Госдума РФ нового состава рассмотрит проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа», подготовленный Минтрансом России.
В соответствии со ст. 4 кодекса под каботажем понимаются перевозка и буксировка между российскими морскими портами, которые осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.
В настоящее время законодательство Российской Федерации не регламентирует перевозки и буксировку на территории России, которые начинаются и (или) заканчиваются за пределами границ морского порта, то есть за пределами его территории и акватории.
Поэтому суда, плавающие под флагом иностранного государства, сохраняют возможность проводить такие работы, так как их деятельность регулируется международными договорами Российской Федерации или в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года № 504.
При этом российские перевозчики, осуществляющие перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, не имеют никаких привилегий при перевозках между территорией России и объектами, находящимися под российской исключительной юрисдикцией.
Законопроектом предлагается под каботажем понимать перевозки и буксировку не только между российскими морскими портами, но и между морскими портами и другими местами погрузки и выгрузки в России и (или) искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе России.
Расширение понятия «каботаж» позволит обеспечить приоритетное право на перевозку и буксировку судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации.