесообразно при оценке деятельности муниципальных образований учитывать уровень обслуживания населения пассажирскими перевозками и их соответствие нормативам транспортного законодательства.
Одним из лицензионных требований является использование перевозчиком транспортного средства, оснащенного в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Сейчас мы этот контроль в соответствии с приказом Минтранса России не проводим. Но нам неизвестны случаи самостоятельной установки аппаратуры владельцами транспортных средств в целях безопасности движения.
Многие перевозчики продолжают свою деятельность без заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности, лишая пассажиров возможности получить страховые выплаты в случае ДТП.
Немало претензий у нас к перевозчикам и за частое игнорирование постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозки организованных групп детей автобусами». На недавнем совещании мы отмечали среди нарушителей автоперевозчиков Махачкалы, Избербаша, Кизилюртовского, Ботлихского, Карабудахкентского, Рутульского, Магарамкентского и Хасавюртовского районов.
Так что проблем, повторюсь, хватает…
В заключение мне хотелось бы сказать еще вот о чем. Наше межрегиональное территориальное управление – пожалуй, единственная подобная структура в России: весь Северо–Кавказский федеральный округ в нашем подчинении. Кого–то поначалу это смущало, раздавались голоса, что структура слишком громоздка, что управлять ею будет непросто, что интересы территорий могут противоречить друг другу. Но за годы совместной работы мы убедились, что все эти сомнения не имеют под собой почвы. На наш взгляд, стало гораздо проще работать, легче консолидировать силы для решения каких–то масштабных задач. А местным властям – труднее влиять на наших работников.
Такая структура, как межрегиональное территориальное управление, доказала свою эффективность. Поэтому, думаю, этот опыт заслуживает того, чтобы его распространить и на другие округа.
Евгений УШЕНИН,
собкор. «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.